Выступление по теме: "Типы девиантного поведения детей и меры воздействия на ребёнка с девиантным поведением".
материал на тему

Казачкова Ольга Владимировна

Выступление 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте) на поведение личности остается дискуссионным. Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с девиантным поедением, называют следующие: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Люди, имеющие психические расстройства, проявляют сниженную способность к осознанию и контролю своих действий вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами преступных действий, хотя в ряде случаев они сочетаются.

Типы див. Поведения детей и меры воздействия на реб . с див пов.

 Существуют различные социологические теории происхождения девиации.

 Например, теория аномии – по ней,  девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одобренными средствами для их достижения. 

Теория социальной дезорганизации, исходит из того что, девиация возникает, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют, ослаблены или становятся противоречивыми.

Надо помнить, что работа с детьми с девиантным поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив. То, что я скажу далее, многим покажется банальным и давно известным, но возможно произнесенное вслух в определенном порядке, позволит освежить наши знания по этим вопросам, и поможет в этой трудной, но с каждым годом, к сожалению, все более объемной работе.

 Л.С.Выготский, в частности, выделяет простейшую единицу для изучения личности в окружающей ее среде: «Переживание ребенка и есть такая простейшая единица... среда определяет развитие ребенка через переживание среды». Типы девиантного поведения

На основании данной классификации мы выделяем следующие модели (типы) ситуаций девиантного поведения.

Первый тип ситуаций — ситуации социально-статусных взаимоотношений. В этих ситуациях взаимоотношения складываются на основе социального статуса их субъектов, проявляются социально-психологические качества личности в соответствии со структурой ближайшего социального окружения (среда), общества. Реализуя эти взаимоотношения, субъекты выступают как представители класса, социальных  слоев, профессиональных групп, этнических общностей, политических и общественных организаций, возрастных групп, территориальных общностей (земляк, сосед, соотечественник).

При возникновении различных ситуаций социальный статус и определяемые им взаимоотношения могут стать доминантными в зависимости от характера взаимодействия субъектов как представителей социальных групп и стоящих перед ними задач.

Второй тип ситуаций — ситуации ролевых взаимоотношений. К этому типу можно отнести взаимоотношения, воз­никающие при исполнении: а) внутри групповых ролей: лидер-ведомый, старожил-новичок и т.д.; б) ролей, складывающихся в процессе формального и неформального общения: организатор, бригадир, шеф, эрудит, критик, фантазер и т.д. (возможны любые варианты сочетаний). В неформальных отношениях роли соотносятся со значимыми ценностями группы и носят личностный, интимный характер.  

Ролевые взаимоотношения в основном носят стереотипный характер. Роль является функциональной стороной статуса, который детерминируется правами и обязанностями, социальной позицией и др. Каждой роли соответствует набор экспектаций со стороны других людей, которые, по существу, определяют взаимоотношения согласно занимаемому статусу и исполняемой роли.

Статусные и ролевые отклонения могут проявляться в деятельностных и нравственных взаимоотношениях.

Памятуя о том, что поступок, действия являются своего рода молекулой социальной активности личности, ее социально-психологическим индикатором, нельзя не заметить и взаимоотношений, которые складываются в самой деятельности, в процессе осуществления каких-либо форм предметно-ориентированной совместной деятельности. Назовем этот тип взаимоотношениями совместной деятельности (деятельностными).

В процессе своей жизни и деятельности индивиды вступают в различные формы взаимоотношений этого типа.

Отношения субъектов, органически вплетенные в какую-либо предметно-ориентированную деятельность, могут иметь характер зависимости, координации, субординации, взаимопомощи, взаимостимулирования, поддержки, обмена социальным опытом, солидарности, кооперации, доверия, требовательности, сотрудничества, сопротивления, создания помех, открытого противодействия, игнорирования и т.д. Они могут протекать в форме товарищеского соревнования, здорового соперничества, творчества, но могут и обостряться до враждебной конкуренции и конфронтации, вплоть до социальных конфликтов и отклоняющегося поведения.

