Статья на тему:"Формирование коллектива первоклассников"
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование классного коллектива первоклассников
в условиях адаптации к школе.
(из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «Кировская ОШ №1» Кировского района Республики Крым
Обуховой Ирины Михайловны
Воспитывать нужно человека счастливого. А такого человека можно и нужно воспитывать в коллективе.
А.С.Макаренко
Воспитание требует особой организации жизни и деятельности учеников, своеобразной организации всей системы отношений с окружающим миром и, в частности, между детьми и педагогами, другими работниками школы, родителями и вообще всеми, с кем им приходится сталкиваться.
Ребёнок идёт в школу. Что ожидает его?
Первоклассник, попадая в новый коллектив, стремится понять: что здесь будет происходить и как? С кем можно дружить? Добрый ли человек учитель? Он пытается почерпнуть информацию о новой ситуации в выражении лица классного руководителя, в оформлении школы, класса. Без осмысления этой информации ребенку сложно сориентироваться и выбрать модель поведения в новых условиях.
Станет ли для ребёнка новая школа вторым домом? Найдёт ли он в ней понимание, заботу и защиту, испытает ли он радость от общения со сверстниками? И хочется верить, что всё будет хорошо и это будет хорошая школа. А хорошая школа - это не только чётко организованная система уроков. Не может гарантировать правильное нравственное развитие детей школа, которая не живет после уроков! Хорошая школа- это обязательно ЦЕЛЫЙ МИР общения, споров, переживаний и откровений, совместного накопления нравственного опыта, т. е. это ЦЕНТР организованного общения школьников.
Дети воспитываются в деятельности. И неважно какая это будет деятельность, какой её вид, как важно КАКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ будет она пропитана и наполнена, какие нравственные отношения будут повторяться, воспроизводиться и закрепляться в опыте, привычках и характере детей.
Налаживание условий жизнедеятельности и общения – это задача становления детского коллектива в школе.
Каждый коллектив несёт в себе, с одной стороны признаки организации, а с другой стороны признаки психологической группы.
Рассматривая школьный класс как возможный коллектив, можно выделить несколько стадий его развития.
На первой стадии развития коллектива эмоционально – психологические отношения опережают в своём развитии деловые. Каждый ребёнок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которой бы его приняли; стремится занять в ней достойное положение. Микрогруппы формируются чаще всего на основе общих интересов. В классе в это время много и одиноких школьников. На этой стадии развития коллектива происходит и в основном завершается узнавание друг друга и микрогруппы. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, общественное мнение только начинает формироваться и часто меняется.
На второй стадии развития коллектива всё большее значение приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. Коллектив сориентирован на полезную для себя и общества разнообразную деятельность.
В это время особенно необходим ощутимый результат, признание успехов. Как правило, среди ребят уж сформирован актив, хотя дети испытывают ещё трудности при организации самоуправления. Круг общения ребят расширяется, а «предметом» общения становится классная жизнь.
Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентиров и форм поведения как членов коллектива, так и объединяющих их групп.
В этот период коллектив класса уже способен разрешать возникающие в нём конфликты самостоятельно; большинство детей ощущают себя членами коллектива, чувствуют себя защищёнными. «Изолированных школьников» в это время уже очень мало, ребята становятся более активными, чувствуют ответственность за класс и своих товарищей.
На третьей стадии развития самой важной становится деятельность коллектива на пользу другим людям. Устанавливается гуманистический характер отношений, когда каждый становится ценностью для всех. Появляется больше возможностей для самовыражения и самоутверждения, проявления творческих задатков. Школьники ради успеха способны стать выше своих симпатий и антипатий. Дружеские микрогруппы объединяются в общий классный коллектив. Конфликты возникают всё реже, ребята сами их преодолевают. Атмосфера коллектива становится оптимистичной и доброжелательной. Ребята чувствуют себя защищёнными и это чувство сразу возникает у новичков.
Хорошо известно, какую важную роль играет чувственное, эмоциональное восприятие коллектива его членами. Бесспорно, что воспитание эффективно тогда, когда оно незаметно для детей. Поэтому воспитательные воздействия педагога должны быть исключительно осторожными и иметь современную методику, соответствующую целям и принципам воспитания.
Проблемы формирования классного коллектива сложны. Вряд ли стоит ждать быстрых прорывов в решение проблем создания детских коллективов.
Нужна кропотливая теоретическая и практическая деятельность классного руководителя с чётким пониманием того, что происходит в детской среде.
