Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России
Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России, формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности, формирование правовой культуры и социально-политической компетентности, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства, воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания.
Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся
1.Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.
"В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией", — сказал глава государства В.В.Путин.
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России, формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности, формирование правовой культуры и социально-политической компетентности, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства, воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания.
Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.
Итак, с одной стороны общество поставило перед школой, как основным институтом социализации, задачу воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами.
С другой стороны, в настоящее время школа пока не готова в полной мере осуществлять формирование гражданской идентичности обучающихся, так как не разработана необходимая комплексная программа в условиях учебно-воспитательного процесса. А также сложности, связанные с изучением процесса формирования гражданской идентичности вытекают из того несомненного факта, что в России гражданское общество еще мало развито, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации, без которых невозможно конструирование полноценной гражданской идентичности.
2. Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности является важной задачей развития личности.
Основной целью формирования гражданской идентичности личности является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами. Формировать собственные оценочные суждения учащихся для позитивного опыта применения полученных знаний. Учить решению практических задач.
Перед школами в настоящий момент возникла проблема создания условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению обучающихся, подбора для учебной и воспитательной деятельности форм и методов работы, формирующих гражданскую идентичность.
О становлении гражданской идентичности необходимо говорить уже в начальной школе. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
3.Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Моя цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.
Первоначально проведенный письменный опрос, проведенный мною и другими учителями начальных классов, работающими по ФГОС, в 2012 году дал следующие результаты уровня сформированности гражданской идентичности учащихся начальных классов:
Высокий – 12,5 %
Средний – 33,5 %
Низкий – 54 %.
Через два года работы, в мае 2014 года учащиеся повторно участвовали в письменном опросе, который помогает увидеть показатели уровня сформированности гражданской идентичности. Результаты:
Высокий – 20,8 %
Средний – 50 %
Низкий – 29,2 %.
Результатами сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности учащихся младших классов явились:
- представления о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание основных прав и обязанностей гражданина, начальная ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Сформированность ценностного и эмоционального компонентов:
- чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Сформированность деятельностного компонента гражданской идентичности проявилась в:
- участии в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнении норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участии в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни.
Основные результаты сформированности гражданской идентичности учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста (приложение).
4. Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
Для реализации поставленной задачи я использовала современные образовательные технологии, которые дали возможность повысить уровень сформированности гражданской идентичности учащихся класса.
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проектные технологии | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
В содержание УМК «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В комплекте учебников «Перспективная начальная школа» большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Примеры проектов:
Проект «Изучаем родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю. |
Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения. |
Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы. |
Творческий проект театр «Петрушка». Выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление. |
Этнокультурный проект «Подвижные игры». Подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей. |
Разработали календарь традиционных школьных дел и праздников
- сентябрь (День знаний, Посвящение в ученики-первоклассники);
- октябрь (В гостях у Осени);
- ноябрь (Дни духовности и культуры);
- декабрь (Крещенские чтения);
- январь (Рождество Христово);
- февраль (Неделя патриотической песни);
- март (Прощание с Азбукой, конкурс «Коса – девичья краса»);
- апрель (неделя Добра);
- май (День Победы, День славянской письменности, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»);
Особое место в воспитании гражданской идентичности младших школьников занимает городской музей. На основе работы музея организую встречи с ветеранами ВОВ, разрабатываю многие экскурсии, акции, встречи, конкурсы.
Разрабатываю и провожу тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов отвожу игровой деятельности. При помощи банка педагогических ситуаций, созданного учителями, дети могут в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Они получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо проблеме, учатся работать в коллективе, учатся аргументировано высказывать свое мнение. Игра мотивирует и последующую работу. Также провожу викторины, КВН, участвую с учениками своего класса в конкурсах газет, стихов и песен на тему «Пою мое Отечество».
Проанализировав свой опыт работы, сделала вывод, что задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках и во внеурочной деятельности устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого. Такой подход в деле формирования гражданской идентичности создаёт условия для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
5. Для реализации формирования гражданской идентичности учащихся лучшего эффекта достигли, используя:
а) кадровые условия: психологи центра «Семья», городской музей, ДОСААФ, музей ГБОУ СОШ № 8, клуб «Кречет», ЦДОД;
б) научно-методические: воспитательная программа «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», УМК «Перспективная начальная школа»;
в) компьютерное оборудование, наборы сюжетных картинок, толковые словари;
г) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ»;
д) Интернет-ресурсы, библиотечный фонд;
е) классно-урочная, проектная деятельность.
Литература
1. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. - № 6.- с.12-16
2. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М., 2000. – C. 1024.
3.Желтов В.В., Желтов М.В. Политическая социология: Учебное пособие. – Кемерово, 2006. – С. 622.
4. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. Режим доступа http://old.ocdod.tomsk.ru/index.php?catid=83:katmetodrekom&id=419:2011-10-08-10-18-54&Itemid=128&option=com_content&view=article. Дата доступа 27.01.15
5. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов.– Самара, 2010.
6. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт // Материалы международного симпозиума 31 марта – 1 апреля 1995 г. – М.: 1995. – С. 210.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010
8.Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://base.garant.ru/70291362/1/#block_1000. Дата доступа 27.01.15.
9. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009, № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Коррекионно-развивающая деятельность учителя начальных классов по формированию УУД для работы с текстами в условиях ФГОС
Коррекионно-развивающая деятельность учителя начальных классов по формированию УУД для работы с текстами в условиях ФГОС...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность.Имеющиеся научные данные свидетельствуют о...
Модель деятельности учителя начальных классов по формированию у учащихся культуры труда
Схема-памятка для учителя...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...
«Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителя начальных классов»
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении...
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...