Воспитание детей с девиантным поведением
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Данная публикация поможет педагогу организовать работу по благоприятному воздействию окружающей социальной сети на формирование личности ребенка с отклоняющимся поведением. Адресовано педагогам коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota_po_deviantnomu_povedeniyu_teoriya_2016.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение школа - интернат № 6 Красногвардейского района Санкт - Петербурга.
«Воспитание детей с девиантным поведением»
Вопрос воспитания для современного
общества – вопрос жизни и смерти,
вопрос, от которого зависит будущее .
Э.Ренан.
Кичемасова Р. Н.
воспитатель
Санкт - Петербург
2016
Организация и планирование воспитательной работы.
Современному обществу нужны нравственно – предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя всевозможные их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, детализмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Воспитание – поиск личностью самостоятельно с помощью взрослого способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.
*Цель воспитания.
Формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
В воспитательном процессе взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала :
*момент самореализации, самоосуществления личности
*момент ее социализации, обеспечение таких взаимоотношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Воспитанник – это
1.Человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, гражданин Мира.
2.Россиянин, сознательно, законопослушный гражданин своего Отечества.
3.Петербуржец.
4.Учащийся школы.
5.Член детского сообщества.
6.Семьянин.
7.Неповторимая индивидуальность, носитель творческого начала.
В процессе развития личности важно не количественное освоение составляющих модели воспитания, а право человека самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития.
Педагогу важно распознать насущные интересы воспитанника, индивидуальные особенности развития личности и создать возможные условия для их реализации.
Социализация личности – двухсторонний процесс, включающий адаптацию личности к нормам общественной жизни и творчество, созидание норм собственной жизни. Воспитательный процесс - это самореализация личности в различных социальных сфера и социализация личности, т.е. адаптация личности к нормам общественной жизни и творчество, созидание норм собственной жизни.
Чтобы воспитанник мог самореализоваться и саморазвиваться педагогу нужно:
-распознать насущные интересы воспитанника;
-узнать индивидуальные особенности развития личности ребенка;
-создать возможные условия для их реализации.
Педагогическая деятельность технологична. Это позволяет воспитателю «конструировать» образовательный процесс, применительно к его целям, задачам и условиям.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве.
Образовательная технология – это система деятельности педагога и воспитанника в образовательном процессе, построенную на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации взаимосвязей целей – содержаний – методов. (Применим к любому образовательному процессу).
Осуществление технологии происходит как результат взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленного на раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
Измерение их результативности требует таких критериев, которые могут дать представление о развитии компетентности воспитанников и уровне их достижения.
Любая образовательная технология включает в себя:
-целевую направленность;
-научные идеи, на которые она опирается;
-системы действий педагога и воспитанника;
-критерии оценки результата;
-результаты;
-ограничения в использовании.
Группы образовательных технологий:
-структурно – логические (задачные);
-игровые;
-компьютерные;
-диалоговые;
-тренинговые.
Перечень педагогических технологий:
*развивающее обучение;
*коллективная система обучения (КСО);
*технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ);
*исследовательские и проектные методы;
*технология модульного и блочно – модульного обучения;
*технология «дебаты»;
*технология развития критического мышления;
*лекционно – семинарская система обучения;
*технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
*обучение в сотрудничестве;
*информационно – коммуникативные технологии;
*здоровьесберегающие технологии;
*система инновационной оценки «портфолио»;
*технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Модели (подходы) педагогических технологий:
-проектный подход;
-исследовательский подход;
-коммуникативно – диалоговый подход;
-игровой подход.
Осуществление технологии происходит, как результат взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, их сотворчества во взаимодействии, направленности на раскрытие индивидуальности каждого воспитанника образовательного процесса и оптимального использования ресурсов.
* Ведущие показатели в оценке качества образовательного процесса – это компетентности.
Компетентности – это те новые качества и характеристики человека, которые обретает он в результате интегральной по своей сущности образовательной деятельности, способствующей применению на практике полученных знаний, умений, ценностных ориентаций, сформированных мотивов деятельности и способов взаимодействия с людьми.
Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Компетентности имеют ряд признаков:
-они многофункциональны;
-они многомерны;
-предполагают высокий уровень интеллектуального развития;
-предполагают социальное взаимодействие во время их формирования и проявления;
-реализуются по мере их формировании , по уровню навыков (автоматизированных действий ), но предполагают всегда внутреннюю активность и рефлексию (самоанализ ) воспитанников.
Группы компетентностей.
1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретений знаний из различных источников).
2.Компетентность в сфере социально – трудовой деятельности (навыки самоорганизации, выявление склонностей и способностей).
3.Компетентность в бытовой сфере (самообслуживание, взаимоотношения с окружающими людьми, забота о своем здоровье и здоровье других, помощь людям).
4.Компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности (самореализация в различных сферах деятельности).
5.Компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности (освоение роли потребителя, гражданина, горожанина и т. д.).
С возрастом при формировании компетентностей уменьшается роль способностей человека, доминирующим становится роль мотивации и целеполагания на основе ценностно – смысловых ориентаций.
Виды деятельности, формирующие необходимые компетентности:
1.Метапредметные (урочные, внеурочные, допобразование)
2.Коммуникативные (урочные, внеурочные, допобразование)
3.Задачи духовно – нравственного воспитания (урочные, внеурочные, допобразование).
Этапы построения воспитательной системы группы.
