Правовое воспитание младших школьников
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание младших школьников. Элективный курс « Я и мои права».
Систематически правовым воспитанием младших школьников мы начали заниматься с 2006 года.
Этому предшествовала очень активная всего учительского коллектива начальной школы, организованная как творческий коллективный поиск в рамках метода проектов, причем учителя работали в малых творческих группах по параллелям.
Чтобы работа по формированию правовых компетенций у детей была результативной и интересной для них , прежде всего, учителя должны быть компетентны во многих вопросах права.
По электронной почте получили материалы по проекту « Развитие образования в области прав человека» Молодежного центра прав человека и правовой культуры ( г. Москва)
Так как изучение прав человека являлось новой дисциплиной для школ и для работы в классе учителям потребовались специфические знания, которые было рекомендовано изучать в литературе.
Кроме открытых уроков были подготовлены выставки рисунков, сочинений, изготовлены учебно-наглядные плакаты и стенды по ключевым проблемам изучения Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Итоги всей творческой деятельности педагогического коллектива начальной школы были представлены на методической декаде.
Результаты работы коллектива учителей начальной школы по проблемам формирования правовых знаний и правовой культуры младших школьников обсуждались на заседании методического объединения.
На основе проведенной творческой работы коллектива подготовлены предложения по введению в 2006/2007 уч.г. элективных курсов по обучению младших школьников правовым знаниям.
Разработана программа на 16часовой курс обучения в начальной школе, с учетом детей двигаться, играть, но максимально приближена к жизни и чаще всего создает модели реальных жизненных ситуаций.
Основная цель курса — познакомить учащихся с международными документами о правах ребенка, с основным документом Российской Федерации - Конституцией. Воспитывать детей в духе прав человека.
Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах права человека. Цель обучения правам человека состоит в том, чтобы помочь достичь детям в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и ценность установок, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни.
Знания: знание того, что существуют документы по правам человека, того, какие права в них закрепляются , того, что этими правами обладают все люди в мире и что неотъемлемы.
Умения: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей. Эти умения помогают детям анализировать окружающий их мир.
Ценности: убежденность в том, что права человека важны, что их надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия.
Методика курсов предусматривает участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Они становятся активными исследователями окружающего мира вместе с учителем , а не пассивно перенимают опыт взрослого человека.
Основные приемы обучения:
- Ролевая игра. Помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.
- Деление на пары и группы. Используется, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта.
- Словесные ассоциации. Прием используется в начале изучения темы с целью выяснения того, что ученики уже знают по ней, а также в конце целью выяснения того, что нового узнали.
- Мозговая атака. Это прием используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после « инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросить класс предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.
- Общая дискуссия в классе. Этот прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки , важные для воспитания уважения к правам других людей.
- Вопросы «открытого» типа . Используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ.
- Гипотетические вопросы : « Чтобы вы сделали (подумали), если бы?...
- Вопросы, побуждающие к размышлениям: « Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»
- Поощряющие / поддерживающие вопросы: « Это интересно, а что случилось дальше?»
- Вопросы, выявляющие мнение: « Что вы думаете или чувствуете по поводу?..»
- Зондирующие вопросы : «Почему вы так думаете?»
- Разъясняющие ( обобщающие ) вопросы : «Буду ли я прав , если скажу, что вы думаете?..
- Проекты . Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.
- « Общий галдеж» . Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного
- Рисование . Прием используется с целью развития наблюдательности , навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.
Обобщающий урок по итогам элективного курса в 4 классе с учетом вышесказанных методов и приемов Тема : «На Олимпе правовых знаний.» Цель занятия: содействие свободному и сознательному принятию учащимися ключевых правовых норм и понятий; формирование аналитических и коммуникативных компетенций ( развитие у учащихся умения аргументировать свой выбор, выделять главное, анализировать ситуацию, сочетать индивидуальные и групповые формы работы);
воспитание правовой культуры.
Исходя ,из названия темы урока учащиеся объясняют значение слова «олимп». Отвечают на зондирующий вопрос: «Как вы думаете, почему тема урока именно такая?»
Актуализация знаний. Вспомните, с какими документами мы ознакомились и работали на наших занятиях? В каком году они были приняты? Почему возникла необходимость в создании этих документов? Кому они адресованы? Что такое «право» , как вы понимаете значение этого слова?
« Мозговой штурм». Детям было предложено дома продумать и записать свои права с рождения и до нынешнего момента. Обсудить свои записи в группах, найти, что общее в записях, и оформить ответы на отдельных листках бумаги печень прав десятилетнего гражданина нашей страны с момента рождения. Итоги работы мы оформили на силуэте человека.
Парная работа. Следующим этапом работы была работа в парах. Учащиеся вам обсудить важные вещи и расположить их в порядке важности для жизни. Какие « вещи» в списке являются совершенно необходимыми? Что из этих « вещей» имеет второстепенное значение? Что бы вы хотели добавить в список необходимых вещей? Какие потребности можно отнести к правам? Учащиеся делают вывод , что эти потребности и ,не только они, внесены в Конвенцию.
Постановка проблемных вопросов, целью которых является выработка компетентностного подхода к анализу реальных жизненных ситуации на основе полученных знаний в рамках изучения курса . "Все ли ребята в нашем классе равны в своих правах? Но, к сожалению, на нашей планете Земля существуют горячие точки, где нарушаются права детей. Давайте познакомимся с рассказами ваших ровесников и выясним, какие права были нарушены.»
Подведение итогов прошло в игровой форме ( игра «Разрешается- запрещается»).
В качестве домашнего задания детям было предложено написать отзыв о том, что дал им курс « Я и мои права».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....
« Правовое воспитание младших школьников»
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». ПлутархВечная задача педагогики – воспитание умного, д...
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"
Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....
Гражданско-правовое воспитание младших школьников
Обобщение опыта по теме"Гражданско-правовое воспитание младших школьников"...
Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»
Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...
Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
Задачей гражданско-правовова воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, толерантности , способности у успешной социали...