Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе».
статья (1 класс)
Статья на тему «Проблема адаптации первоклассников к школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Проблема адаптации первоклассников к школе».
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых — учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках. Им необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям.
В этом случае, большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля, и с удовольствием нарушают их, как только внешний контроль ослабевает.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.
Конечно, и учитель, и воспитатель заинтересованы в том, чтобы первоклассники, как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. И учитель, и воспитатель с этой целью могут провести цикл из10 адаптационных занятий, разработанных для начальной школы.
Задачи адаптационных занятий:
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми, как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса, как предпосылки для освоения пространства школы. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.
Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 10 учебных часов и охватывают следующие темы:
Занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. | 1 |
2-3 | Правила школьной жизни. | 2 |
4 | Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника. | 1 |
5 | Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника. | 1 |
6 | Оценка. Формирование реалистичного восприятия первоклассниками школьной оценки. | 1 |
7-8 | Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества. | 2 |
9-10 | Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению. | 2 |
Помочь детям в адаптации к школе могут сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.
Сказки для школьной адаптации.
Создание "Лесной школы", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила".
Сказки об отношении учеников к вещам.
"Собирание портфеля", "Госпожа Аккуратность", "Жадность" и др.
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.
"Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказка".
Сказки о здоровье и о том, как стать большим.
"Режим», « Телевизор", "Бабушкин помощник", "Больной друг" и др.
Сказки о школьных конфликтах.
"Ябеда", "Шапка-невидимка (демонстративное поведение)", "Спорщик", "Обида", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты)".
Преодоление дефицита в развитии школьно-значимых функций
Тщательная и всесторонняя диагностика на этапе школьного старта, помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций. Это те функции, которые не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения и счета, но и в значительной мере определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала, начального этапа обучения. Наиболее важными с этой точки зрения являются следующие функции:
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез;
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез;
- слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух;
- сенсорно-двигательные координации;
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Недостатки в развитии названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе, что делает еще более выраженными различия в их стартовых возможностях при включении в систематическое обучение школьного типа.
Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития школьно-значимых функций, заявляют о себе уже в период дошкольного детства. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития школьно-значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само», как только они включатся в учебную работу, совершенно ошибочна и приводит лишь к усугублению первичных неблагополучий в развитии. В школе такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учащимися класса, напряжение при овладении школьными навыками, нередко отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают нервно психические срывы, а в крайних вариантах — категорический отказ от выполнения любых заданий в школе и дома.
Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия пока еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, чем какое-либо другое средство. Доказано, что чем меньше развит волевой компонент деятельности, тем чаще могут использоваться игровые формы в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Основной целью развивающей (коррекционно-развивающей) программы ребенка или группы детей должно являться развитие (упражнение, доформирование, «доведение») до уровня возрастных норм состояния школьно-значимых функций посредством использования специальных заданий двух видов:
- развивающие (коррекционно-развивающие) задания, построенные на учебном материале;
- развивающие (коррекционно-развивающие) задания, построенные на не учебном материале.
Второй вид заданий также включается в ткань занятий (уроков) и, кроме того, используется при организации детской деятельности во вторую половину дня (учебная работа младших школьников в группе продленного дня, индивидуальные развивающие, коррекционно-развивающие занятия с педагогом, психологом или логопедом, развивающие занятия с родителями в условиях семьи и др.). Эти задания также зарекомендовали себя, как действенное средство «подтягивания» развития детей, так как, опираясь на интерес и привычные для них виды деятельности (игровую, предметно-практическую, художественную), одновременно ставят их каждый раз перед все более сложными условиями и целями деятельности.
Учитель в своей работе использует специальный дидактический и иллюстративный материал, который отвечает, с одной стороны, потребностям конкретного урока, а с другой – индивидуальным особенностям и возможностям детей. Воспитатель для этих целей использует коррекционно-развивающие игровые задания в свободное время до обеда или после самоподготовки.
В начальной школе использование игровых программ развивающе-коррекционной направленности еще более возрастает, особенно важно их использование в первом полугодии первого года обучения. Именно в это время, педагог, сталкиваясь с недостаточной сформированностью у своих учеников школьно-необходимых функций, часто вынужден сначала заниматься не столько их обучением в соответствии с программой, сколько восполнением выявленных недостатков.
В этом случае совместная деятельность учителя и воспитателя должна привести к коррекции недостатков в развитии школьно-значимых функций.
Можно отметить следующие точки соприкосновения деятельности учителя и воспитателя:
- работа с родителями;
- организация самостоятельной учебной деятельности детей;
- адаптация первоклассников к школе;
- преодоление дефицита в развитии школьно-значимых функций (профилактика школьных трудностей).
Преемственность в работе учителя начальной школы и воспитателя продлённого дня, их тесная взаимосвязь сделают процесс обучения детей более продуктивным, разнообразным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...
Классное родительское собрание 1 класс. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе".
Классное родительское собрание 1 класс. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....
Тема: ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во вр...
Воспитательная работа Родительское собрание на тему "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
На собрании рассказывается о том, какие особенности имеет современный первоклассник. Даются советы родителям как надо воспитывать первоклассников....
Статья "Проблемы адаптации первоклассника в школе"
В статье раскрываются проблемы адаптации первоклассников...
Родительское собрание в 1 классе. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание...
Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»
Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»...