Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
статья
Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся
на уроках и во внеурочной деятельности
в рамках реализации
ФГОС НОО в МБОУ ТСОШ №1
(Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов)
руководитель ШМО учителей
начальных классов МБОУ ТСОШ №1
Брылёва Е.К.
31.01.2020 г.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся в МБОУ ТСОШ №1 осуществляется на основе программы духовно-нравственного воспитания, которая является частью ООП школы, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы школы. Данная программа определяет цели, задачи, ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, основные направления духовно-нравственного развития, содержание духовно-нравственного развития, ожидаемые результаты.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие
.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере учителяученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Духовно-нравственное воспитание в урочной деятельности (УМК «Школа России)
При изучении русского языка и русского родного языка:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, овладение нормами речевого этикета.
При изучении литературного чтения и чтения на родном русском языке:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
При изучении математики используются задачи о достижениях нашего народа (космические достижения), об исторических личностях (например, о Пушкине), об истории городов (Москва), о разных профессиях и труде, в 3 классе предлагается проект «Наш поселок в числах» (об истории, достижениях. достопримечательностях малой родины).
При изучении окружающего мира:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
При изучении ОРКСЭ: курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального и многоконфессионального народа России, а также к диалогу с представителями других культур, мировоззрений.
При изучении ИЗО, Музыки:
понимание красоты как ценности, роль искусства в духовно-нравственном развитии человека.
При изучении технологии:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
При изучении физкультуры:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
Духовно-нравственное воспитание средствами проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»
1 класс
Моя малая родина
Моя семья
Мой класс и моя школа
2 класс
Родной поселок
Красная книга
Родословная
Города России
3 класс
Разнообразие природы родного края
4 класс
Кто нас защищает?
Мой прадед- участник Великой Отечественной войны
Духовно-нравственное воспитание средствами внеурочной деятельности:
- внеурочные занятия (наибольшим потенциалом обладают курсы «Доноведение» (во всех классах), «Основы православной культуры (2-3 кл.), «Школа докторов природы» (4 кл.), «Речевое творчество» (во всех классах».
- традиционные мероприятия: праздники, конкурсы, классные часы, экскурсии и т.п.
Календарь традиционных школьных мероприятий
Время проведения | Тема мероприятия |
Сентябрь | 1 сентября – День знаний. День здоровья День поселка |
Октябрь | Праздник осени : конкурс чтецов, конкурс рисунков и поделок (Неделя биологии) |
Ноябрь | День народного единства День матери |
Декабрь | Акция милосердия (подарки для детей-инвалидов) Неделя начальных классов Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек) Новогодний праздник |
Январь | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Мероприятия, посвященные освобождению Тарасовского района от немецко-фашистских захватчиков Посещение музея 13 Героев на ст. Красновка День памяти жертв блокады Ленинграда |
Февраль | Акция книгодарения День памяти о россиянах, исполнявших свой долг за пределами Отечества Конкурс военно-патриотической песни «Память сердца», посвященный Дню защитника Отечества Масленица |
Март | 8 Марта; Неделя детской книги |
Апрель | День космонавтики |
Май | Акция «Георгиевская лента» Конкурс строя и песни, посвященный Дню Победы Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы Посещение музея 13 Героев на ст. Красновка Участие в акции «Бессмертный полк» До свидания, первый класс! До свидания, начальная школа! Последний звонок |
Открытые внеклассные воспитательные мероприятия (школьный уровень, в рамках методических дней)
Тема | Класс | Учитель | Дата |
Природа в опасности | 4б | Колтовская Е.П. | март 2017 |
Донщина – родина моя | 4б | Лепёхина Т.В. | октябрь 2017 |
Рождественские посиделки | 2а | Фролова Е.М. | декабрь 2017 |
Дорогою добра | 3б | Савватеева Т.В. | март 2018 |
Что такое дружба? | 2б | Колтовская Е.П. | октябрь 2018 |
В гостях у Мойдодыра | 2в | Подгорнова Н.Г. | декабрь 2018 |
Поговорим о дружбе | 3б | Щеголева Е.А. | март 2019 |
Путешествие в школу вежливости | 2в | Шинкарева М.В. | октябрь 2019 |
Берегите Землю, берегите! | 4б | Щеголева Е.А. | декабрь 2019 |
Сотрудничество- необходимое условие успехов в духовно-нравственном воспитании
Сотрудничество с ОТЦ:
- Внеурочные занятия (во всех классах).
