«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
презентация к уроку (3 класс) по теме

Асанова Ирина Александровна

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов

МОУ Загоскинская средняя общеобразовательная школа

Асановой Ирины Александровны

на РМО учителей начальных классов

на тему:  «Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго  поколения»

24 августа 2012 года.

(слайд №1)

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.  Модернизация  образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания. Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Мы поставили перед собой задачу помочь ребёнку осмыслить себя как самостоятельную и значимую частичку окружающего мира и способствовать обретению знаний о своих правах и обязанностях, выработки умения ими пользоваться и отстаивать, если права нарушаются.

(слайд №2)

Цели :

  1. развитие правового сознания;
  2.  формирование правовой грамотности;
  3.  воспитание гражданственности;
  4.  формирование чувства ответственности за свои поступки.

Так родился педагогический проект – программа спецкурса «Мы и право» - посвящен решению задач нравственного  и правового воспитания.

(слайд №3)

В учебно-методический комплект спецкурса входят:

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права» М.: «Вита – Пресс»2009
  2.  Антонов В. В. «Изучаем права человека».  Рабочая тетрадь для учащихся. М.: «Вита Пресс» 2009

(слайд №4)

  1.  Рубе В. А., Шабельник Е. С. «Зачем нужны налоги».М. «Вита Пресс»

АО «Московские учебники». 2009

Курс “Мы и право” построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои.

Занятия по правам человека в начальной школе – необычные уроки, это откровенные и душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей. Во время занятий дети знакомятся с международными документами по правам человека – Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребёнка. Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.

 Уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на “правильные” и “неправильные”. К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера, которые не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.

(слайд №5)

В своей работе используем комплекс образовательных технологий:

Проблемный диалог-вместо объяснения темы…

  1. постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками.

Продуктивное чтение – вместо скорости прочтения и воспроизведения информации…

  1.  вычитывание подтекста и глубокое понимание текста с точки зрения правовых норм.

Оценивание учебных успехов – вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…

  1. обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений.

(слайд №6)

Основные приемы  обучения:

  1. Ролевая игра. Помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.
  2. Деление на пары и группы. Используется, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта.
  3. Словесные ассоциации. Прием используется  в начале изучения темы с целью выяснения того, что ученики уже знают по ней, а также в конце   целью выяснения того, что нового узнали.
  4. Мозговая атака. Это прием используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после « инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросить класс предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.
  5. Общая дискуссия в классе. Этот  прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки , важные для воспитания уважения к правам других людей.
  6. Вопросы «открытого» типа . Используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ.
  1. Гипотетические вопросы : « Чтобы вы сделали (подумали), если бы?...
  2. Вопросы, побуждающие к размышлениям: « Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»
  3. Поощряющие / поддерживающие вопросы: « Это интересно, а что случилось дальше?»
  4.  Вопросы, выявляющие мнение: « Что вы думаете или чувствуете по поводу?..»
  5. Зондирующие вопросы : «Почему вы так думаете?»
  6. Разъясняющие ( обобщающие ) вопросы : «Буду ли я прав , если скажу, что вы думаете?..
  1. Проекты. Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.
  2. « Общий галдеж» . Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного
  3. Рисование. Прием используется с целью развития наблюдательности , навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.

(слайд №7)

Хочется верить, что знания, полученные на занятиях, помогут учащимся использовать их в повседневной жизни:

  1.  для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  2.  принимать участие в составлении расходов своей семьи, определять, на что тратить деньги в первую очередь;
  3. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о человеке и его месте в природе и обществе.

(слайд №8)

Данная программа принимала участие в Международной выставке- ярмарке инновационных образовательных проектов 2012. Педагогический проект внедрён в деятельность образовательного учреждения, прошёл апробацию и публичную защиту на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при ОГБОУ ДПО УИПКПРО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС

Цели, задачи, направления в патриотическом воспитании младших школьников....

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС

Цель работы: выявление эффективности современной воспитательной технологии как    средства воспитания направленного на формирование и развитие личности,    используемой в воспитате...