Статья на тему: "Формирование самооценки первоклассников в условиях ФГОС НОО".
статья (1 класс)
Выступление в районном семинаре на тему "Актуальные вопросы развития образования" в рамках районного конкурса педагогических достижений, в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., Санкт-Петербург, Красносельский район.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление себя и темы.
Здравствуйте уважаемые члены жюри, конкурсанты и гости. Меня зовут Сухова Анна Юрьевна, я учитель 1 класса школы № 54. Тема моей инициативы в образовании звучит так «Формирования системы самооценки первоклассников в условиях ФГОС НОО».
Почему важна данная тема?
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. У каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных качеств, их самооценки.
Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Особое место самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, т. к. именно в этом возрасте идет процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Формирование данного умения необходимо начинать с первого года обучения ребёнка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят оценочную деятельность, будет зависеть успешность их дальнейшего образования.
Об этом говорится и во ФГОС НОО.
Противоречие
Однако, существует противоречие.
Приоритетным направлением образовательных стандартов второго поколения является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Таким образом, ФГОС требует сформированность умения оценивать свою деятельность у выпускника, но критериев данной самооценки не предусматривает.
Ученик ориентируется на оценку прежде всего учителя, но в первом классе безотметочное обучение со стороны учителя. Также возникает противоречие: необходимость формировать оценивание и наличие безотметочного обучения в 1 классе.
Решение
Данные противоречия можно решить создав систему самооценивания первоклассников на каждом уроке, используя особые критерии. Система может быть организована в любом образовательном учреждении.
Совместно с моим наставником и администрацией школы мы решили внести данную систему оценивания в мой класс. Начиная с первого учебного дня я познакомила учащихся с ней и начала реализацию.
Так как задача учителя - помочь ребёнку научиться адекватно оценивать свои возможности, научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны я использовала критериальный аппарат, которым стал «Светофор». Сигналы светофора помогают учащимся ориентироваться в оценке своей деятельности.
В ходе уроке, рядом с выполненным заданием первоклассники рисуют «Сигнальчик» на полях тетради соответствующего цвета. Если задание выполнено неверно – красный «Сигнальчик», выполнено неаккуратно или с ошибкой – желтый, если задание выполнено верно и аккуратно – зелёный.
В конце каждого урока учащиеся подводят итоги работы на уроке - подсчитывают количество «Сигнальчиков» и разукрашивают круг в дневнике рядом с предметом соответствующим цветом.
Плюсы предлагаемой самооценки учащихся в первом классе
Перечислю плюсы данной системы самооценивания:
- Система предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Учащийся оценивания собственную работу на уроке, родитель отслеживает результат работы ребёнка через дневник. Далее родитель беседует с учителем о проблемах учащегося с конкретным предметом.
- Ребёнок оценивает себя за каждое верное и аккуратно выполненное задание, а не своё настроение на уроке, что является оцениванием учебной деятельности.
- Учёт ФГОС и безотметочной системы оценивания в первом классе.
- Метапредметные связи с ПДД. Так как критериальный аппарат в системе — это светофор, а «Сигнальчики» имеют цвета светофора. Цвета «Сигнальчиков» в системе самооценивания обозначают такие же действия, которые должен совершать пешеход переходя дорогу.
Внедрение в свой класс системы самооценивания
На примере урока математики опишу работу системы.
Учащиеся изучают цифру 5. На уроке было 5 заданий, каждое из которых предполагало верное и аккуратное решение. После выполнения каждого задания мы обсуждаем: было ли оно сложное, кто справился из детей, у кого не получилось справиться и почему, аккуратно ли выполнена работа в тетради. Озвучивая критерии выполнения заданий, я использую светофор, акцентируя внимание учащихся на разных цветах. Далее ребята рисуют «Сигнальчик» напротив выполненного задания, оценивая себя по критериям.
Подводя итоги урока ребята подсчитывают «Сигнальчики» в тетради. Я прошу учащихся оценить свою работу на уроке и показать круг соответствующего цвета из своего набора. В дневнике у учащихся всегда находится набор из трёх сигнальчиков для оценивания себя. На этом этапе я проверяю верность самооценки. Если вижу несовпадения, то задаю вопросы: почему ты показываешь именно такой цвет? Как ты думаешь, ты сегодня поработал лучше, чем вчера? Все ли ты выполнил верно и аккуратно сегодня? После обсуждения ребята разукрашивают круг одним из цветов в дневнике, около с предметом.
Хотелось бы озвучить начальные результаты внедрения системы.
- Детям нравится процесс работы со светофором и сигнальчиками, так как это игровая форма
- Учащиеся учатся оценивать себя критично
- Учащиеся действительно оценивают сами свою работу на уроке исходя из анализа выполненных учебных заданий
- Родители отслеживают работу ребёнка на уроке
Планируемые результаты (после года работы системы в классе):
- Взаимосвязь всех субъектов образования
- Адекватное оценивание своей деятельности. Нет завышенных и заниженных самооценок
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников в условиях ФГОС
Благоприятные и неблагоприятные факторы адаптации учеников 1 класса. Результаты анкетирования родителей. Что такое самооценка? Способы самооценивания....
Статья по теме: "Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"
Статья по теме: Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения...
Статья по теме: "Формирование коллектива детей в условиях творческой театральной деятельности".
Театральная деятельность - универсальная образовательная и воспитательная модель, в процессе которой у ребят появляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия, групповог...
Статья на тему:"Формирование коллектива первоклассников"
Статья из опыта работы....
Статья на тему: Формирование самооценки первоклассников с помощью системы «Светофор».
Статья посвящена формированию у первоклассников умения оценивать свою учебную деятельность. Рассматриваются возникшие противоречия по данному вопросу и способ их решения, который отражён в системе &qu...
Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".
Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....
Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"
Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...