«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
презентация к уроку (3 класс) по теме
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 23.72 КБ |
pravovoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.ppt | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя начальных классов
МОУ Загоскинская средняя общеобразовательная школа
Асановой Ирины Александровны
на РМО учителей начальных классов
на тему: «Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
24 августа 2012 года.
(слайд №1)
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания. Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Мы поставили перед собой задачу помочь ребёнку осмыслить себя как самостоятельную и значимую частичку окружающего мира и способствовать обретению знаний о своих правах и обязанностях, выработки умения ими пользоваться и отстаивать, если права нарушаются.
(слайд №2)
Цели :
- развитие правового сознания;
- формирование правовой грамотности;
- воспитание гражданственности;
- формирование чувства ответственности за свои поступки.
Так родился педагогический проект – программа спецкурса «Мы и право» - посвящен решению задач нравственного и правового воспитания.
(слайд №3)
В учебно-методический комплект спецкурса входят:
- Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права» М.: «Вита – Пресс»2009
- Антонов В. В. «Изучаем права человека». Рабочая тетрадь для учащихся. М.: «Вита Пресс» 2009
(слайд №4)
- Рубе В. А., Шабельник Е. С. «Зачем нужны налоги».М. «Вита Пресс»
АО «Московские учебники». 2009
Курс “Мы и право” построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои.
Занятия по правам человека в начальной школе – необычные уроки, это откровенные и душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей. Во время занятий дети знакомятся с международными документами по правам человека – Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребёнка. Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.
Уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на “правильные” и “неправильные”. К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера, которые не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.
(слайд №5)
В своей работе используем комплекс образовательных технологий:
Проблемный диалог-вместо объяснения темы…
- постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками.
Продуктивное чтение – вместо скорости прочтения и воспроизведения информации…
- вычитывание подтекста и глубокое понимание текста с точки зрения правовых норм.
Оценивание учебных успехов – вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…
- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений.
(слайд №6)
Основные приемы обучения:
- Ролевая игра. Помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.
- Деление на пары и группы. Используется, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта.
- Словесные ассоциации. Прием используется в начале изучения темы с целью выяснения того, что ученики уже знают по ней, а также в конце целью выяснения того, что нового узнали.
- Мозговая атака. Это прием используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после « инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросить класс предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.
- Общая дискуссия в классе. Этот прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки , важные для воспитания уважения к правам других людей.
- Вопросы «открытого» типа . Используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ.
- Гипотетические вопросы : « Чтобы вы сделали (подумали), если бы?...
- Вопросы, побуждающие к размышлениям: « Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»
- Поощряющие / поддерживающие вопросы: « Это интересно, а что случилось дальше?»
- Вопросы, выявляющие мнение: « Что вы думаете или чувствуете по поводу?..»
- Зондирующие вопросы : «Почему вы так думаете?»
- Разъясняющие ( обобщающие ) вопросы : «Буду ли я прав , если скажу, что вы думаете?..
- Проекты. Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.
- « Общий галдеж» . Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного
- Рисование. Прием используется с целью развития наблюдательности , навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.
(слайд №7)
Хочется верить, что знания, полученные на занятиях, помогут учащимся использовать их в повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
- принимать участие в составлении расходов своей семьи, определять, на что тратить деньги в первую очередь;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о человеке и его месте в природе и обществе.
(слайд №8)
Данная программа принимала участие в Международной выставке- ярмарке инновационных образовательных проектов 2012. Педагогический проект внедрён в деятельность образовательного учреждения, прошёл апробацию и публичную защиту на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при ОГБОУ ДПО УИПКПРО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО» Концепция программы ФГОС НОО ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС
Цели, задачи, направления в патриотическом воспитании младших школьников....
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. И дети, как правило, ждут, чтобы в...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС
Цель работы: выявление эффективности современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитате...