Добрые слова о моей игрушке
классный час по теме

Сырецких Надежда Владимировна

Внеклассное мероприятие для 1-4 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrye_slova_o_moey_igrushke.doc57 КБ
Файл muzey_narodnoy_igrushki.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Добрые слова о моей игрушке

Цель часа общения:

1. Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показать значение игрушки в жизни человека, взрослого и ребёнка.

2. Познакомить учащихся с народной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской, полхов-майданской.

3. Воспитывать умение общаться, быть искренним и честным.

Подготовительная работа.

1. Рисунки учащихся на тему: «Моя любимая игрушка»

2. Письмо сочинений-миниатюр «Добрые слова моей игрушке»

3. Выставка игрушек, принесённых учащимися из дома, а также глиняных народных игрушек, крестьянских игрушек (деревянная, тряпичная, соломенная)

Ход часа общения

Вступительная беседа.

Рассматривание выставки игрушек

УЧ.: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на нашу выставку. Сколько замечательных игрушек вы принесли!

УЧ.:

- Вот лошадка. Помните стихотворение:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Дети читают «Зайку», «Мишку».

-  Кто же автор этих замечательных стихов?  Да, это А. Л. Барто. (Показать книгу)

А вы можете назвать материалы, из которых изготовлены  игрушки? Где они были сделаны?

-  Сегодня наш час общения посвящён игрушке, мы узнаем, когда же появились первые игрушки, из чего они были сделаны, чем они так дороги людям. А ещё мы познакомимся с народными глиняными игрушками. Наконец, вы  расскажете о своих любимых игрушках. Итак…

Рассказ учителя об игрушках

-  Как вы думаете, ребята, что означает слово  «игрушка»? Русский писатель В. Даль так объясняет значение этого слова: «Игрушка – забава, лёгкое дело».

-  Для чего нужны игрушки?  

Дети отвечают. (Игрушки помогают быть добрыми и весёлыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь)

УЧ.: Какими бывают игрушки?

Для самых маленьких – погремушка, для детей постарше – кукла, мячик, машинка, волчок. Для ребят школьников предназначены различные настольные игры, и, наконец, компьютерные.

УЧ.: Но когда же появились первые игрушки?

-  А вы знаете, что самой старой кукле на свете более 3000 лет?!

УЧ. читает энциклопедию «Всё обо всём» с.

Сегодня у нас есть куклы, которые ходят, говорят, кричат, спят, пьют. Но представьте себе бедную девочку, которой родители не могут купить куклу. Она возьмёт кусок полена. Повяжет девочка полешке платок, наденет юбку – чем не кукла - и можно отправляться в гости или на ярмарку! Поэтому учёные говорят, что первые игрушки возникли, вероятно, с доисторических времён, потому что когда были дети, были и куклы. Они были сделаны из дерева. Вначале у такой куклы даже не было лица, лишь острым предметом выцарапывались глаза. Позднее делались куклы из ткани с нарисованным на ней лицом, а так же из глины, слоновой кости, и даже соломы.

(Показать тряпичную, деревянную, соломенную куклы)

-  Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и считалось, если дети много  играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо – быть беде.

-  А ещё была такая кукла «оберег». Её клали ребёнку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон.

(Показать тряпичную куклу-оберег)

-  Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные. Что это за игрушки? Кто знает?

(Показать дымковскую)

-  Может быть эта игрушка вам знакома?

(Показать филимоновскую)

-  Правильно, это народные глиняные игрушки. Такие игрушки создавались руками народных умельцев. Хотите поближе познакомиться с народной игрушкой? Тогда отправляемся в Музей народной игрушки.

Будьте внимательны, запомните названия игрушек, цвета, узоры на игрушках.

Просмотр Мультимедийной презентации

Звучит русская народная музыка.

Детям предоставляется слайд-фильм «Музей народной игрушки» о дымковской, филимоновской, каргопольской, полхов-майданской игрушке.