- Организация конкурсов.
Духовно-нравственное воспитание через участие в конкурсах (ежегодно наши обучающиеся становятся победителями и призерами)
2018-2019 г.
«Мой любимый учитель»
В номинации «Декоративно-прикладное творчество»:
1 место – Самохлеб Полина, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);
Конкурс поделок из бросового материала
«Вторая жизнь»
В номинации «Композиция»:
3 место – Шевлякова Валерия, обучающаяся 1а класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Караблина Н.Д.).
В номинации «Умелые руки»:
1 место – Ярославцева Валерия, обучающаяся 1а класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Караблина Н.Д.);
Конкурс «Азбука безопасности»
1 место – Зайцева Дарья, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);
Конкурс «Юный конструктор Дона»
В номинации «Конструирование»:
1 место – Евсеев Артём, обучающийся 2в класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Подгорнова Н.Г.);
2 место – Растеряев Максим, обучающийся 4г МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Савватеева Т.В.);
3 место – Печенкин Роман, обучающийся 1б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Лепехина Т. В.).
Конкурс «Равнение на мужчин»
1 место – Евсеев Артем, обучающийся 2в класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающегося – Подгорнова Н.Г.);
2-е место - Зайцева Дарья, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);
2-е место – Мясоедова Анна, обучающаяся 4в класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся- Брылёва Е.К.)
3-е место - Самохлеб Полина, обучающаяся 2б класса МБОУ Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Колтовская Е.П.);
Конкурс «Тепло твоих рук»
Конкурс | ФИ участника | Класс | Результат | Руководитель |
Изготовление кормушек | Скнарь Егор | 3б |
| Щеголева Е.А. |
Клочкевич Илья | 3а | 1-е место | Фролова Е.М. | |
Кузьмина Алена | 1б | 2-е место | Лепехина Т.В. | |
Сиволапов Кирилл | 3а | 2-е место | Фролова Е.М. | |
Доленко Евгений | 2а | 2-е место | Николаева Н.И. | |
Корнеева Мария | 3а | 3-е место | Фролова Е.М. | |
Изготовление скворечников | Паутова София | 2а | 1-е место | Николаева Н.И. |
Муниципальный конкурс инсценирования басен И.А. Крылова, посвященный 250-летию со дня рождения баснописца (детская районная библиотека)
3-е место – Бурцева Валерия, обучающаяся 4б класса Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Богомолова Л.И.);
В текущем учебном году наши воспитанники результативно принимали участие в конкурсах «Маме с любовью», «Учителями славится Россия» , «Безопасность на дороге – мой стиль жизни», «К нам стучится Новый год». В каждом конкурсе есть призеры.
Нравственные пример учителя, сотрудничество и просвещение родителей – необходимые условия успешности воспитательной работы.
Сотрудничество с детской библиотекой:
Посещение выставок, участие в мероприятиях.
Муниципальный конкурс инсценирования басен И.А. Крылова, посвященный 250-летию со дня рождения баснописца (детская районная библиотека) (2018-2019 уч. год)
3-е место – Бурцева Валерия, обучающаяся 4б класса Тарасовской СОШ №1 (руководитель, подготовивший обучающуюся – Богомолова Л.И.);
В текущем учебном году первоклассники посетили выставки «Доброта творит чудеса», «Вот она какая сторона Донская».
Сотрудничество с ДДТ: внеурочные занятия (бисер).
Сотрудничество с родителями:
- привлечение к организации и проведению мероприятий, экскурсий;
- родительские собрания, всеобучи, консультации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на районном семинаре учителей начальных классов Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра) Система Л.В.Занкова.
Открытый урок по русскому языку Тема: Состав слова. Закр...
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...
Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»
Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Районный семинар учителей начальных классов
Районный семинар учителей...
Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками (районный семинар учителей начальных классов, октябрь 2018г.)
Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками Тема: «Рисование ватой по бархатной бумаге»Цель: закрепить навыки аппликационных работ.Задачи:...