Данные взаимоотношения лежат в основе третьего типа ситуаций. Нельзя забывать о том, что действия и поступки в тех или иных социальных ситуациях совершают живые люди со всеми присущими им свойствами. Поэтому все их действия и поступки являются (независимо от их воли) формой обнаружения и способом реализации ценностных отношений. Они имеют интегративный характер, пронизывают все сферы жизнедеятельности людей, являются неотъемлемым атрибутом любой разновидности человеческих взаимоотно­шений, имеют ключевое значение для создания социальных и психологических ситуаций, так как постоянно «просвечиваются» в повседневной жизни, в поступках людей. Эти отношения обладают наибольшей «ситуагенностью».

Ценностные проблемы постоянно воссоздаются в жизнедеятельности людей, являясь «копилкой» их социального опыта. Разрешив их, можно актуализировать потребность в общении, взаимодействии и т.п. через создание ситуаций ценностных взаимоотношений. Это и есть четвертый тип ситуаций.

Все взаимоотношения людей представляют собой интегративное единство, все их типы взаимодействуют, взаимо­проникают. В зависимости от доминантности какого-либо типа взаимоотношений ситуацию девиантного поведения можно рассматривать, скажем, как ситуацию отношений.

Таким образом, любой тип взаимоотношений эквипотенциален, имеет синтетический характер, при доминировании одного типа взаимоотношений реализуются в той или иной мере и другие типы взаимоотношений. В психологии и педагогике социальная  среда рассматривается как условие, формирующее личность, т.е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека — своеобразный показатель интериоризации им культуры, уровня социального развития, меры участия в жизни общества.

Выделены 5 направлений поведения детей с девиантным поведением. 


1.Приспособление (норма) - в норме человек автоматически приспосабливается к той ситуации, в которой он оказался.

 
2.Противодействие реальности - индивидуум пытается активно разрушить ненавистную обстановку, "переделать" реальность под себя, а не под окружающих. Выступает при делинквентном поведении. Формируется с 3 - летнего возраста, пик - подростковый возраст.

3.Противостояние реальности - поведение обусловлено признаками психологической патологии и психопатологическими расстройствами. Такое поведение сопровождается невротическими реакциями.

4.Уход от реальности - индивид расценивает реальность как негативное явление. Проявляет неспособность адаптироваться к действительности.

5.Игнорирование реальности - индивид не принимает требования общества. Развиваются гиперспособности в одной области.

Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением. (13 пунктов)

1.Позитивный настрой. 
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.

 Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.

2. Доверительное взаимодействие: 
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.

 3. Субъективность взаимодействия. 
 Помочь ребенку можно тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а    творцом собственной жизни. Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
4. Выявление причин. 
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.

4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.


5. Последовательность во взаимодействиях. 

Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
6. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.

7. Поощрение положительных изменений. 
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
8. Привлекательная альтернативность. 

Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения, значимых целей.

Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе  - ценой девиации. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых "девиантных ритуалов" или способности противостоять группе по отдельным вопросам, также могут оказаться привлекательными альтернативами. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
9. Разумный компромисс. 
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

10. Гибкость. 

Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
Исследование возможностей помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с  тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе с несговорчивыми детьми эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.

Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

11. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
12. Системность. 
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.

13. Превентивность. 
Важно понять, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.

 

Предварительный просмотр:

         

       РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Обнаружив ребенка с признаками  девиантного поведения желательно поставить перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям в преодолении трудностей.

1. Прежде всего, о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.

Советы учителя ребенку:

• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось:

• если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейно - педагогическое сопровождение ребёнка с девиантным поведением

Семейно - педагогическое сопровождение ребёнка с девиантным поведением Презентацияhttps://cloud.mail.ru/public/DSeg/BkYeZNcod...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Выступление по теме "Типы и формы современного урока"

Материал содержит информацию о типах и формах современного урока. Материал сопровождается презентацией....

Статья «Девиантное поведение детей

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за предел...

Девиантное поведение детей и подростков

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для од...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...