Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
статья

Брылёва Елена Карповна

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках и во внеурочной деятельности

в рамках реализации

ФГОС НОО в МБОУ ТСОШ №1

(Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов)

                                                                           руководитель ШМО учителей

                                                                           начальных классов МБОУ ТСОШ №1

                                                                           Брылёва Е.К.

                                                                            31.01.2020 г.

  Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

 Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся в МБОУ ТСОШ №1 осуществляется на основе программы духовно-нравственного воспитания, которая является частью ООП школы, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы школы. Данная программа определяет цели, задачи, ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, основные направления духовно-нравственного развития, содержание духовно-нравственного развития, ожидаемые результаты.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие

.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

   Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном  примере  учителяученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Духовно-нравственное воспитание в урочной деятельности (УМК «Школа России)

При изучении русского языка и русского родного языка:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и                   многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, овладение нормами речевого этикета.

При изучении литературного чтения и чтения на родном русском языке:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

При изучении математики используются задачи о достижениях нашего народа (космические достижения), об исторических личностях (например, о Пушкине), об истории городов (Москва), о  разных профессиях и труде, в 3 классе предлагается проект «Наш поселок в числах» (об истории, достижениях. достопримечательностях малой родины).

При изучении окружающего мира:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

При изучении ОРКСЭ: курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального и многоконфессионального народа России, а также к диалогу с представителями других культур, мировоззрений.

При изучении ИЗО, Музыки:

понимание красоты как ценности, роль искусства в духовно-нравственном развитии человека.

При изучении технологии:

  1. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  2. усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

При изучении физкультуры:

  1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

Духовно-нравственное воспитание средствами проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»

1 класс

Моя малая родина

Моя семья

Мой класс и моя школа

2 класс

Родной поселок

Красная книга

Родословная

Города России

3 класс

Разнообразие природы родного края

4 класс

Кто нас защищает?

Мой прадед- участник Великой Отечественной войны

Духовно-нравственное воспитание средствами внеурочной деятельности:

- внеурочные занятия (наибольшим потенциалом обладают курсы «Доноведение» (во всех классах), «Основы православной культуры (2-3 кл.), «Школа докторов природы» (4 кл.), «Речевое творчество» (во всех классах».

- традиционные мероприятия: праздники, конкурсы, классные часы, экскурсии и т.п.

Календарь традиционных школьных мероприятий

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний.

День здоровья

День поселка

Октябрь

Праздник осени : конкурс чтецов, конкурс рисунков и поделок (Неделя биологии)

Ноябрь

День народного единства

День матери

Декабрь

Акция милосердия (подарки для детей-инвалидов)

Неделя начальных классов

Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек)

Новогодний праздник

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Мероприятия, посвященные освобождению Тарасовского района от немецко-фашистских захватчиков

Посещение музея 13 Героев на ст. Красновка

День памяти жертв блокады Ленинграда

Февраль

Акция книгодарения

День памяти о россиянах, исполнявших свой долг за пределами Отечества

Конкурс военно-патриотической песни «Память сердца», посвященный Дню защитника Отечества

Масленица

Март

8 Марта;  Неделя детской книги

Апрель

День космонавтики

Май

Акция «Георгиевская лента»

Конкурс строя и песни, посвященный Дню Победы

Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы

Посещение музея 13 Героев на ст. Красновка

Участие в акции «Бессмертный полк»

До свидания, первый класс!

До свидания, начальная школа!

Последний звонок

Открытые внеклассные воспитательные мероприятия (школьный уровень, в рамках методических дней)

Тема

Класс

Учитель

Дата

Природа в опасности

Колтовская Е.П.

март 2017

Донщина – родина моя

Лепёхина Т.В.

октябрь 2017

Рождественские посиделки

Фролова Е.М.

декабрь 2017

Дорогою добра

Савватеева Т.В.

март 2018

Что такое дружба?

Колтовская Е.П.

октябрь 2018

В гостях у Мойдодыра

Подгорнова Н.Г.

