Гражданско-правовое воспитание младших школьников
материал по теме
Обобщение опыта по теме"Гражданско-правовое воспитание младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-правовое воспитание младших школьников
«Поистине воспитывать – это значит решать судьбу не только
одного человека, но и всей державы»
В. Г. Белинский
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся. Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры, воспитание учащихся в духе гражданственности, патриотизма.
Гражданин (словарь С.И.Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин – (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности.
В процессе работы, направленной на развитие гражданской и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:
- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
- формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путём;
- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, к своей Родине;
- формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;
- формировать гражданскую позицию учащихся;
- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно- исторических традиций родного народа, города, края, страны.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых форм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздейстивия школы, семьи, а также в результате самовоспитания. Истинный гражданин – это нравственный человек. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, символика, закон, для формирования любви к Родине, гордости за неё, чувства милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества, овладения элементами материальной и духовной культуры.
-2-
Воспитательный потенциал учебного процесса включает в себя следующие основные источники:
- учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например уроки литературного чтения способствуют главным образом нравственному просвещению, т.е. формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения;
- учебные программы, учебники «Литературное чтение», «Окружающий мир» содержат богатейший материал по нравственному, гражданскому воспитанию; в них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний;
- содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики;
- учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения, дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции.
Тексты, используемые на уроках должны содержать воспитательный характер, формировать гражданскую и нравственную позицию младшего школьника.
Из наиболее интересных и продуктивных форм работы можно назвать следующие.
На уроках русского языка можно использовать такой вид работы, как «Продолжи предложение»: Гражданин – это …… Моя Родина – самая …
Составление толкового словаря гражданских понятий. Дети ищут объяснение этих понятий, иллюстрируют их, подбирают к ним ребусы, пословицы, поговорки и т.д.
Сочинения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда я родом», «Традиции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Использование на уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний, способствуют формированию у них правильного представления о том или ином историческом событии и явлении, помогают разобраться в их сущности и значении.
В уроки полезно включать музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине, общий подъём патриотических чувств. Эти записи позволяют ясно представить картины недавнего прошлого, которые для учащихся являются историей.
Для закрепления полученного на уроках, придания практической направленности важна взаимосвязь с внеурочной деятельностью. Основой такой работы может стать программа «Я гражданин России» (автор Кавинская Нат. Влад.), разработанная на основе программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Основные направления программы «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и искусство», «Я и семья», «Я и здоровый образ жизни».
-3-
«Я и Отечество»
Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся знаний о правах, традициях, истории своего народа, осмысление ребёнком себя, как части своей Родины, её гражданина.
Задачи: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и о родном крае;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитывать любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине;
Формы работы: тематические уроки;
тематические классные часы;
конкурсы, викторины;
экскурсии, акции;
утренники, линейки к памятным датам;
встречи с ветеранами войны и труда;
«Я и школа»
В школе не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина страны. Основное содержание деятельности – осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.
Задачи: знакомить с традициями и обычаями школы;
формирование навыка культурного поведения,
взаимоотношений в коллективе, воспитание любви и уважения
к школе, учителям и товарищам;
способствовать формированию ученического коллектива.
Формы работы: тематические классные часы;
беседы, праздники, утренники, конкурсы;
экскурсии, походы;
изучение правил поведения;
«Я и искусство»
Целью этого направления является воспитание нравственно-эстетических качеств. Умение видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности к окружающему миру. Знакомить с произведениями искусства, воспитывать в них чувства прекрасного.
Задачи: учить различать красивое и безобразное, развивать творческие способности;
формировать потребность в общении, творческой деятельности;
способствовать получению и расширению знаний о мировой культуре, культуре России;
знакомить с народными ремёслами России.
Формы работы: беседы, тематические часы;
посещение театров, кинотеатров;
экскурсии в музеи, на выставки;
творческие конкурсы;
посещение кружков, секций.
-4-
«Я и семья»
Целью является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности ребёнка, воспитание уважения к членам семьи.
Задачи: организация и проведение совместных мероприятий с родителями;
знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
умение выполнять обязанности в семье, домашние поручения;
расширять представления детей о семейных традициях;
развивать интерес к профессии родителей,
закладывать основы для профессионального определения в будущем;
организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Формы работы: тематические классные часы;
совместные праздники детей и родителей;
родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации;
«Я и здоровый образ жизни»
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку значимость его физического состояния для будущего самоутверждения, для развития нравственных качеств и духовных сил.
Задачи: формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
развитие спортивных умений и навыков, привитие интереса к спорту;
формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
знакомство с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению
здоровья;
Формы работы: тематические беседы и классные часы;
встречи с медработниками;
спортивные соревнования;
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается прежде всего через любовь к родному городу, родным местам. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.
Формирование интереса к духовной культуре своего народа, воспитание национальной гордости, уважения к прошлому народа, развитие детского творчества на основе народных традиций, обращение к сокровищам русского фольклора плодотворно влияет на развитие интеллекта, обогащает нравственно, способствует формированию гражданского и национального самосознания, помогает детям осознать себя хранителями русской культуры.
Задача школы, учителя заключается в обеспечении ученику успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя как гражданина своей Родины, формирование положительной мотивации учащихся, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству, является нравственным стержнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»
Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...
Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
Задачей гражданско-правовова воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, толерантности , способности у успешной социали...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....