Правовое воспитание младших школьников
статья на тему
Возможности по организации правового воспитания младших шкоьников о внеурочной деятельности совместно с юристом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание младших школьников
Дятлова Надежда Анатольевна,
учитель начальных классов
Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – одна из обязательных составляющих политики государства. Так Президентом России 28 апреля 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Пр-1168), а так же издан Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Реализуя данные направления, в нашем крае был принят документ «О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где было определено, что одной из основных задач в этой краевой стратегии являются включение в содержание образовательного процесса основы правовой культуры несовершеннолетних, обеспечение правового обучения и воспитания детей, воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. Одной из первоочередных мер в нем определено, наряду с получением знаний, обучение детей практическому их применению.
В ООП ФГОС НОО и ООО каждой школы в раздел духовно-нравственного воспитания внесены задачи воспитания гражданственности, нравственного право- и самосознания личности. Для реализации данных задач во многих образовательных учреждениях прошло внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Вопросы правого образования учащихся основной школы чаще всего решаются в рамках основных или дополнительных часов учебного плана. А вот вопросы правового воспитания учащихся младших классов на деле реализуется слабо. И на то есть несколько причин. Одна из них - боязнь некоторых родителей «просвещать» своих детей в том, что у них есть не только обязанности, но и права (чаще это те взрослые, в чьих семьях в воспитании «все средства хороши»). Другая- недостаточная осведомленность учителей начальной школы в правовых вопросах. Третья - сложности в подготовке таких занятий, ведь ребенку интересна игра, деятельность. А как играть на юридические темы? А ведь именно в этом возрасте можно заложить основные навыки и умения законных и нравственных способов защиты своих прав и свобод, осознание других людей как равноправных личностей, необходимость осуществления своих прав, не нарушая права другого человека, научить ребенка самому не злоупотреблять своими правами, ответственно пользоваться ими и соблюдать обязанности, и одновременно проводить знакомство с профессиями, связанными с юридической деятельностью.
Так возникла идея о необходимости совместной деятельности школы и представителя правозащитных органов, как компетентного лица в юридических вопросах, и создании блока программы правового воспитания учащихся младших классов в рамках существующего в классе «Клуба выходного дня». Самым сложным оказалось - найти единомышленника, желающего работать с детьми, среди юристов, Нам повезло: такой творческий человек нашелся. Так на базе нашего класса начал работу отделение нашего клуба - «Учим свои права», и, заручившись поддержкой родителей учащихся, мы начали свою работу.
Были определены темы, которые интересны и полезны для ребенка 7-10 лет, разработан цикл тематических занятий:
- Права и обязанности детей
- Право на образование
- «Можно и нельзя»
- «Суд над Серым Волком»
- Я - член общества
- Договор мены
- Договор купли-продажи
- Защита прав потребителей
- Правозащита.
Учитывая еще не остывшее в этом возрасте огромное желание играть, были разработаны сценарии небольших костюмированных сценок с участием самих учеников, с минимальным и доступным тексом, позволяющим участвовать в действиях ученику любого уровня подготовленности, не требующего какого либо долгого заучивания, репетиторства, не требующего специального театрального мастерства, но дающие возможность каждому на какое-то время почувствовать себя актером. Дети играли сами себя, своих родителей, своих любимых сказочных персонажей. Театрализация, перемежающаяся с тематическими конкурсами, обсуждениями ситуаций и возникших проблем, не оставляли равнодушным ни одного ученика, создавая веселую, порой озорную атмосферу сотрудничества между детьми, и самое главное позволяющее достигнуть желаемого результата: формирование зрелого правосознания. Так деяния Серого Волка в знакомой истории про Красную Шапочку была рассмотрены с точки зрения закона. В суде над Серым Волком принимали участие «настоящие» прокурор, адвокат, судья, заслушивались показания свидетелей: охотников, мамы Красной Шапочки и мамы Серого Волка, и потерпевших: Красной Шапочки и ее Бабушки.
При изучении темы «Мена» разыгрывались сценки о первобытных людях, которым не сразу, но удалось договориться об обмене, рассматривались вопросы обмена разыми вещами между детьми, а вот вопросы купли-продажи изучали на настоящей русской ярмарке. К каждому занятию тщательно подбирались тематические истории, помогающими ребенку на деле разобраться с сутью изучаемого вопроса. А главным персонажем всех наших мероприятий стал Закон, который давал ребятам все необходимые разъяснения.
Каждое занятие проходило в 3 этапа:
а) подготовка мероприятия (репетиции, подготовка костюмов и реквизита, которые давали возможность ребятам проявить свое творчество в создании образа);
б) само занятие;
в) выпуск артистами тематической газеты.
Более глубокое осмысление изученного осуществляется и с подключением зрительного восприятия в последующий период, и творческого художественного потенциала детей. Поэтому, после проведенного мероприятия, самими учениками изготавливалась тематическая стенгазета с изображениями и фотографиями актеров, участников конкурсов, с простыми текстами, доступными для восприятия детей соответствующего возраста, которая вывешивалась в холле школы, вызывая большой интерес учеников из других классов. Участники мероприятия с гордостью рассказывали остальным, что изображено и почему такой закон есть в России, что так же способствовало закреплению изученного, формированию интереса к правоведению и профессии юриста.
Конечно без помощи «Нашей любимой судьи», как писали потом ребята в школьной газете, сложно было бы разобраться во всех тонкостях права и придумать тематические ситуации для каждой темы. Но именно совместная работа с ней позволила получить высокие результаты деятельности и не только в правовом воспитании, но и в сплочении классного коллектива, возможности к самореализации и личностному росту каждого ребенка.
Реализованный цикл занятий позволил в простой, доступной форме донести детям об основополагающих конституционных ценностях, о государственности, о правах человека, дал возможность начать формирование целостного представления о правилах поведения в общественных местах, о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. Результатом стало знание и понимание своих прав и свобод, повышение правовой культуры детей, которые в будущем помогут сформировать Россию как правовое государство, став законопослушными, добропорядочными гражданами, умеющими законным и нравственным способами защищать свои права и свободы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание младших школьников
Из опыта работы...
«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....
« Правовое воспитание младших школьников»
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». ПлутархВечная задача педагогики – воспитание умного, д...
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"
Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....
Гражданско-правовое воспитание младших школьников
Обобщение опыта по теме"Гражданско-правовое воспитание младших школьников"...
Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»
Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...