План-конспект православно-краеведческой экскурсии «Храм Рождества Пресвятой Богородицы города Короча»
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект
православно-краеведческой экскурсии
«Храм Рождества Пресвятой Богородицы города Короча»
Цели:
1) познакомиться с историей храма и его символикой;
2) развить навык использования искусствоведческой терминологии на практике;
3) через восприятие символики православного храма воспитать чувство философского осмысления православия.
Дети, сегодня мы совершим первое путешествие к храму. Наверное, кто-то из вас сейчас возразит мне на это и скажет, что уже бывал не раз с родными в его стенах. Но наше путешествие будет совсем не похожим на привычное посещение службы. Мы узнаем о том, сколько храмов было в Короче за всю историю ее существования, как, когда и кем строились эти храмы, познакомимся с символами храма Рождества Пресвятой Богородицы и, конечно, поставим свечу перед иконой Божией Матери, которая приносит в наши души мир и спокойствие, и через Сына Своего посылает нам Свое утешение, помощь и заступничество.
И вот наш храм!.. Посмотрите, дети, на него внимательно. Немного в уездных городах нашей страны найдется храмов по величественности и благолепию подобных корочанскому. Скажите, а что напоминает вам форма здания? Не кажется ли вам, что он похож на гигантский корабль, а может быть, ковчег, плывущий в своему спасительному берегу?.. Дважды погибал этот ковчег, но вновь возрождался из пепла. И сейчас, когда мы видим перед собой этот великолепнейший храм, который был построен более 100 лет назад, хочется верить в то, что далеко не только в сказках бывает счастливый конец.
Храм, расположенный перед нами, уже третий. Есть предположение, что первый соборный (то есть церковный) храм был построен одновременно с основанием города. По преданию, тот первый храм города Корочи сгорел до основания на праздник Крещения Господня. Ударил гром, разразилась молния и зажгла собор. В каком году это было - доподлинно неизвестно. Второй Корочанский соборный храм был каменный с двумя приделами, просуществовал до 1873 года и из-за ветхости он был сломлен и на том же месте сооружен обширный и величественный новый храм, существующий и в настоящее время. Имеется интересное предание (Кохановская А.И. «Старина»), в котором о построении второго храма говорится так: «Император Петр I по одержанию знаменитой победы над шведским королем Карлом XII под Полтавой в 1709 году на возвратном пути в Россию посетил и Корочу. В это время в городе Короча в большом почете жил некто Климент Лохвицкий, происходящий из знатного рода дворян. Он скупил у корочанских казаков много земли, по реке Короча у него было 27 водяных мельниц. Он, Климент Лохвицкий, й удостоился чести принимать у себя государя, который почивал у него. Против дома Климента находился соборный храм Архистратига Михаила, который около этого времени сгорел. Царь, разведав, что Короча с обоими берегами находится в руках одного владельца, предложил Клименту оставить себе 4 мельницы, какие он пожелает, а 23 купил у него в казну, заплатив за них дорогую по тем меркам цену - 3 тысячи рублей. На эти деньги царь повелел Клименту построить новый каменный соборный храм. Климент по царскому повелению построил в Короче каменный собор, Рождество - Богородицкий храм, и был в нем первым протопопом (то есть старшим священником)».
На основании предания можно сделать вывод, что первый древний Корочанский храм сгорел в начале, а второй построен не позднее конца XVIII века.
Вот такая история возникновения храма в Короче...
- Так сколько же храмов было в Короче за всю историю ее существования?
(предполагаемый ответ: 3)
- Какое название имел первый храм и какая трагедия произошла с ним в праздник Крещения Господня?
(предполагаемый ответ: Архистратига Михаила, он сгорел от удара молнии)
-Что вы запомнили об истории появления второго храма в Короче, какое новое название у него появилось, когда это произошло?
(предполагаемый ответ: Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен не позднее конца ХVIII века по повелению Петра I знатным дворянином Климентом Лохвицким)
- В каком году был построен третий храм, сохранилось ли у него прежнее название?