№ слайда

Текст педагога

1

«В музее народной игрушки»

Звучит народная музыка

2

народные игрушки

В каждой области делали свои изделия, не похожие на другие. Многие игрушки называются по той местности, откуда они родом.

На берегу р. Вятки стоит деревня. Зимой там топят печи, а летом часто стоят туманы. Деревня будто в дымке. Так её и назвали – Дымково.

3

дымковкая игрушка

И живут в той деревне мастера, которые из глины делают настоящие чудо-игрушки. Отсюда и название игрушки - дымковская

4

свистулька

В начале были игрушки-свистульки. Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице:

Ты уж пташечка,

Ты зелёная,

Ты слетай за сине море

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму-

Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведённом на молоке.

5

дымковские игрушки

Дымковские игрушки расписывались очень ярко: жёлтыми, красными, синими, зелёными красками.

6

узор

Узоры на дымковской игрушке вполне незамысловатые: круги, колечки, точечки, да ещё волнистые линии – вот и весь узор.

7

индюк

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а настоящая жар-птица!

8

филимоновская игрушка

А теперь посмотрите вот на эту красоту. По преданию основателем деревни был гончар Филимон. Отсюда и деревня Филимоново. Значит, название игрушки какое?

9

филимоновская игрушка

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А ещё чем? Верно, у всех игрушек сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи на змей-горынычей. Всё дело в глине. В Филимоново она очень жирная, маслянистая. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинами. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище.

10

филимоновская игрушка

После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристаёт.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски да ещё точки, звёздочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, ёлочки и ростки – это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Расписывают такие игрушки красками, растёртыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, жёлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелёный.

Есть ещё очень важное отличие филимоновской игрушки от других. Обратите внимание, все игрушки – свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

11

полхов-майданские таратушки

В руках настоящего мастера не только простой комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку, но и обыкновенный кусок полена превращается в чудо-игрушку. И такое по плечу умельцам из старинного русского городка Полохов-майдан.

Полхов-майданские мастера считаются самыми главными игрушечниками в нашей стране, потому что они делают игрушки самые разнообразные: свистульки, матрёшки, детские балалайки, шкатулки, трещётки. И называется всё это забавным словом – таратушки. В чём же состоит главное отличиеэтой игрушки от дымковской и филимоновской?

12

полхов-майданские таратушки

Присмотревшись повнимательней к майданской росписи, понимаешь, что палитра красок не такая уж большая, в основном используются красный, синий, жёлтый и чернильно-фиолетовый цвет. Основным мотивом майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник.

13

Каргопольские игрушки

На самом Севере России есть старинный город Каргополь. Здесь живут каргопольские мастера глиняных игрушек.

 

14

Каргопольские игрушки

Среди каргопольских игрушек нет двух одинаковых. Размером игрушки с ладонь, но если пристальнее посмотреть на них, то кажутся они великанами, в них есть что-то загадочное и волшебное.

15

Полкан

Самая знаменитая каргопольская игрушка – Полкан – полуконь-получеловек. Это фантастическое существо пришло к нам из народных легенд и приданий. Полкан – крестьянский богатырь.

16

Каргопольские игрушки

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идёт из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой, точки перекрещивающиеся линии, чёрточки. Цвета: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный

17

Узнай игрушку

Вот и подошло к концу наше путешествие в «Музей народной игрушки». Вы узнали много нового о создании глиняной и деревянной игрушки. Давайте попробуем узнать, где какая игрушка.

Разыгрывание ситуации

-  Ребята, к нам в гости пришла игрушка. Отгадайте загадку и узнайте, кто это.

Жил на свете мальчик странный,

Необычный деревянный.

Нос его был очень длинный,

Его звали…(Буратино)

Выбегает Буратино, навстречу ему идёт девочка и тянет за собой за ухо зайку. В другой руке – портфель.

Б.: Здравствуй, девочка!

