Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
учебно-методическое пособие (4 класс)

Смоленская Екатерина Валерьевна

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. (в разработке программы и её осуществлению участвуют: педагог психолог, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка в ОУ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения детей

( подростков) с девиантным поведением.

Актуальность программы: подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.


Благодаря мониторингу развития личности подростка легко сделать вывод о том, что для учащихся 12-16 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:

1. для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

2.56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

3.подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

4. подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. (в разработке программы и её осуществлению участвуют: педагог психолог, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка в ОУ)

Цель программы: создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность воспитанника, восстановить изначально позитивное личностное состояния воспитанника, связанное с глубинными изменениями «Я-концепции», основанной на созидательной системе ценностей.

Основные задачи программы:

организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;

создание условий для формирования у воспитанников основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности воспитанников, коррекции криминальных установок;

профилактика возникновения проблем развития и реабилитации воспитанников;

содействие воспитаннику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.

Этапы реализации программы:

1.Психодиагностика.

2.Консультирование.

3.Коррекция.

4.Профориентация.

5.Анализ и мониторинг результатов.

Предполагаемый результат:

у воспитанника должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.

Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:

1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению. 2.Актуализация всех источников нравственного опыта воспитанника (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями, стиль работы всего педагогического коллектива).

3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанника.

4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей воспитанника.

Основные условия развития учащихся:

учет возрастных особенностей;

развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;

создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.

Особенности подростков с девиантным поведением:

Наличие неблагоприятных социальных условий.

Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.

Отклоняющееся от нормы поведение.

Трудности обучения.

Программа реализуется по этапам нахождения подростков в школе (классе):

1 этап адаптационный период (три месяца). Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 этап реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторинг.

Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»

Психодиагностический мониторинг.

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

3 этап: интеграционный(выпускной).

Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

Первый этап:

Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

Учебно-педагогические

- имеют стойкую неуспеваемость

Поведенческие

- имеют стойкие нарушения поведения

- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками

- употребляли алкоголь, ПАВ

Социальные

- жили в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)

- жили в малообеспеченной семье

- жили не с родителями

Медицинские

- имеют хронические заболевания внутренних органов

- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

- часто и длительно болеют

- состоят на учёте у психоневролога

Психологические

- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы

- имеют высокий уровень агрессивности

Диагностика личностного развития

Диагностика интеллектуального развития

Изучаемые особенности личности

Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.


Предмет исследования.

Используемая методика.

Самооценка.

Дембо - Рубенштейна, лесенка Шу.

Характерологические особенности.

Опросник К. Леонгарда.

Индивидуально-типологические особенности.

Методика Павлова ИП «Темперамент».

Интеллектуальное развитие.

Изучение памяти, внимания, мышления.

Эмоционально-волевая сфера.

Методика Баса-Даарки.

Интересы и склонности.

Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.

Ценностные ориентации.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Межличностные отношения.

Методика Лири.

Депрессивное состояние.

Методика Ионовой – Виноградова.

Диагностика лидерства.

«Ведущий или Ведомый».

Диагностика тревожности.

Методика Спилбергера.

Подверженность суициду.

Методика АН Волкова.

Состояние нервной системы.

Методика К. Либельта.

Конфликтность.

Методика ВИ Андреева.


Второй этап

Включает в себя ряд программ по коррекции:

1.Суицидального поведения и уровня личностной тревожности.

2.Самооценки.

3.Уровня конфликтности.

4.А так же изучение личностных особенностей путем самопознания.

5.Работа с детьми с ОВЗ.

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, воспитателей, психолога, социального педагога.

Методы индивидуальной работы с подростками:

Диагностика (по необходимости).

Беседа.

Консультация.

Индивидуальное развивающее занятие.

Индивидуальное коррекционное занятие.

Групповые тренинговые занятия.

1.Профилактика суицидального поведения подростков.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении, а так же по снижению уровня личностной тревожности.

ЗАДАЧИ:

1. Своевременное выявление таких особенностей ребёнка, которые могут способствовать суицидальному поведению;

2. Формирование жизненной цели и ценностных установок,

развитие стрессоустойчивости подростков

3. Оказание психолого - педагогической поддержки и медицинской помощи.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

Принцип сотрудничества; Принцип гуманности;

Принцип доверия;

Принцип объективности;

Принцип доступности;

Принцип достоверности;

Принцип системности;

Принцип открытости;

Принцип последовательности;

Принцип теории с практикой.