(предполагаемый ответ: в 1873 году, название сохранилось прежнее- храм Рождества Пресвятой Богородицы)
- Молодцы, дети, мне очень приятно, что вы запомнили эту самую маленькую страничку из истории своей родины. А теперь обратим свое внимание на внешний вид храма и вспомним, как называется главная восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом?
(предполагаемый ответ: алтарь)
- Посмотрите, дети, в здании нашего храма 3 выдвинутых полукруглых алтаря. А может ли алтарь находится в другой части храма?
(предполагаемый ответ: нет, только на востоке)
- Скажите, а что же тогда должно находиться в западной части храма?
(предполагаемый ответ: вход в церковь)
- Обратите внимание, дети, на высоту церкви. Ее высота от основания до креста 43 аршина, высота колокольни до креста 62 аршина, длина всей церкви с колокольней и алтарем 84 аршина.
- А теперь «обратим наш взгляд на восьмиугольные купола. Сосчитайте, сколько их на нашем храме.
(предполагаемый ответ: 5)
- А вы знаете, дети, что число глав на православных храмах означает, каким святым построен храм? И наличие 5 глав на нашей церкви указывают, что храм построен в честь Пресвятой Богородицы. Предупреждая заранее ваши вопросы, скажу, что храм, построенный в честь Иисуса Христа имеет 1 главу; Пресвятой Троице - 3 главы; 9 ангелам - 9 глав; 12 апостолам - 12 глав; Иисусу Христу и 12 его ученикам - 13 глав.
- Посмотрите на колокольню. Колокольня, дети, всегда строилась или над входом в храм, как наша, или рядом с храмом.
- Скажите, сколько ярусов имеет колокольня?
(предполагаемый ответ: 4)
- Какую форму имеют все 4 яруса?
(предполагаемый ответ: нижний ярус имеет квадратную форму, 3 верхних - восьмиугольную)
- Обратите внимание, чем увенчана колокольня?
(предполагаемый ответ: железный позолоченный крест)
- В середину всех четырех концов креста, как в рамы, вложены зеркальные стекла, создающие сияние от солнечных лучей, особенно при восходе и заходе солнца.
- На колокольне 7 колоколов. Самый большой из них весом 546 пудов, другие - поменьше. Один из колоколов отлит в Москве еще в 1863 году - об этом говорит надпись, сделанная на его корпусе.
- А как вы думаете, дети, что означает колокольный звон?
(предполагаемый ответ: созывать верующих на Богослужение)
- Да, это главное, для чего употребляется колокольный звон. Но кроме этого, дети, звоном церковь указывала дорогу заблудившимся в ненастье путникам, звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например, пожар. В трагические для Родины дни звоном церковь призывала народ на защиту Отечества и им же оповещался народ о победе.
А теперь наконец-то зайдем вовнутрь и посмотрим внутреннее строение и убранство храма.
- Давайте вспомним, как называют в храме возвышения по обеим сторонам перед алтарем и для чего они служат?
(предполагаемый ответ: клиросы, это место для певчих в церкви на возвышениях по обеим сторонам перед алтарем)
- Обратите внимание на прикрепленные у каждого из клиросов вызолоченные ценные полотнища на длинных древках с изображением святых. Как их называют в церкви и где применяют?
(предполагаемый ответ: хоругви, служат для церковных шествий)
- А теперь взгляните на одни из главных предметов в этом зале. Они находятся на колоннах за правым и левым клиросом, вы видите покрытые иконами стены, которые отделяют алтарь в церкви. Давайте вспомним, как они называются?
(предполагаемый ответ: иконостас)
- Обратите внимание, дети, какой замечательной искусной резьбы эти иконостасы, как они богато вызолочены. Их высота 12 аршин. На иконостасе с правой стороны висит главная икона храма Рождества Пресвятой Богородицы. Слева икона Успения Божией Матери.
- Иконы для всего иконостаса специально для нашего храма писали художники Московской академии живописи.
