Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
учебно-методическое пособие (4 класс)
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.
Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. (в разработке программы и её осуществлению участвуют: педагог психолог, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка в ОУ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением. | 49.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения детей
( подростков) с девиантным поведением.
Актуальность программы: подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.
В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.
Благодаря мониторингу развития личности подростка легко сделать вывод о том, что для учащихся 12-16 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:
1. для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.
2.56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.
3.подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.
4. подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.
Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. (в разработке программы и её осуществлению участвуют: педагог психолог, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка в ОУ)
Цель программы: создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность воспитанника, восстановить изначально позитивное личностное состояния воспитанника, связанное с глубинными изменениями «Я-концепции», основанной на созидательной системе ценностей.
Основные задачи программы:
организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;
создание условий для формирования у воспитанников основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности воспитанников, коррекции криминальных установок;
профилактика возникновения проблем развития и реабилитации воспитанников;
содействие воспитаннику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.
Этапы реализации программы:
1.Психодиагностика.
2.Консультирование.
3.Коррекция.
4.Профориентация.
5.Анализ и мониторинг результатов.
Предполагаемый результат:
у воспитанника должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.
Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:
1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению. 2.Актуализация всех источников нравственного опыта воспитанника (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями, стиль работы всего педагогического коллектива).
3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанника.
4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей воспитанника.
Основные условия развития учащихся:
учет возрастных особенностей;
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.
Особенности подростков с девиантным поведением:
Наличие неблагоприятных социальных условий.
Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.
Отклоняющееся от нормы поведение.
Трудности обучения.
Программа реализуется по этапам нахождения подростков в школе (классе):
1 этап адаптационный период (три месяца). Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 этап реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторинг.
Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»
Психодиагностический мониторинг.
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.
3 этап: интеграционный(выпускной).
Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Первый этап:
Изучение индивидуальных особенностей подростков
Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.
Учебно-педагогические
- имеют стойкую неуспеваемость
Поведенческие
- имеют стойкие нарушения поведения
- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками
- употребляли алкоголь, ПАВ
Социальные
- жили в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)
- жили в малообеспеченной семье
- жили не с родителями
Медицинские
- имеют хронические заболевания внутренних органов
- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
- часто и длительно болеют
- состоят на учёте у психоневролога
Психологические
- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы
- имеют высокий уровень агрессивности
Диагностика личностного развития
Диагностика интеллектуального развития
Изучаемые особенности личности
Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.
Предмет исследования. | Используемая методика. |
Самооценка. | Дембо - Рубенштейна, лесенка Шу. |
Характерологические особенности. | Опросник К. Леонгарда. |
Индивидуально-типологические особенности. | Методика Павлова ИП «Темперамент». |
Интеллектуальное развитие. | Изучение памяти, внимания, мышления. |
Эмоционально-волевая сфера. | Методика Баса-Даарки. |
Интересы и склонности. | Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной. |
Ценностные ориентации. | Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. |
Межличностные отношения. | Методика Лири. |
Депрессивное состояние. | Методика Ионовой – Виноградова. |
Диагностика лидерства. | «Ведущий или Ведомый». |
Диагностика тревожности. | Методика Спилбергера. |
Подверженность суициду. | Методика АН Волкова. |
Состояние нервной системы. | Методика К. Либельта. |
Конфликтность. | Методика ВИ Андреева. |
Второй этап
Включает в себя ряд программ по коррекции:
1.Суицидального поведения и уровня личностной тревожности.
2.Самооценки.
3.Уровня конфликтности.
4.А так же изучение личностных особенностей путем самопознания.
5.Работа с детьми с ОВЗ.
Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, воспитателей, психолога, социального педагога.
Методы индивидуальной работы с подростками:
Диагностика (по необходимости).
Беседа.
Консультация.
Индивидуальное развивающее занятие.
Индивидуальное коррекционное занятие.
Групповые тренинговые занятия.
1.Профилактика суицидального поведения подростков.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении, а так же по снижению уровня личностной тревожности.
ЗАДАЧИ:
1. Своевременное выявление таких особенностей ребёнка, которые могут способствовать суицидальному поведению;
2. Формирование жизненной цели и ценностных установок,
развитие стрессоустойчивости подростков
3. Оказание психолого - педагогической поддержки и медицинской помощи.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Принцип сотрудничества; Принцип гуманности;
Принцип доверия;
Принцип объективности;
Принцип доступности;
Принцип достоверности;
Принцип системности;
Принцип открытости;
Принцип последовательности;
Принцип теории с практикой.
