Рождество Пресвятой Богородицы
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Смирнова Галина Ивановна

Материалы для проведения урока ОРКСЭ по теме "Двунадесятые праздники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра воспитательных систем

Практико-значимая работа

Тема:   Двунадесятые праздники

Слушатель курса «Содержание и методика преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ»

                                                                     Смирнова Галина Ивановна

                                                                      Общеобразовательная организация

МАОУ СОШ №3 г.Щёлково, МО

                 

                                                                Научный руководитель                 к.пед.н. Зубова Е.И.

                                                       

Москва 2016

Рождество Пресвятой Богородицы

Содержание

I.Вступление.

Стихотворение Ю. В. Жадовской «Молитва»

II. Основная часть:                                                                                                                            

1. Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника
2.
Рождество Пресвятой Богородицы в истории
3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы.

4. Стихотворение неизвестного автора «Надежда и утешение»

5. Последний путь Богородицы.

6. Стихотворение П.Лебединского   «К Тебе, Царице милосердной…»

7. Народные традиции Рождества Богородицы

III. Заключение

IV. Список используемой литературы

Цели:

- познакомить с историей возникновения праздника «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»;

- познакомить с земным жизненным путём Пресвятой Богородицы;

-показать нравственный образ и славу Пресвятой Богородицы;

-показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной  через

почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери.

Методические приёмы:

лекция , выступления, мультимедийная презентация.

Оформление:

иконы и репродукции икон Пресвятой Богородицы, музыкальное сопровождение.

I. Вступление:                                                                

  Слайд №1  

                                                                                               

Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани Мя под кровом Твоим.                           

 Таковы слова самой короткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны. Такое же благозвучие в других молитвах и акафистах в честь Матери Божией, в честь чудотворных Ее икон. Слова идут прямо от души. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом, а лики Богородицы отвечают взаимностью, излучая то же тепло, но Божественное.

Стихотворение Ю. В. Жадовской «Молитва»

                                                                                                                               Слайд №2

МОЛИТВА

Мира Заступница, Матерь всепетая,

Я пред Тобою с мольбой:

Бедную грешницу, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой.

Если постигнут меня испытания,

Скорби, утраты, враги, —

В трудный час жизни, в минуту страданья,

Ты мне, молю, помоги.

Радость духовную, жажду спасения

В сердце мое положи;

В царство небесное, в мир утешения

Путь мне прямой укажи.

       

 

II. Основная часть:

  Слайды  № 3, 4, 5, 6

Из Богородичных праздников древнейшим следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову. На Западе ему соответствует Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, отмеченный в некоторых древних литургических памятниках. Это указывает на первичную связь литургического почитания Божией Матери с рождественским циклом, который, в свою очередь, в своих истоках определён идеей года. Но по мере того, как сама идея праздников, развиваясь, обособлялась и становилась независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевала. За исключением даты Благовещения (девять месяцев до Рождества Христова), остальные даты Богородичных праздников приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине: празднование Успения (15 августа) восходит к освящению храма в честь Божией Матери между Вифлеемом и Иерусалимом; таково же происхождение дат праздников Рождества Богородицы — 8 сентября и Введения во храм — 21 ноября.

История праздника. По времени своего появления праздник Рождества Богородицы — один из последних среди двунадесятых. Первое упоминание о нем на Востоке встречается в 5 в. у Прокла, патриарха Константинопольского, а на Западе — в Сакраментарии (Требнике ) папы Геласия (кон. 5 в. ). Однако эти свидетельства не являются достаточно достоверными. Праздник возник, по-видимому, вначале в Греческой Церкви, вскоре был принят в Риме, а затем и в дочерних церквах. Рождество Богородицы празднуется Иаковитской и Несторианской Церквами, что может свидетельствовать о том, что этот праздник появился в Восточной Церкви до 5 в., когда эти церкви отделились. Для Андрея Критского, составившего на Рождество Богородицы два слова и канон, это уже большой торжественный праздник. В Иерусалимском канонаре 7 в. (по грузинской версии) Рождество Богородицы — память с явными праздничными отличиями от других дней. На Западе регулярные упоминания о Рождестве Богородицы встречаются начиная с 7 в., но еще в 7-9 вв. этот праздник не имел всеобщего распространения. Литургисты 17 в. утверждали, что на Западе его впервые ввел епископ Шартрский Фульберт (ум. 1028), который содействовал широкому распространению праздника в Северной Франции. Богослужебное празднование В современную службу праздника в Православной Церкви вошли песнопения Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Германа, патриарха Константинопольского (ум. 740 ), Иосифа Песнопевца и др. Праздник Рождества Богородицы имеет один день предпразднства 7 (20) сентября и четыре дня попразднства. Отдание — 12 (25) сентября.

С Рождением Пресвятой Богородицы воссияла чудная заря спасения человечества, отверзлись заключённые двери рая, разрушен ад и смерть исчезла для верных, и всем дана благодать, ибо людям дарован сам Сын Божий, а с Ним всякая благодать ко спасению и христианскому совершенству: да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 17), - благодать, очищающая грехи, возрождающая и обоготворяющая. Эта благодать просвещает наши сердечные очи и даёт нам видеть всё наше греховное растление, всю немощь нашей греховной, падшей природы, и всю нужду в благодати и милости Божией.

Св.прав. Иоанн Кронштадский

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

                                                                                                                                Слайд №7

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”

 Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители, иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву".

Слайд №8

И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана.  Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".

 Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

                                                                                                                                Слайд №9

9 декабря (по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.

 В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.                                          

 

 Слайд №10

            После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

           Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?

           Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".

             Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

         Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

       Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

         Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате, извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

                                                                                                                                Слайд №11

       Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона "Благовещение" (празднование 25 марта) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок - лилию и произносит бесценные слова; "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме ("Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7". Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние - повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский - Спаситель. 14000 невинных детей - мальчиков - пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

           Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса...

 После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

         Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение... О нем позже.

       Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте. Иосиф тоже скромно и благородно исполнил свой жизненный подвиг. Именно подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение каждому человеку. Как исполнить? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни - предпосланная Богом, хранимая человеком. Своим бытием, материальными и духовными стараниями учила жить людей Богородица, пробуждая в человеке Совесть - голос Бога. Матери Бога - Богородице, стоя перед иконой - Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом. И Богоматерь соединяет частицу этого Божественного начала в человеке с Всевышним.

            Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр.

            Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря, и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону света, словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленными островами и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность буквально кишела идольскими капищами с громадным храмом Аполлона в центре, где свершались разные гадания и языческие волхования.

          Но вот Богоматерь сошла с корабля на землю, и отовсюду к Ней стал стекаться народ с вопросами: кто такой Христос и что принес Он на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.

           Она открыла людям суть учения Иисуса Христа - о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему - как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.

           После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: "Эго место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и ходатаицей о нем пред Богом Моим"

Стихотворение

 неизвестного автора «Надежда и утешение»

Надежда и утешение

Нежный звон проплывает над храмом,

И на землю глядят небеса.

Православная Вера Христова

Совершает в сердцах чудеса.

В душах радость, покой и надежда,

Что Заступница есть у людей.

Божья Матерь, своею любовью

Грешных нас посети поскорей.

День сегодня счастливый и добрый.

И цветами осыпан Твой путь.

Трепет в сердце, любовь и желанье,

Лишь бы к милому лику прильнуть.

И отцы нашей церкви с поклоном

Хлебом-солью встречают любя,

Крестным ходом под звон колокольный

Вокруг храма проносят Тебя.

И сегодня в огромном потоке

Прославляют и дружно поют.

Материнской Твоею заботой

Люди многие к Вере придут.

Из Почаева Божия Матерь

По стране продолжает свой путь.

Помоги укрепить нашу Веру,

Русь Святую свою не забудь!    (автор неизвестен)

       Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

         Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовить Свои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому что, беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

         Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти - самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.                                                                            

 Слайд №12

           В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

         Поднявшись с ложа, Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..." Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою. На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

          Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

         Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году - двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.

Стихотворение П.Лебединского                        

 Слайд №13

К Тебе, Царице милосердной,

К Тебе, о Матерь Божества,

С молитвой теплой и усердной

Мы устремляем все сердца.

За всех Ты молишь непрестанно

Христа – Судью грядущих дней,

И по Твоей мольбе желанной

Он шлет спасенье для людей.

Он дал тебе покров державный,

Так заступи, о Госпоже,

Народ наш русский православный:

Надежда наша вся в Тебе.

Всех, кто в болезнях и напастях,

В скорбях, под бременем грехов

И в тяжких жизненных несчастьях,

Возьми под Свой святой покров.

Лишь с умиленною душою,

С надеждой на Тебя одну

И сокрушенною слезою

К тебе возносим мы мольбу:        

Избавь от зол нас и от гнева,

Пошли все блага для рабов

И нас спаси, Царица-Дева,

Ты – наш Божественный покров.

Слайд №14

  В заключение хочу процитировать слова Святого Амвросия. Он в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: "Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты."

Народные традиции Рождества Богородицы

У восточных славян церковные традиции празднования Рождества Пресвятой Богородицы тесно переплелись с народными.

На Руси Рождество Божией Матери называли «Малой Пречистою», по аналогии с «Большой Пречистою» — праздником Успения Богородицы. А еще  —  Аcпасов день, в который встречали «матушку-осенину», то есть осень. Вообще, времена года были для наших предков основным источником обычаев, обрядов и творчества: песен, пословиц, поговорок.

В Аспасов день ходили друг к другу в гости, чествовали молодоженов, накрывали богато стол. В эту пору крестьяне убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук. Это был конец летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу — Небесную покровительницу земледелия, Подательницу урожая, Спорительницу хлебов — за собранный урожай и просили Ее помощи на год будущий.

III. Заключение.

Вы сегодня прослушали лекцию о Рождестве Пресвятой Богородицы. Так в чём же проявляется нравственный образ и слава Пресвятой Богородицы?

     (Она воистину исполняла волю Небесного Отца. Она была милосердна к злым и неблагодарным и матерински все терпела от названных Своих детей, ибо, по слову апостола Павла, "любовь долго терпит... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит".)                                                

Слайд №15

IV. Список использованной литературы

1. «Православный календарь». Краткое изложение сути великих праздников Православия. Автор Елена Козенкова, 2001.

2. «Древнерусская икона». Видеостудия «Кварт».

3. «Духовные основы русской культуры». О. В. Розина. Книга 3, 2009.

4. Библейская энциклопедия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры в 3 классе "Рождество Пресвятой Богородицы"

Предмет "Православная культура " мы ведем 5 лет. Цель данного урока познакомить учащихся с историей праздника «Рождество Пресвятой Богородицы» и обогатить духовный мир учащихся....

Классный час "Рождество Пресвятой Богородицы"

Разработка Всекубанского классного часа, посвящённого дню Матери....

Рождество Пресвятой Богородицы

Презентация, в которой рассказывается о рождестве Пресвятой Богородицы....

Православный праздник в начальной школе "Рождество Пресвятой Богородицы"

Внеклассное мароприятие в начальной школе, посвященное православному празднику "Рождество Пресвятой Богородицы"...

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября-православный праздник, Рождество Пресвятой Богородицы...