Правовое воспитание младших школьников
статья на тему

Дятлова Надежда Анатольевна

Возможности по организации правового воспитания младших шкоьников о внеурочной деятельности  совместно с юристом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание младших школьников

Дятлова Надежда Анатольевна,

 учитель начальных классов

        Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – одна из обязательных составляющих политики государства. Так Президентом России 28 апреля 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Пр-1168), а так же издан Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Реализуя данные направления, в нашем крае был принят документ «О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где было  определено, что одной из основных задач в этой краевой стратегии являются  включение в содержание образовательного процесса основы правовой культуры несовершеннолетних, обеспечение правового обучения и воспитания детей, воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.  Одной из первоочередных мер  в нем  определено, наряду с получением знаний, обучение детей практическому их применению.

В ООП ФГОС НОО и ООО каждой школы в раздел духовно-нравственного воспитания внесены  задачи воспитания гражданственности, нравственного право- и самосознания личности. Для реализации данных задач   во многих  образовательных учреждениях прошло  внедрение  в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Вопросы правого образования учащихся основной школы  чаще всего решаются в рамках основных или дополнительных часов учебного плана. А вот вопросы правового воспитания учащихся младших классов  на деле реализуется слабо. И на то есть несколько причин. Одна из них - боязнь  некоторых родителей «просвещать»  своих детей в том, что у них есть не только обязанности, но и права (чаще это те взрослые, в чьих семьях в воспитании «все средства хороши»). Другая- недостаточная осведомленность учителей начальной школы в правовых вопросах. Третья -  сложности в подготовке таких занятий, ведь ребенку интересна игра, деятельность. А как играть на юридические темы? А ведь именно в этом возрасте можно заложить  основные  навыки и умения законных и нравственных способов защиты своих прав и свобод, осознание других людей как равноправных личностей, необходимость осуществления своих прав, не нарушая права другого человека, научить ребенка самому не злоупотреблять своими правами, ответственно пользоваться ими и соблюдать обязанности, и одновременно проводить знакомство с профессиями, связанными с юридической деятельностью.

 Так возникла идея о необходимости совместной деятельности школы и  представителя правозащитных  органов, как компетентного лица в юридических  вопросах, и создании  блока программы правового воспитания учащихся младших классов в рамках существующего в классе  «Клуба выходного дня». Самым сложным оказалось - найти единомышленника, желающего работать с детьми,  среди  юристов, Нам повезло: такой творческий человек нашелся. Так на базе нашего класса начал работу  отделение нашего клуба - «Учим свои права», и, заручившись поддержкой родителей учащихся, мы  начали свою работу.

Были определены темы, которые интересны и полезны для ребенка 7-10 лет, разработан цикл  тематических занятий:

  1. Права и обязанности детей
  2. Право на образование
  3. «Можно и нельзя»
  4. «Суд над Серым Волком»
  5. Я - член общества
  6. Договор мены
  7. Договор купли-продажи
  8. Защита прав потребителей
  9. Правозащита.

     Учитывая еще не остывшее в этом возрасте огромное желание играть, были разработаны сценарии небольших костюмированных сценок с участием самих учеников, с минимальным и доступным тексом, позволяющим участвовать в действиях ученику любого уровня подготовленности, не требующего какого либо долгого заучивания, репетиторства, не требующего специального  театрального мастерства, но дающие возможность каждому на какое-то время почувствовать себя актером. Дети играли сами себя, своих родителей, своих любимых сказочных персонажей. Театрализация, перемежающаяся   с тематическими конкурсами, обсуждениями ситуаций и возникших проблем,   не оставляли равнодушным  ни одного ученика, создавая веселую, порой озорную атмосферу сотрудничества между детьми, и самое главное позволяющее достигнуть желаемого результата: формирование зрелого правосознания. Так деяния Серого Волка в знакомой истории про  Красную Шапочку была рассмотрены с точки зрения закона. В  суде над Серым Волком принимали участие «настоящие» прокурор, адвокат, судья, заслушивались показания свидетелей: охотников, мамы Красной Шапочки и мамы Серого Волка, и потерпевших: Красной Шапочки и ее Бабушки.

При изучении темы  «Мена» разыгрывались сценки о первобытных людях, которым не сразу, но удалось договориться об обмене, рассматривались вопросы обмена  разыми вещами между детьми, а вот вопросы купли-продажи изучали на настоящей русской ярмарке.  К каждому занятию тщательно подбирались тематические истории, помогающими ребенку на деле разобраться с сутью изучаемого вопроса. А главным персонажем всех наших мероприятий стал Закон, который давал ребятам все необходимые разъяснения.

    Каждое занятие проходило в 3 этапа:

а) подготовка мероприятия (репетиции, подготовка костюмов и реквизита, которые давали возможность ребятам проявить свое творчество в создании образа);

б) само занятие;

в) выпуск артистами  тематической газеты.

        Более глубокое осмысление изученного осуществляется и с подключением зрительного восприятия в последующий период, и   творческого художественного потенциала детей. Поэтому, после проведенного мероприятия, самими учениками изготавливалась тематическая стенгазета с изображениями и фотографиями  актеров, участников конкурсов, с простыми текстами, доступными для восприятия детей соответствующего возраста, которая вывешивалась в холле школы, вызывая большой интерес учеников из других классов. Участники мероприятия с гордостью рассказывали остальным, что изображено и почему такой закон есть в России, что так же способствовало закреплению изученного, формированию интереса к правоведению и профессии юриста.

        Конечно без помощи «Нашей любимой судьи», как писали потом ребята в школьной газете, сложно было бы разобраться во всех тонкостях  права и придумать тематические ситуации для каждой темы. Но именно совместная работа с ней позволила получить высокие  результаты деятельности и не только в правовом воспитании, но и в сплочении классного коллектива, возможности к самореализации и личностному росту каждого ребенка.

     Реализованный цикл  занятий позволил в простой, доступной форме донести детям об основополагающих конституционных ценностях, о государственности, о правах человека,   дал возможность начать формирование целостного представления о правилах поведения в общественных местах, о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. Результатом стало знание и понимание своих прав и свобод, повышение правовой культуры детей, которые в будущем помогут сформировать Россию как правовое государство, став  законопослушными, добропорядочными гражданами, умеющими законным и нравственным способами защищать свои права и свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

« Правовое воспитание младших школьников»

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». ПлутархВечная задача педагогики – воспитание умного, д...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....

Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Обобщение опыта по теме"Гражданско-правовое воспитание младших школьников"...

Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»

Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...