- Выявления уровня воспитанности воспитанников группы.
Чтобы хорошо изучить и понять воспитанника, надо знать, что за каждым поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения мотивы. Они подразделяются на внутренние (наличие интереса к чему либо) и внешние (требование общества, взрослых, сверстников). Наиболее сильно воздействуют внутренние мотивы. Для постановки и решения воспитательных задач воспитателю следует знать критерии оценки и показатели воспитанности.
Главный критерий воспитанности детей – это их дела, поступки, мотивы, которыми они руководствуются.
II. Цели воспитательной работы в группе.
1.Научить получать знания.
2.Научиться жить.
3.Научиться работать и зарабатывать.
4.Научиться жить вместе.
III. Задачи воспитательной работы в группе.
- Самостоятельная познавательная деятельность.
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Самореализация личности в различных социальных сферах.
- Социализация личности.
IV. Используемые формы, средства, приемы и технологии.
Работа проводится индивидуальная, групповая в форме беседы, игры, занятий, тренингов, практических занятий.
V. Используются педагогические технологии: игровая, развивающее обучение, технология «дебаты», информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
VI. Ожидаемые результаты.
Формирование компетенций в разных социальных сферах.
1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
*усвоение способов приобретения знаний из различных источников;
* самореализация.
Виды деятельности, формирующие компетентность:
*метапредметные (урочные, внеурочные, допобразование );
*коммуникативные универсальные учебные действия (урочные, внеурочные, допобразование );
*Задачи духовно – нравственного развития (урочная, внеурочная, допобразование ) .
Познавательная компетентность - это совокупность сформированных
*умений работы с различными источниками информации;
*интеллектуальных умений ( анализ, синтез, сравнение и т. п. );
*методологических умений (постановка и решение проблем);
*учебно – исследовательских умений (выбор методик);
*осознание ценности познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития.
Способы восприятия информации.
«Зрители».
Дети - зрители познают окружающий мир визуально, т.е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к рассказу, сказке, чем слушать саму сказку; они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (паззл), лепят, вырезают. Их увлечения и занятия основаны на взаимодействии глаз и рук: они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, легко запоминают графику коротких слов. Такие дети предпочитают настольные игры, рисование, моделирование, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры, легко справляются с задачами, требующими наличия тонко – моторных функций.
Необходимо особое внимание уделять развитию у них языковых навыков, общению, общей физической координации.
«Слушатели».
Дети – слушатели получают большую часть информации об окружающем мире, воспринимая голоса и звуки. Такие дети любят петь, рассказывать стихи, задают много вопросов, говорят правильно и хорошо, проявляют интерес к чтению, хорошо принимают инструкции, быстро запоминают их на слух, предпочитают разговорные игры.
Им необходимо развивать навыки, связанные со зрительным и моторным каналами восприятия.
«Деятели».
Дети – деятели познают окружающий мир тактильным способом, т.е. посредством прикосновения или движения. Они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах .Такие дети не способны на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом воздухе, в пространстве большого объема. Беспокойное поведение и невнимательность на занятии могут быть причиной низкой успеваемости Вне школа они бесстрашные и сильные «деятели». Черты характера – раздражительность и ранимость, эмоциональная неустойчивость. Дети постарше предпочитают заниматься спортом, ходить в походы, ухаживать за животными.
Им необходима помощь в организации учебных занятий, присутствие взрослых при выполнении заданий, переключение после выполнения части задания, устранение шума и других отвлекающих факторов при выполнении задания.
Итог познавательной деятельности:
-поиск информации;
-понимание прочитанного;
-преобразование информации;
-оценка информации.
2. Компетентность в сфере социально – трудовой деятельности.
*навыки самоорганизации;
*выявление склонностей и способностей.
Ожидаемые результаты:
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
3.Компетентность в бытовой сфере.
*самообслуживание;
*взаимоотношения с окружающими людьми;
*забота о своем здоровье и здоровье других;
*помощь людям;
*выбор профессии и основы экономических знаний.
Ожидаемые результаты:
Формирование здорового образа жизни.
4.Компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности:
*самореализация в различных сферах деятельности.
Чтобы ребенок мог самореализоваться, педагогу нужно
*распознать насущные интересы воспитанника;
*узнать индивидуальные особенности развития личности;
*создать возможные условия для их реализации.
Цель воспитания творческой индивидуальности:
-развитие творческих способностей детей (кружки, игры, конкурсы и т.д.)
-творчество детей в деятельности и общении;
-развитие индивидуальных каналов восприятия мира;
-формирование умений планирования, взаимодействия в деятельности (ученическое самоуправление, детские объединения );
-формирование культуры – физической, психической и социальной защиты личности, умений самореабилитации.
Ожидаемые результаты.
Ориентация на позитивную Я-концепцию. Это относительно - устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.
5.Компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности (образ жизни ):
*освоение роли потребителя;
*освоение роли гражданина;
*освоение роли горожанина.
Духовно – нравственное развитие воспитанников - это:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Дети начальной школы с девиантным поведением»
В чем проявляется отклоняющееся поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. ...
Выступление по теме: "Типы девиантного поведения детей и меры воздействия на ребёнка с девиантным поведением".
Выступление...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...
Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением.
Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением....
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...
Статья " Игровая коррекция детей с девиантным поведением"
В данной статье данны примеры и разработки коррекции девиантного поведения детей через игровую деятельность....