Добрые слова о моей игрушке
классный час по теме
Внеклассное мероприятие для 1-4 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrye_slova_o_moey_igrushke.doc | 57 КБ |
muzey_narodnoy_igrushki.rar | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрые слова о моей игрушке
Цель часа общения:
1. Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показать значение игрушки в жизни человека, взрослого и ребёнка.
2. Познакомить учащихся с народной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской, полхов-майданской.
3. Воспитывать умение общаться, быть искренним и честным.
Подготовительная работа.
1. Рисунки учащихся на тему: «Моя любимая игрушка»
2. Письмо сочинений-миниатюр «Добрые слова моей игрушке»
3. Выставка игрушек, принесённых учащимися из дома, а также глиняных народных игрушек, крестьянских игрушек (деревянная, тряпичная, соломенная)
Ход часа общения
Вступительная беседа.
Рассматривание выставки игрушек
УЧ.: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на нашу выставку. Сколько замечательных игрушек вы принесли!
УЧ.:
- Вот лошадка. Помните стихотворение:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
Дети читают «Зайку», «Мишку».
- Кто же автор этих замечательных стихов? Да, это А. Л. Барто. (Показать книгу)
А вы можете назвать материалы, из которых изготовлены игрушки? Где они были сделаны?
- Сегодня наш час общения посвящён игрушке, мы узнаем, когда же появились первые игрушки, из чего они были сделаны, чем они так дороги людям. А ещё мы познакомимся с народными глиняными игрушками. Наконец, вы расскажете о своих любимых игрушках. Итак…
Рассказ учителя об игрушках
- Как вы думаете, ребята, что означает слово «игрушка»? Русский писатель В. Даль так объясняет значение этого слова: «Игрушка – забава, лёгкое дело».
- Для чего нужны игрушки?
Дети отвечают. (Игрушки помогают быть добрыми и весёлыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь)
УЧ.: Какими бывают игрушки?
Для самых маленьких – погремушка, для детей постарше – кукла, мячик, машинка, волчок. Для ребят школьников предназначены различные настольные игры, и, наконец, компьютерные.
УЧ.: Но когда же появились первые игрушки?
- А вы знаете, что самой старой кукле на свете более 3000 лет?!
УЧ. читает энциклопедию «Всё обо всём» с.
Сегодня у нас есть куклы, которые ходят, говорят, кричат, спят, пьют. Но представьте себе бедную девочку, которой родители не могут купить куклу. Она возьмёт кусок полена. Повяжет девочка полешке платок, наденет юбку – чем не кукла - и можно отправляться в гости или на ярмарку! Поэтому учёные говорят, что первые игрушки возникли, вероятно, с доисторических времён, потому что когда были дети, были и куклы. Они были сделаны из дерева. Вначале у такой куклы даже не было лица, лишь острым предметом выцарапывались глаза. Позднее делались куклы из ткани с нарисованным на ней лицом, а так же из глины, слоновой кости, и даже соломы.
(Показать тряпичную, деревянную, соломенную куклы)
- Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и считалось, если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо – быть беде.
- А ещё была такая кукла «оберег». Её клали ребёнку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон.
(Показать тряпичную куклу-оберег)
- Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные. Что это за игрушки? Кто знает?
(Показать дымковскую)
- Может быть эта игрушка вам знакома?
(Показать филимоновскую)
- Правильно, это народные глиняные игрушки. Такие игрушки создавались руками народных умельцев. Хотите поближе познакомиться с народной игрушкой? Тогда отправляемся в Музей народной игрушки.
Будьте внимательны, запомните названия игрушек, цвета, узоры на игрушках.
Просмотр Мультимедийной презентации
Звучит русская народная музыка.
Детям предоставляется слайд-фильм «Музей народной игрушки» о дымковской, филимоновской, каргопольской, полхов-майданской игрушке.
№ слайда | Текст педагога |
1 «В музее народной игрушки» | Звучит народная музыка |
2 народные игрушки | В каждой области делали свои изделия, не похожие на другие. Многие игрушки называются по той местности, откуда они родом. На берегу р. Вятки стоит деревня. Зимой там топят печи, а летом часто стоят туманы. Деревня будто в дымке. Так её и назвали – Дымково. |
3 дымковкая игрушка | И живут в той деревне мастера, которые из глины делают настоящие чудо-игрушки. Отсюда и название игрушки - дымковская |
4 свистулька | В начале были игрушки-свистульки. Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице: Ты уж пташечка, Ты зелёная, Ты слетай за сине море Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму- Отомкни лето. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведённом на молоке. |
5 дымковские игрушки | Дымковские игрушки расписывались очень ярко: жёлтыми, красными, синими, зелёными красками. |
6 узор | Узоры на дымковской игрушке вполне незамысловатые: круги, колечки, точечки, да ещё волнистые линии – вот и весь узор. |
7 индюк | Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а настоящая жар-птица! |
8 филимоновская игрушка | А теперь посмотрите вот на эту красоту. По преданию основателем деревни был гончар Филимон. Отсюда и деревня Филимоново. Значит, название игрушки какое? |
9 филимоновская игрушка | Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А ещё чем? Верно, у всех игрушек сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи на змей-горынычей. Всё дело в глине. В Филимоново она очень жирная, маслянистая. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинами. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. |
10 филимоновская игрушка | После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристаёт. Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски да ещё точки, звёздочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, ёлочки и ростки – это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Расписывают такие игрушки красками, растёртыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, жёлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелёный. Есть ещё очень важное отличие филимоновской игрушки от других. Обратите внимание, все игрушки – свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. |
11 полхов-майданские таратушки | В руках настоящего мастера не только простой комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку, но и обыкновенный кусок полена превращается в чудо-игрушку. И такое по плечу умельцам из старинного русского городка Полохов-майдан. Полхов-майданские мастера считаются самыми главными игрушечниками в нашей стране, потому что они делают игрушки самые разнообразные: свистульки, матрёшки, детские балалайки, шкатулки, трещётки. И называется всё это забавным словом – таратушки. В чём же состоит главное отличиеэтой игрушки от дымковской и филимоновской? |
12 полхов-майданские таратушки | Присмотревшись повнимательней к майданской росписи, понимаешь, что палитра красок не такая уж большая, в основном используются красный, синий, жёлтый и чернильно-фиолетовый цвет. Основным мотивом майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. |
13 Каргопольские игрушки | На самом Севере России есть старинный город Каргополь. Здесь живут каргопольские мастера глиняных игрушек.