Д.: Здравствуй, Буратино!

Б.: Ты почему такая нарядная ?Новое платье, красивый бант. Куда ты так принарядилась?

Д.: Ну как же, Буратино! Я ведь уже большая! Я – школьница! Я иду в школу!

Б.: А что ты там будешь делать, в этой своей школе?

Д.:Читать, писать, рисовать – учиться!

Б.: Учиться? А зайку тоже с собой берёшь?

Д.: Куда ему! Он уже старый, грязный, отдам его кому-нибудь, мне он не нужен!

Б.: Не нужен? Вот ты какая! Знаешь, что я тебе скажу? Ты плохая ученица и школьница!

Д.: Глупый какой! Что с ним говорить! Он ведь в школу не ходит!

Уходит со сцены, зайку оставляет.

Уч.: Зайку бросила хозяйка.

        Пусть ответят нам ребята,

        Кто здесь прав, кто виноватый?

(Высказывания детей)

-  Почему девочка была не права?

-  Можно ли бросать свои игрушки лишь только потому, что они состарились? Объясните.

-  Давайте представим себе, что все игрушки исчезли, испарились. Что было бы на земле?

(Дети придумывают фантастический мир без игрушек)

-  А что же нужно делать, чтобы игрушка жила долго?

Рассказ детей о своей любимой игрушке

-  Накануне классного часа вы писали сочинения-миниатюры «Спасибо моей игрушке». Я попрошу вас сейчас продолжить фразу: «Я хочу сказать спасибо моей игрушке за то…»

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Какое настроение у вас сейчас? Закончите предложение.

(Предложения записаны на доске)

«Мне было скучно, потому что…»

«Мне понравилось, потому что…»

«Я узнала, что…»

«Я буду беречь свою игрушку, потому, что…»

-   И мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Музей народной игрушки

Слайд 2

Слайд 3
Дымковская игрушка

Слайд 4
Ты уж пташечка,Ты зелёная,Ты слетай за сине мореТы возьми ключи весенниеЗамкни зиму – Отомкни лето.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 8

Слайд 9
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 10

Слайд 11
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 12

Слайд 13
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 14

Слайд 15
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ ТАРАТУШКИ

Слайд 16

Слайд 17
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИЕ ТАРАТУШКИ

Слайд 18

Слайд 19
КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ

Слайд 20
КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ

Слайд 21

Слайд 22
ПОЛКАН

Слайд 23

Слайд 24
КАРГОПОЛЬСКИЕ ИГРУШКИ

Слайд 25

Слайд 26
Узнай
игрушку
Полхов-майданская
Дымковская
Филимоновская
Каргопольская

Слайд 27
КОНЕЦ

Слайд 28
ТВОРИ, ЛЕПИ, УКРАШАЙ, РИСУЙ, ВЫРЕЗАЙ. Ты можешь сделать сам красивую неповторимую игрушку из подручных средств. Самое главное – не бойся сделать что-то не так. Фантазируй, удачи тебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения "Добрые слова о моей игрушке"

Цель часа общения: Дать возможность учащимся вспомнить о своей  любимой игрушке, показатьзначение игрушки в жизни человека,  взрослого и ребёнка.Воспитывать умение общаться, быть искренним и...

Час общения на тему "Добрые слова о моей игрушке"

Цель часа общения : дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке; показать значение игрушки в жизни человека, взрослого и ребёнка....

Час общения: «Доброе слово о моей игрушке»

Данный материал даст возможность учащимся раскрыть значение игрушки в жизни человека. Поможет воспитать у первоклассников умение общаться, быть искренним и честным....

«Добрые слова о моей игрушке».

Цель часа общения:Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показать значение игрушки в жизни человека взрослого и ребенка.Воспитать умение общаться, быть искренним и честным....

Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке"

Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке" можно провести в 1 классе...

Добрые слова о моей игрушке.

Данный материал в игровой форме рассказывает о значении игрушки в жизни человека....