Предполагаемый результат:

расширение форм конструктивного общения;

формирование позитивного отношения к жизни;

разрешение личностных проблем;

снижение уровня тревожности и депрессии.

гармонизация эмоциональной сферы;

умение действовать в группе;

оптимизация уровня тревожности;

развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;

создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

План мероприятий.

I Этап: ОРГАНИЗАЦИОННО –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

п/п

М е р о п р и я т и я

С р о к и

Ответственные

1.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

в течение года

Педагог-психолог

Кл. рукводитель

2.

Проведение индивидуальных бесед с педагогами по безопасному поведению воспитанников.


в течение года

педагог-психолог

3.

Изучение личных дел воспитанников.

По прибытию воспитанников

педагог-психолог

кл. руководитель

4.

Разработка рекомендаций для педагогов по работе с подростками, склонными к суицидальным действиям.


в течение года


педагог – психолог

5.

Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья обучающихся, воспитанников.


в течение года

педагог – психолог, классный руководитель. Воспитатель пришкольного интерната, руководители кружков и секций

6.

Выявление детей группы «риска» и социально – дезадаптированных подростков.

в течение года

педагог-психолог, кл. рукводитель

7.

Информирование пед.коллектива по данной проблеме.

по запросу

Педагог- психолог

II Этап : ОСНОВНОЙ



9.

Психологическое консультирование, оказание психологической помощи, воспитанникам, педагогам, в решении возникших проблем.


по запросу

Классный рукводитель

педагог - психолог

10.

Работа с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению.

в течение всего срока пребывания.

педагог – психолог


11.

- «Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психического здоровья ребёнка»

- «Воспитание без насилия»

-«Причины подросткового суицида»

-«Мои ошибки»

-«Меня никто не понимает»

-«О любви – взрослые и дети»

-«Доброе начало»

-«Понять. Простить. Принять»

-«В чем смысл жизни?"

-«Быть уверенным – это здорово!»

-«Жить здорово»



сентябрь

октябрь

ноябрь декабрь


январь

февраль

март, апрель

апрель

май


май

Классный рукводитель

12.

Мониторинг суицидального поведения , динамика развития.


ежемесячно

Классный руководитель

педагог - психолог


13.

Групповые лекции:

- «Потрясение от сотрясения»;

- Беседа с элементами дискуссии « Солнце моё»;

- Семинар «Не искушать, не соблазнять, не провоцировать»


октябрь

январь

март


Педагог- психолог, социальный педагог



14.

Месячник профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.


февраль

Педагог – психолог, социальный педагог школы


15.

Психологическое просвещение педагогического коллектива по вопросам:

- « Стили воспитания»;

- « Авторитет взрослого человека»;

- « Поощрение и наказание детей »;

- «Особенности общения с подростком, имеющим склонность к суицидальному поведению»;

- « Как сохранить здоровье ребёнка»

- «Мои положительные и отрицательные привычки»;

- «Как уберечь подростка от насилия»;

- «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»;

- «Права и обязанности взрослых, права и обязанности подростков».






в течение всего срока


Педагог – психолог


16.

Психодиагностическая деятельность по раскрытию суицидальных тенденций:

1.Выявление детей и подростков с отклоняющим от нормы поведением. 2. Диагностическое обследование обучающихся группы суицидального риска. 3. Диагностика склонности к вредным привычкам. 4. Изучение эмоционального состояния воспитанников.

5. Изучение психологического климата в детском коллективе. 6. Изучение индивидуально - типологических особенностей обучающихся

- Особенности и тип темперамента; - Акцентуация характера; 7. Изучение детско – родительских отношений


в течение всего срока пребывания.










По результатам опроса родителей

Классный руководитель, социальный педагог школы, уполномоченный по правам ребёнка




педагог – психолог


17.

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения для обучающихся воспитанников “группы риска».


в течение всего срока пребывания.


Классный руководитель



19.

Индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.



в течение всего срока пребывания.


педагог-психолог, кл. рук.



20.

Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

«Сотрудничество социально-психологической службы с семьями обучающихся».

- Профилактика правонарушений, потребления ПАВ, формирование законопослушного поведения, правовой культуры


в течение всего срока пребывания.

Педагог- психолог,

социальный педагог


Заключительный этап:

Критерии оценки эффективности реализации программы.