декабрь 2018

Поговорим о дружбе

Щеголева Е.А.

март 2019

Путешествие в школу вежливости

Шинкарева М.В.

октябрь 2019

Берегите Землю, берегите!

Щеголева Е.А.

декабрь 2019

Сотрудничество- необходимое условие успехов в духовно-нравственном воспитании

Сотрудничество с ОТЦ:

  1. Внеурочные занятия (во всех классах).
  2. Организация конкурсов.

Духовно-нравственное воспитание через участие в конкурсах (ежегодно наши обучающиеся становятся победителями и призерами)

2018-2019 г.

«Мой любимый учитель»

В номинации «Декоративно-прикладное творчество»:

1 место – Самохлеб Полина, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);

Конкурс поделок из бросового материала

«Вторая жизнь»

В номинации «Композиция»:

3 место – Шевлякова Валерия, обучающаяся  1а класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Караблина Н.Д.).

В номинации «Умелые руки»:

1 место – Ярославцева Валерия, обучающаяся 1а класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Караблина Н.Д.);

Конкурс «Азбука безопасности»

1 место – Зайцева Дарья, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);

Конкурс «Юный конструктор Дона»

В номинации «Конструирование»:

1 место – Евсеев Артём, обучающийся 2в класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Подгорнова Н.Г.);

2 место – Растеряев Максим, обучающийся 4г МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Савватеева Т.В.);

3 место – Печенкин Роман, обучающийся 1б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Лепехина Т. В.).

Конкурс «Равнение на мужчин»

1 место – Евсеев Артем, обучающийся 2в класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Подгорнова Н.Г.);

2-е место  - Зайцева Дарья, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);

2-е место – Мясоедова Анна, обучающаяся 4в класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся- Брылёва Е.К.)

3-е место - Самохлеб Полина, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);

Конкурс «Тепло твоих рук»

Конкурс

ФИ участника

Класс

Результат

Руководитель

Изготовление кормушек

Скнарь Егор

  1. е место

Щеголева Е.А.

Клочкевич Илья

1-е место

Фролова Е.М.

Кузьмина Алена

2-е место

Лепехина Т.В.

Сиволапов Кирилл

2-е место

Фролова Е.М.

Доленко Евгений

2-е место

Николаева Н.И.

Корнеева Мария

3-е место

Фролова Е.М.

Изготовление скворечников

Паутова София

1-е место

Николаева Н.И.

         Муниципальный конкурс инсценирования басен И.А. Крылова, посвященный 250-летию со дня рождения баснописца (детская районная библиотека)

3-е место – Бурцева Валерия, обучающаяся 4б класса  Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Богомолова Л.И.);

  В текущем учебном году наши воспитанники результативно принимали участие в конкурсах  «Маме с любовью», «Учителями славится Россия» , «Безопасность на дороге – мой стиль жизни», «К нам стучится Новый год». В каждом конкурсе есть призеры.

   Нравственные пример учителя, сотрудничество и просвещение родителей – необходимые условия успешности воспитательной работы.

Сотрудничество с детской библиотекой:

Посещение выставок, участие в мероприятиях.

         Муниципальный конкурс инсценирования басен И.А. Крылова, посвященный 250-летию со дня рождения баснописца (детская районная библиотека) (2018-2019 уч. год)

3-е место – Бурцева Валерия, обучающаяся 4б класса  Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Богомолова Л.И.);

 В текущем учебном году первоклассники посетили выставки «Доброта творит чудеса», «Вот она какая сторона Донская».

        

Сотрудничество с ДДТ: внеурочные занятия (бисер).

Сотрудничество с родителями:

- привлечение к организации и проведению мероприятий, экскурсий;

- родительские собрания, всеобучи, консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками (районный семинар учителей начальных классов, октябрь 2018г.)

Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками Тема: «Рисование ватой по бархатной бумаге»Цель: закрепить навыки аппликационных работ.Задачи:...