|
14 Каргопольские игрушки | Среди каргопольских игрушек нет двух одинаковых. Размером игрушки с ладонь, но если пристальнее посмотреть на них, то кажутся они великанами, в них есть что-то загадочное и волшебное. |
15 Полкан | Самая знаменитая каргопольская игрушка – Полкан – полуконь-получеловек. Это фантастическое существо пришло к нам из народных легенд и приданий. Полкан – крестьянский богатырь. |
16 Каргопольские игрушки | Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идёт из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой, точки перекрещивающиеся линии, чёрточки. Цвета: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный |
17 Узнай игрушку | Вот и подошло к концу наше путешествие в «Музей народной игрушки». Вы узнали много нового о создании глиняной и деревянной игрушки. Давайте попробуем узнать, где какая игрушка. |
Разыгрывание ситуации
- Ребята, к нам в гости пришла игрушка. Отгадайте загадку и узнайте, кто это.
Жил на свете мальчик странный,
Необычный деревянный.
Нос его был очень длинный,
Его звали…(Буратино)
Выбегает Буратино, навстречу ему идёт девочка и тянет за собой за ухо зайку. В другой руке – портфель.
Б.: Здравствуй, девочка!
Д.: Здравствуй, Буратино!
Б.: Ты почему такая нарядная ?Новое платье, красивый бант. Куда ты так принарядилась?
Д.: Ну как же, Буратино! Я ведь уже большая! Я – школьница! Я иду в школу!
Б.: А что ты там будешь делать, в этой своей школе?
Д.:Читать, писать, рисовать – учиться!
Б.: Учиться? А зайку тоже с собой берёшь?
Д.: Куда ему! Он уже старый, грязный, отдам его кому-нибудь, мне он не нужен!
Б.: Не нужен? Вот ты какая! Знаешь, что я тебе скажу? Ты плохая ученица и школьница!
Д.: Глупый какой! Что с ним говорить! Он ведь в школу не ходит!
Уходит со сцены, зайку оставляет.
Уч.: Зайку бросила хозяйка.
Пусть ответят нам ребята,
Кто здесь прав, кто виноватый?
(Высказывания детей)
- Почему девочка была не права?
- Можно ли бросать свои игрушки лишь только потому, что они состарились? Объясните.
- Давайте представим себе, что все игрушки исчезли, испарились. Что было бы на земле?
(Дети придумывают фантастический мир без игрушек)
- А что же нужно делать, чтобы игрушка жила долго?
Рассказ детей о своей любимой игрушке
- Накануне классного часа вы писали сочинения-миниатюры «Спасибо моей игрушке». Я попрошу вас сейчас продолжить фразу: «Я хочу сказать спасибо моей игрушке за то…»
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Какое настроение у вас сейчас? Закончите предложение.
(Предложения записаны на доске)
«Мне было скучно, потому что…»
«Мне понравилось, потому что…»
«Я узнала, что…»
«Я буду беречь свою игрушку, потому, что…»
- И мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.
Подписи к слайдам:
Музей народной игрушки
Дымковская игрушка
Ты уж пташечка,Ты зелёная,Ты слетай за сине мореТы возьми ключи весенниеЗамкни зиму – Отомкни лето.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ ТАРАТУШКИ
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ ТАРАТУШКИ
КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ
КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ
ПОЛКАН
КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ
Узнай
игрушку
Полхов-майданская
Дымковская
Филимоновская
Каргопольская
КОНЕЦ
ТВОРИ, ЛЕПИ, УКРАШАЙ, РИСУЙ, ВЫРЕЗАЙ. Ты можешь сделать сам красивую неповторимую игрушку из подручных средств. Самое главное – не бойся сделать что-то не так. Фантазируй, удачи тебе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения "Добрые слова о моей игрушке"
Цель часа общения: Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показатьзначение игрушки в жизни человека, взрослого и ребёнка.Воспитывать умение общаться, быть искренним и...
Час общения на тему "Добрые слова о моей игрушке"
Цель часа общения : дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке; показать значение игрушки в жизни человека, взрослого и ребёнка....
Час общения: «Доброе слово о моей игрушке»
Данный материал даст возможность учащимся раскрыть значение игрушки в жизни человека. Поможет воспитать у первоклассников умение общаться, быть искренним и честным....
«Добрые слова о моей игрушке».
Цель часа общения:Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показать значение игрушки в жизни человека взрослого и ребенка.Воспитать умение общаться, быть искренним и честным....
Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке"
Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке" можно провести в 1 классе...
Добрые слова о моей игрушке.
Данный материал в игровой форме рассказывает о значении игрушки в жизни человека....