1.Выявление и поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;

2.Расширение репертуара способов выхода из кризиса;

3.Оказание опосредованной помощи детям через взрослых;

4.Умение использовать подростками теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций;

5.Развитие у воспитанников способности к саморегуляции, самоконтролю;

6.Изменения личностных установок в отношении суицида;

7.Повышение уровня психологической защищённости;

8.Применение методов психологической защиты;

9.Формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.

2. Самооценка личности.

Становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.

Цель: Развитие самооценки у подростков.

Задачи:

1. Раскрыть понятие самооценки личности.

2. Диагностика самооценки у подростков.

3. Выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.

4.Коррекция самооценки у подростков.

Ожидаемый результат:

Становление самооценки как сформировавшегося компонента самосознания.

Структура работы:

I этап – вводный (первичная диагностика, 1и 2 занятие)

Для диагностики самооценки существуют такие методики, как:

1.Шкалы Дембо-Рубинштейн

2.Проба Де Греефе

3.Методика «Лесенка»

4.Методика «нарисуй себя»

5.Методика «Три оценки» А.И. Липкиной.

6.Исследование уровня притязаний.

7.Определения самооценки (методика Будасси).

II этап – основной (основные занятия ):

№п.п

Темы занятий.

1.

"Диагностика"

2.

" Знакомство".

3.

"Осознание себя индивидуальностью".

4.

"Формирование самооценки".

5.

" Успех залог высокой самооценки. Воображение самооценки".

6.

" Саморазвитие".

7.

" Перевоплощение".

8.

"Повышение уровня уверенности в себе".

9.

«Моя самооценка».

10.

Образ «Я»

11.

«Круг значимых имен»

12.

«Мои ценные качества».

13.

«Я забочусь о своей семье».

14.

«Я – хороший друг».

15.

«Я помогаю людям».

16.

«Я признаю свои ошибки».

17.

«Я довольно привлекателен».

18.

«Я талантлив».

19.

«Я умею хорошо делать…»

20.

«Я стал лучше понимать себя».

21.

«Позитивные мысли».

22.

«Я горжусь собой за то…».

23.

«Осознание себя индивидуальностью».

24.

«Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

25.

«Я уверен на 100%».

26.

«Побег из тюрьмы».

27.

«Повышение уверенности в себе».

28.

«Перевоплощение».

29.

«Саморазвитие».

30.

«Поделись успехом».


III этап – итоговый (итоговое занятие и повторная диагностика).

3.Уровень конфликтности.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения подростком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Основная цель программы: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Основные задачи реализации программы:

1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;

3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

4. Научить подростка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;

5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

Предполагаемый положительный результат:

- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

-Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

План реализации программы по профилактике конфликтов среди подростков.

п/п

Тема занятия.

Цель.

1

«Что такое конфликт. Причины возникновения»

Сформировать представление о природе конфликтов

2

«Поговорим о дружбе»

Содействовать в формировании представления о дружбе

3

«Навыки общения»

Изучить процесс принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии

4

«Навыки общения»

Развивать навыки общения

5

«Я среди людей»

Познакомить с правилами получения и передачи информации

6

«Отношение к конфликтам»

Развивать способность адекватного реагирования на конфликтные ситуации

7

Управление конфликтами

Формировать отношение к конфликтным ситуациям, как к новым возможностям самосовершенствования

8

«Он первый начал», или способы решении конфликтных ситуаций

Оказать помощь в решения конфликтных ситуаций

9

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушения»

Изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

10

«Мотивы агрессивного поведения»

Изучить мотивы агрессивного поведения

11

«Негативные чувства»

Повысить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств.

12

«Расслабление»

Обучить различным релаксационным техникам

13

«Эти негативные чувства»

Закрепить конструктивные способы поведения


4. Самопознание.

Самопознание призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Основные цели:

-Способствовать осознанию своего внутреннего мира, осмыслению своей индивидуальности.

- Содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития жизненно важных ключевых компетенций:

1. определять свою жизненную позицию;

2. конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;

3.выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;

4.оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

5.жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;

5.проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;

6.проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;

7.развивать на практике навыки служения обществу.

№ п/п

Количество занятий.

Название темы.

1.

1-2

«Мир познания»

2.

1

«Мир моих чувств»

3.

1

«От мечты к открытию»

4.

1

«Характер человека»

5.

1

«Мир человеческих взаимоотношений»

6.

1

«Дружба»

7.

1

«Человек в коллективе»

8.