Предполагаемый результат:
расширение форм конструктивного общения;
формирование позитивного отношения к жизни;
разрешение личностных проблем;
снижение уровня тревожности и депрессии.
гармонизация эмоциональной сферы;
умение действовать в группе;
оптимизация уровня тревожности;
развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;
создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.
План мероприятий.
I Этап: ОРГАНИЗАЦИОННО –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
№ п/п | М е р о п р и я т и я | С р о к и | Ответственные |
1. | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. | в течение года | Педагог-психолог Кл. рукводитель |
2. | Проведение индивидуальных бесед с педагогами по безопасному поведению воспитанников. | в течение года | педагог-психолог |
3. | Изучение личных дел воспитанников. | По прибытию воспитанников | педагог-психолог кл. руководитель |
4. | Разработка рекомендаций для педагогов по работе с подростками, склонными к суицидальным действиям. | в течение года | педагог – психолог |
5. | Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья обучающихся, воспитанников. | в течение года | педагог – психолог, классный руководитель. Воспитатель пришкольного интерната, руководители кружков и секций |
6. | Выявление детей группы «риска» и социально – дезадаптированных подростков. | в течение года | педагог-психолог, кл. рукводитель |
7. | Информирование пед.коллектива по данной проблеме. | по запросу | Педагог- психолог |
II Этап : ОСНОВНОЙ
9. | Психологическое консультирование, оказание психологической помощи, воспитанникам, педагогам, в решении возникших проблем. | по запросу | Классный рукводитель педагог - психолог |
10. | Работа с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению. | в течение всего срока пребывания. | педагог – психолог |
11. | - «Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психического здоровья ребёнка» - «Воспитание без насилия» -«Причины подросткового суицида» -«Мои ошибки» -«Меня никто не понимает» -«О любви – взрослые и дети» -«Доброе начало» -«Понять. Простить. Принять» -«В чем смысл жизни?" -«Быть уверенным – это здорово!» -«Жить здорово» | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март, апрель апрель май май | Классный рукводитель |
12. | Мониторинг суицидального поведения , динамика развития. | ежемесячно | Классный руководитель педагог - психолог |
13. | Групповые лекции: - «Потрясение от сотрясения»; - Беседа с элементами дискуссии « Солнце моё»; - Семинар «Не искушать, не соблазнять, не провоцировать» | октябрь январь март | Педагог- психолог, социальный педагог |
14. | Месячник профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. | февраль | Педагог – психолог, социальный педагог школы |
15. | Психологическое просвещение педагогического коллектива по вопросам: - « Стили воспитания»; - « Авторитет взрослого человека»; - « Поощрение и наказание детей »; - «Особенности общения с подростком, имеющим склонность к суицидальному поведению»; - « Как сохранить здоровье ребёнка» - «Мои положительные и отрицательные привычки»; - «Как уберечь подростка от насилия»; - «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»; - «Права и обязанности взрослых, права и обязанности подростков». | в течение всего срока | Педагог – психолог |
16. | Психодиагностическая деятельность по раскрытию суицидальных тенденций: 1.Выявление детей и подростков с отклоняющим от нормы поведением. 2. Диагностическое обследование обучающихся группы суицидального риска. 3. Диагностика склонности к вредным привычкам. 4. Изучение эмоционального состояния воспитанников. 5. Изучение психологического климата в детском коллективе. 6. Изучение индивидуально - типологических особенностей обучающихся - Особенности и тип темперамента; - Акцентуация характера; 7. Изучение детско – родительских отношений | в течение всего срока пребывания. По результатам опроса родителей | Классный руководитель, социальный педагог школы, уполномоченный по правам ребёнка педагог – психолог |
17. | Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения для обучающихся воспитанников “группы риска». | в течение всего срока пребывания. | Классный руководитель |
19. | Индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации. | в течение всего срока пребывания. | педагог-психолог, кл. рук. |
20. | Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде «Сотрудничество социально-психологической службы с семьями обучающихся». - Профилактика правонарушений, потребления ПАВ, формирование законопослушного поведения, правовой культуры | в течение всего срока пребывания. | Педагог- психолог, социальный педагог |
Заключительный этап:
Критерии оценки эффективности реализации программы.
1.Выявление и поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;
2.Расширение репертуара способов выхода из кризиса;
3.Оказание опосредованной помощи детям через взрослых;
4.Умение использовать подростками теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций;
5.Развитие у воспитанников способности к саморегуляции, самоконтролю;
6.Изменения личностных установок в отношении суицида;
7.Повышение уровня психологической защищённости;
8.Применение методов психологической защиты;
9.Формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
2. Самооценка личности.
Становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.
Цель: Развитие самооценки у подростков.
Задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки личности.
2. Диагностика самооценки у подростков.
3. Выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.
4.Коррекция самооценки у подростков.
Ожидаемый результат:
Становление самооценки как сформировавшегося компонента самосознания.
Структура работы:
I этап – вводный (первичная диагностика, 1и 2 занятие)
Для диагностики самооценки существуют такие методики, как:
1.Шкалы Дембо-Рубинштейн
2.Проба Де Греефе
3.Методика «Лесенка»
4.Методика «нарисуй себя»
5.Методика «Три оценки» А.И. Липкиной.
6.Исследование уровня притязаний.
7.Определения самооценки (методика Будасси).
II этап – основной (основные занятия ):
№п.п | Темы занятий. |
1. | "Диагностика" |
2. | " Знакомство". |
3. | "Осознание себя индивидуальностью". |
4. | "Формирование самооценки". |
5. | " Успех залог высокой самооценки. Воображение самооценки". |
6. | " Саморазвитие". |
7. | " Перевоплощение". |
8. | "Повышение уровня уверенности в себе". |
9. | «Моя самооценка». |
10. | Образ «Я» |
11. | «Круг значимых имен» |
12. | «Мои ценные качества». |
13. | «Я забочусь о своей семье». |
14. | «Я – хороший друг». |
15. | «Я помогаю людям». |
16. | «Я признаю свои ошибки». |
17. | «Я довольно привлекателен». |
18. | «Я талантлив». |
19. | «Я умею хорошо делать…» |
20. | «Я стал лучше понимать себя». |
21. | «Позитивные мысли». |
22. | «Я горжусь собой за то…». |
23. | «Осознание себя индивидуальностью». |
24. | «Я в своих глазах, я в глазах окружающих». |
25. | «Я уверен на 100%». |
26. | «Побег из тюрьмы». |
27. | «Повышение уверенности в себе». |
28. | «Перевоплощение». |
29. | «Саморазвитие». |
30. | «Поделись успехом». |
III этап – итоговый (итоговое занятие и повторная диагностика).
3.Уровень конфликтности.
Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения подростком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.
Основная цель программы: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Основные задачи реализации программы:
1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;
3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
4. Научить подростка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;
5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
Предполагаемый положительный результат:
- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;
- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;
-Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;
- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.
План реализации программы по профилактике конфликтов среди подростков.
№ п/п | Тема занятия. | Цель. |
1 | «Что такое конфликт. Причины возникновения» | Сформировать представление о природе конфликтов |
2 | «Поговорим о дружбе» | Содействовать в формировании представления о дружбе |
3 | «Навыки общения» | Изучить процесс принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии |
4 | «Навыки общения» | Развивать навыки общения |
5 | «Я среди людей» | Познакомить с правилами получения и передачи информации |
6 | «Отношение к конфликтам» | Развивать способность адекватного реагирования на конфликтные ситуации |
7 | Управление конфликтами | Формировать отношение к конфликтным ситуациям, как к новым возможностям самосовершенствования |
8 | «Он первый начал», или способы решении конфликтных ситуаций | Оказать помощь в решения конфликтных ситуаций |
9 | Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушения» | Изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии. |
10 | «Мотивы агрессивного поведения» | Изучить мотивы агрессивного поведения |
11 | «Негативные чувства» | Повысить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств. |
12 | «Расслабление» | Обучить различным релаксационным техникам |
13 | «Эти негативные чувства» | Закрепить конструктивные способы поведения |
4. Самопознание.
Самопознание призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Основные цели:
-Способствовать осознанию своего внутреннего мира, осмыслению своей индивидуальности.
- Содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития жизненно важных ключевых компетенций:
1. определять свою жизненную позицию;
2. конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
3.выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
4.оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
5.жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
5.проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
6.проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
7.развивать на практике навыки служения обществу.