- А теперь обратите свое внимание на висящие на железных цепях люстры. Они действительно очень замечательны, особенно висящая внутри среднего купола. Она металлическая, подлащенная, очень изящная, с 72 подсвечниками.
А теперь, наконец, дети, подойдем к одному из главных символов храма - Распятию Христа.
- Вы видите большой Крест, символизирующий Голгофу. Верхняя перекладина Креста, дети, это дощечка с надписью: «Иисус Назарянин - Царь Иудейский», бывшая на Кресте Христовом, нижняя перекладина - это подпорка под ноги. Череп и кости под Крестом символизируют останки Адама первого человека на Земле, созданного Богом.
- Склоним головы, дети, перед Распятием. Почти на таком кресте принял мучениическую смерть Сын Божий во имя нашего с вами спасения.
- А теперь обратим внимание еще на одно из главных мест храма - копию с иконы В.Васнецова «Богоматерь». Как хорошо вписалась она в интерьер храма! Кажется, будто Богоматерь еще немного и сойдет к нам, живущим на Земле, чтобы спросить, что сделали или хотим сделать мы в этой жизни, ценим ли каждое мгновение, отпущенное нам Богом. Как бережно прижимает она к себе Младенца, надеясь уберечь Его от бед и страданий. И с какой любовью, покорностью и смирением смотрит нам в глаза, ведь ради нас Возлюбленный Сын Ее претерпел все страдания, ради нас Ее Сын и Бог перенес мучительную смерть. Так и хочется, глядя в Ее непорочное и чистое лицо, прошептать: «Пресвятая Богородица, сжалься над нами, прости и спаси нас».
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, дети, что же явилось главным в нем, что особенного вам запомнилось?
- (предполагаемые ответы:
- а) история возникновения соборного храма в Короче;
- б) внешний вид и внутреннее убранство современного храма Рождества Пресвятой Богородицы;
в) символы храма.)
- Какие же символы храма вы можете назвать?
(предполагаемые ответы:
а) икона Божией Матери;
б) Распятие Христа;
в) иконостас;
г) колокольный звон;
д) пятиглавие;
е) свеча.)
- Как вы думаете, дети, что из перечисленного является главным символом храма Рождества Пресвятой Богородицы?
(предполагаемый ответ: икона Божией Матери)
- Да, дети, вы совершенно правы. Главный символ нашего храма - икона Божией Матери.
Те, кто уже принял православную веру или примет ее в будущем, все найдут в Божией Матери успокоение и утешение. В ней никогда не угаснет чистая и всех объемлющая любовь, которая указана нам как убежище во всех печалях и невзгодах жизни. Очень многих спасла Богородица в беде и помогла в тяжелых испытаниях. И вас, дети, при нужде Она тоже спасет и поможет. Обращайтесь к Ней от всего сердца, как к родной любимой матери церковными молитвами или своими словами и Она всегда укроет вас Своим покровом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок православной культуры в 3 классе "Рождество Пресвятой Богородицы"
Предмет "Православная культура " мы ведем 5 лет. Цель данного урока познакомить учащихся с историей праздника «Рождество Пресвятой Богородицы» и обогатить духовный мир учащихся....
Классный час "Рождество Пресвятой Богородицы"
Разработка Всекубанского классного часа, посвящённого дню Матери....
Рождество Пресвятой Богородицы
Презентация, в которой рассказывается о рождестве Пресвятой Богородицы....
Православный праздник в начальной школе "Рождество Пресвятой Богородицы"
Внеклассное мароприятие в начальной школе, посвященное православному празднику "Рождество Пресвятой Богородицы"...
Рождество Пресвятой Богородицы
Материалы для проведения урока ОРКСЭ по теме "Двунадесятые праздники"...
Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября-православный праздник, Рождество Пресвятой Богородицы...
внеурочное занятие по ОПК "Евангелие- книга о Спасителе. Рождество Пресвятой Богородицы."
Технологическая карта и конспект занятия по ОПК...