В этом учебном году у меня новый набор – 24 первоклассника. И моя задача, как классного руководителя сделать все возможное для того, чтобы мой класс жил интересной, увлекательной жизнью, чтобы дети умели общаться и сотрудничать, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу. С первых дней я веду работу над тем, чтобы дети соблюдали правила поведения в школе и классе. Для этого в кабинете есть пособия в картинках, классный уголок, где распределены обязанности детей, цветы, чистота. По формированию коллектива первоклассников в условиях адаптации к школе я провожу с детьми различные формы работы:
-классные часы различной тематики «Дружба – великая сила», «Учимся общаться», «В мире вежливых слов»;
- викторины, конкурсы, игры на уроках и переменах;
- праздники.
Детский массовый праздник – одна из самых распространенных форм работы классного руководителя начальной школы. Праздник нужен как вид творчества, как одна из форм духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его « мудрости» - « чтобы развивая – поучать».
В качестве примера приведу празднование праздника с родителями в моем 1-А классе «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»
В ходе подготовки праздника с первоклассниками была проведена большая коллективная работа, направленная на воспитание духовно-нравственных и эстетических качеств учащихся: разучивание песен, танца маленьких утят, разработка сценария праздника, оформление кабинета и актового зала, подбор музыкального сопровождения. Подготовку к этой дате мы начали заблаговременно. Совместно с детьми продумали, как мы будем к нему готовиться, что предстоит сделать. Дети пригласили на праздник не только мам и пап, но и бабушек и дедушек, братьев и сестер.
Сам праздник проходил в очень тёплой атмосфере. В подготовку мероприятия были включены учащиеся 5 –А класса. Они изображали сказочных героев: Лисенка, Зайчонка, Бельчонка, Медвежонка и Ведущей. Активное участие принимали и родители первоклассников, готовя для них выступление в стихотворениях – «Пожелания родителей детям» и ,конечно же, подарки для «Настоящих учеников» - медальки.
Свое «посвящение» ученики 1-А класса начали с торжественного входа в зал под музыку и аплодисменты гостей. Совместно маленькие ученики и «завтрашние» выпускники танцевали, отгадывали ребусы и загадки, пели, водили хоровод, играли в игры. Все это помогло сплотить коллектив первоклассников, способствовало развитию качеств обязательности и ответственности.
Но сам праздник – не самоцель. Процесс его подготовки, ожидание, предвкушение успеха, волнение, само действо оставляют в душе ребёнка яркий и добрый след.
После праздника мы всегда обсуждаем, что понравилось, запомнилось; что можно добавить, изменить.
Так вот, развитие умения общаться и сотрудничать, на мой взгляд, это самая важная цель, которую я ставлю перед собой, как классный руководитель, создавая коллектив. На пути достижения этой цели, я стараюсь формировать у своих учеников качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:
- Уважение чужого мнения
- Эмоциональная устойчивость
- Желание совершать хорошие поступки
- Самопризнание себя как личности
Я, как педагог и классный руководитель, подчеркиваю успешность деятельности своих учеников и стимулирую участие учащихся в классных, школьных и внешкольных мероприятиях и конкурсах.
Чтобы реализовать сложившиеся задачи воспитания, «вырастить» коллектив младших школьников, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы. Личный пример и необходимость быть старшим другом для своих воспитанников – залог создания мудрого коллектива в начальной школе. Для этого я постоянно занимаюсь самообразованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Проектная деятельность первоклассников как способ формирования УУД
Публикация статьи. 16 декабря проходил межрайонный методический семинар учителей начальных классов в городе Купино. Мое выступление было по теме "Проектная деятельность первоклассников как способ форм...
Статья по теме: "Формирование коллектива детей в условиях творческой театральной деятельности".
Театральная деятельность - универсальная образовательная и воспитательная модель, в процессе которой у ребят появляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия, групповог...
Проект "Формирование коллектива первоклассников через организацию коллективного дела"
Образовательный процесс подразумевает воспитание и образование всех его участников. Первый класс - это самый важный этап школьной жизни ребенка. Задача учителя - организовать школьну...
Статья на тему: Формирование самооценки первоклассников с помощью системы «Светофор».
Статья посвящена формированию у первоклассников умения оценивать свою учебную деятельность. Рассматриваются возникшие противоречия по данному вопросу и способ их решения, который отражён в системе &qu...
Статья на тему: "Формирование самооценки первоклассников в условиях ФГОС НОО".
Выступление в районном семинаре на тему "Актуальные вопросы развития образования" в рамках районного конкурса педагогических достижений, в номинации "Педагогические надежды" 2018 г...
Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе».
Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе»....
Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".
Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка"....