№ п/п | Количество занятий. | Название темы. |
1. | 1-2 | «Мир познания» |
2. | 1 | «Мир моих чувств» |
3. | 1 | «От мечты к открытию» |
4. | 1 | «Характер человека» |
5. | 1 | «Мир человеческих взаимоотношений» |
6. | 1 | «Дружба» |
7. | 1 | «Человек в коллективе» |
8. | 1 | «Мир и согласие между людьми» |
9. | 1 | «О доверии» |
10. | 1 | «Быть трудолюбивым» |
11. | 1 | «Красота души человека» |
12. | 1 | «Возможности человека» |
13. | 1 | «Вера в себя» |
14. | 1 | «Об отзывчивости и равнодушии» |
15. | 1 | «Родственные узы» |
16. | 1 | «Жить в мире с собой и людьми» |
17. | 1 | «Я и мир вокруг» |
18. | 1 | «Искусство быть здоровым» |
19. | 1 | «Найти свое призвание» |
20. | 1 | «Разум и воля» |
21. | 1 | «Внешняя привлекательность и внутренний мир» |
22. | 1 | «О достоинстве человека» |
23. | 1 | «Мировосприятие человека» |
24. | 1 | «Голос совести» |
25. | 1 | «Я, Ты, Мы» |
26. | 1 | «Истоки уважения» |
27. | 1 | «Дорожить временем» |
28. | 1 | «Свобода человека» |
29. | 1 | «Гражданская позиция человека» |
30. | 1-2 | «Выбор пути» |
Работа с подростками «группы риска».
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному и аддиктивному поведению. Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения. Дети с девиантным поведением и составляет значительную часть «группы риска».
Основная цель при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.
При выявлении детей «группы риска» выделяются следующие факторы:
аномальные черты личности (авантюризм, неадекватная самооценка, чаще завышенная, возбудимость)
подчинение давлению и угрозам
агрессия
неуверенность в себе
акцентуации характера
неспособность справиться с общественными задачами
позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ
неумение справляться со стрессами.
Ожидаемые результаты:
Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ |
1-3 | Кто мы? Какие мы? | 3 |
4-6 | Внешность и характер | 3 |
7-8 | Уверенное и неуверенное поведение | 2 |
9 | Я тебя понимаю | 1 |
10-11 | О друзьях и попутчиках | 2 |
12-13 | Всегда ли нужно говорить «ДА»? | 2 |
14-15 | Наши эмоции | 2 |
16-17 | Стресс | 2 |
18 | Что такое ответственность? | 1 |
19-20 | О пользе критики | 2 |
21-22 | Получение наслаждения | 2 |
23-27 | Я- уникальный | 5 |
28-30 | Перед дальней дорогой | 3 |
Всего | 30 |
Третий этап.
Цель: Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Предмет исследования. | Используемая методика. |
Анкета интересов. | Методика Голланда. |
Опросник профпригодности «ШП». | |
Опросник профессиональной готовности. | |
Актуализация возможностей в определении препятствий в достижении жизненных целей «Мои сильные стороны». | Методическое пособие Шипициной Л. М. |
Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей для подростков с трудностями социальной адаптации. Актуализация необходимости принимать решения , которые помогут жить здоровой и полноценной жизнью. | «Тренинг жизненных навыков». «Сила выбора»- тренинг. |
Развитие умения прогнозировать и актуализировать жизненные цели. | «Шаги к цели»- тренинг. |
Развитие мотивации для достижения жизненных целей. | «Будущее своими руками»- тренинг. |
Развитие способностей к прогнозированию ситуаций. | «Через прошлое- в будущее»- тренинг. |
Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей. | «Мои сильные стороны»- тренинг. |
Повышение уверенности в собственной ответственности в достижении целей. | «Вперед в будущее»- тренинг. |
Закрепление полученных навыков, осознание их ценности. | «Мой багаж»- тренинг. |
Изучение самооценки на момент выпуска. | Методика Шу. |
Изучение уровня агрессивности на момент выпуска. | «Агрессивный ли я человек». |
Изучение уровня конфликтности на момент выпуска. | Методика Андреева. |
Литература.
1.Айдакова Л. Уроки психологии в школе.М .,2008
2.Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Питер,2003
3.Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.-М.,1986
4.Большаков В.Ю. Психотренинг.-СПб.,1996
5.Прихожан А.М. Психология неудачника.М.,2006
6.Родионов В.А. Я и все- все-все.-Ярославль,2002
7.Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков.-М.,2003
8.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.-М.,2009
9.Татаринко В.Я. Семья и формирование личности.-М1987
10.Фон Франц М.-Л Психология сказки.-СПб.,2009
11.Чистякова М.И. Психодиагностика.-М.,1990
12.Штольц Х.Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение.-М.,1986
13.Энциклопедия психологических тестов.-М.,1999
14.Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
15.Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
16.Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
17.Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
18.Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
19.Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
20.Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
21.Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
22.Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
22.Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
23.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
24.Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
25.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
26.Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
27.Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
28.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
29.Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
30.Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
31.Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
32.Шашкова З. Ты и я – такие разные. // Школьный психолог, 2002, №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с девиантным поведением
Программа как часть адаптивной образовательной программы...
Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе
Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста " Путь к успеху"
Программа для младших школьников....
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...