Статья на тему: "Формирование самооценки первоклассников в условиях ФГОС НОО".
статья (1 класс)

Сухова Анна Юрьевна

Выступление в районном семинаре на тему "Актуальные вопросы развития образования" в рамках районного конкурса педагогических достижений, в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., Санкт-Петербург, Красносельский район. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Представление себя и темы.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, конкурсанты и гости. Меня зовут Сухова Анна Юрьевна, я учитель 1 класса школы № 54. Тема моей инициативы в образовании звучит так «Формирования системы самооценки первоклассников в условиях ФГОС НОО».

Почему важна данная тема?

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. У каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных качеств, их самооценки.

Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Особое место самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, т. к. именно в этом возрасте идет процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Формирование данного умения необходимо начинать с первого года обучения ребёнка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят оценочную деятельность, будет зависеть успешность их дальнейшего образования.

Об этом говорится и во ФГОС НОО.

Противоречие

Однако, существует противоречие.

Приоритетным направлением образовательных стандартов второго поколения является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Таким образом, ФГОС требует сформированность умения оценивать свою деятельность у выпускника, но критериев данной самооценки не предусматривает.

Ученик ориентируется на оценку прежде всего учителя, но в первом классе безотметочное обучение со стороны учителя. Также возникает противоречие: необходимость формировать оценивание и наличие безотметочного обучения в 1 классе.

Решение

Данные противоречия можно решить создав систему самооценивания первоклассников на каждом уроке, используя особые критерии. Система может быть организована в любом образовательном учреждении.

Совместно с моим наставником и администрацией школы мы решили внести данную систему оценивания в мой класс. Начиная с первого учебного дня я познакомила учащихся с ней и начала реализацию.

Так как задача учителя - помочь ребёнку научиться адекватно оценивать свои возможности, научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны я использовала критериальный аппарат, которым стал «Светофор». Сигналы светофора помогают учащимся ориентироваться в оценке своей деятельности.

В ходе уроке, рядом с выполненным заданием первоклассники рисуют «Сигнальчик» на полях тетради соответствующего цвета. Если задание выполнено неверно – красный «Сигнальчик», выполнено неаккуратно или с ошибкой – желтый, если задание выполнено верно и аккуратно – зелёный.

В конце каждого урока учащиеся подводят итоги работы на уроке - подсчитывают количество «Сигнальчиков» и разукрашивают круг в дневнике рядом с предметом соответствующим цветом.

Плюсы предлагаемой самооценки учащихся в первом классе

Перечислю плюсы данной системы самооценивания:

  1. Система предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Учащийся оценивания собственную работу на уроке, родитель отслеживает результат работы ребёнка через дневник. Далее родитель беседует с учителем о проблемах учащегося с конкретным предметом.  
  2. Ребёнок оценивает себя за каждое верное и аккуратно выполненное задание, а не своё настроение на уроке, что является оцениванием учебной деятельности.
  3. Учёт ФГОС и безотметочной системы оценивания в первом классе.
  4. Метапредметные связи с ПДД. Так как критериальный аппарат в системе — это светофор, а «Сигнальчики» имеют цвета светофора. Цвета «Сигнальчиков» в системе самооценивания обозначают такие же действия, которые должен совершать пешеход переходя дорогу.  

Внедрение в свой класс системы самооценивания 

На примере урока математики опишу работу системы.

Учащиеся изучают цифру 5. На уроке было 5 заданий, каждое из которых предполагало верное и аккуратное решение. После выполнения каждого задания мы обсуждаем: было ли оно сложное, кто справился из детей, у кого не получилось справиться и почему, аккуратно ли выполнена работа в тетради. Озвучивая критерии выполнения заданий, я использую светофор, акцентируя внимание учащихся на разных цветах. Далее ребята рисуют «Сигнальчик» напротив выполненного задания, оценивая себя по критериям.

Подводя итоги урока ребята подсчитывают «Сигнальчики» в тетради. Я прошу учащихся оценить свою работу на уроке и показать круг соответствующего цвета из своего набора. В дневнике у учащихся всегда находится набор из трёх сигнальчиков для оценивания себя. На этом этапе я проверяю верность самооценки. Если вижу несовпадения, то задаю вопросы: почему ты показываешь именно такой цвет? Как ты думаешь, ты сегодня поработал лучше, чем вчера? Все ли ты выполнил верно и аккуратно сегодня? После обсуждения ребята разукрашивают круг одним из цветов в дневнике, около с предметом.

Хотелось бы озвучить начальные результаты внедрения системы.

  • Детям нравится процесс работы со светофором и сигнальчиками, так как это игровая форма
  • Учащиеся учатся оценивать себя критично
  • Учащиеся действительно оценивают сами свою работу на уроке исходя из анализа выполненных учебных заданий
  • Родители отслеживают работу ребёнка на уроке

Планируемые результаты (после года работы системы в классе):

  • Взаимосвязь всех субъектов образования
  • Адекватное оценивание своей деятельности. Нет завышенных и заниженных самооценок
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников в условиях ФГОС

Благоприятные и неблагоприятные факторы адаптации учеников 1 класса. Результаты анкетирования родителей. Что такое самооценка? Способы самооценивания....

Статья по теме: "Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"

Статья по теме: Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"Одной из первостепенных  задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения...

Статья по теме: "Формирование коллектива детей в условиях творческой театральной деятельности".

Театральная деятельность  - универсальная образовательная и воспитательная модель, в процессе которой у ребят появляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия, групповог...

Статья на тему: Формирование самооценки первоклассников с помощью системы «Светофор».

Статья посвящена формированию у первоклассников умения оценивать свою учебную деятельность. Рассматриваются возникшие противоречия по данному вопросу и способ их решения, который отражён в системе &qu...

Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....

Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...