1

«Мир и согласие между людьми»

9.

1

«О доверии»

10.

1

«Быть трудолюбивым»

11.

1

«Красота души человека»

12.

1

«Возможности человека»

13.

1

«Вера в себя»

14.

1

«Об отзывчивости и равнодушии»

15.

1

«Родственные узы»

16.

1

«Жить в мире с собой и людьми»

17.

1

«Я и мир вокруг»

18.

1

«Искусство быть здоровым»

19.

1

«Найти свое призвание»

20.

1

«Разум и воля»

21.

1

«Внешняя привлекательность и внутренний мир»

22.

1

«О достоинстве человека»

23.

1

«Мировосприятие человека»

24.

1

«Голос совести»

25.

1

«Я, Ты, Мы»

26.

1

«Истоки уважения»

27.

1

«Дорожить временем»

28.

1

«Свобода человека»

29.

1

«Гражданская позиция человека»

30.

1-2

«Выбор пути»


Работа с подростками «группы риска».

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному и аддиктивному поведению. Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения. Дети с девиантным поведением и составляет значительную часть «группы риска».

Основная цель при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.

При выявлении детей «группы риска» выделяются следующие факторы:

аномальные черты личности (авантюризм, неадекватная самооценка, чаще завышенная, возбудимость)

подчинение давлению и угрозам

агрессия

неуверенность в себе

акцентуации характера

неспособность справиться с общественными задачами

позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ

неумение справляться со стрессами.

Ожидаемые результаты:

Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.

Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ

1-3

Кто мы? Какие мы?

3

4-6

Внешность и характер

3

7-8

Уверенное и неуверенное поведение

2

9

Я тебя понимаю

1

10-11

О друзьях и попутчиках

2

12-13

Всегда ли нужно говорить «ДА»?

2

14-15

Наши эмоции

2

16-17

Стресс

2

18

Что такое ответственность?

1

19-20

О пользе критики

2

21-22

Получение наслаждения

2

23-27

Я- уникальный

5

28-30

Перед дальней дорогой

3

Всего

30

Третий этап.

Цель: Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

Предмет исследования.

Используемая методика.

Анкета интересов.

Методика Голланда.

Опросник профпригодности «ШП».

Опросник профессиональной готовности.

Актуализация возможностей в определении препятствий в достижении жизненных целей «Мои сильные стороны».

Методическое пособие Шипициной Л. М.

Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей для подростков с трудностями социальной адаптации.

Актуализация необходимости принимать решения , которые помогут жить здоровой и полноценной жизнью.

«Тренинг жизненных навыков».

«Сила выбора»- тренинг.

Развитие умения прогнозировать и актуализировать жизненные цели.

«Шаги к цели»- тренинг.

Развитие мотивации для достижения жизненных целей.

«Будущее своими руками»- тренинг.

Развитие способностей к прогнозированию ситуаций.

«Через прошлое- в будущее»- тренинг.

Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей.

«Мои сильные стороны»- тренинг.

Повышение уверенности в собственной ответственности в достижении целей.

«Вперед в будущее»- тренинг.

Закрепление полученных навыков, осознание их ценности.

«Мой багаж»- тренинг.

Изучение самооценки на момент выпуска.

Методика Шу.

Изучение уровня агрессивности на момент выпуска.

«Агрессивный ли я человек».

Изучение уровня конфликтности на момент выпуска.

Методика Андреева.

Литература.

1.Айдакова Л. Уроки психологии в школе.М .,2008

2.Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Питер,2003

3.Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.-М.,1986

4.Большаков В.Ю. Психотренинг.-СПб.,1996

5.Прихожан А.М. Психология неудачника.М.,2006

6.Родионов В.А. Я и все- все-все.-Ярославль,2002

7.Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков.-М.,2003

8.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.-М.,2009

9.Татаринко В.Я. Семья и формирование личности.-М1987

10.Фон Франц М.-Л Психология сказки.-СПб.,2009

11.Чистякова М.И. Психодиагностика.-М.,1990

12.Штольц Х.Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение.-М.,1986

13.Энциклопедия психологических тестов.-М.,1999

14.Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

15.Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

16.Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

17.Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

18.Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

19.Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

20.Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.

21.Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

22.Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.

22.Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

23.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

24.Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.

25.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

26.Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

27.Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4

28.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.

29.Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

30.Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.

31.Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

32.Шашкова З. Ты и я – такие разные. // Школьный психолог, 2002, №11.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе

Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...