Конспект урока по теме "Ребёнок в современном мире" (1 класс)
план-конспект урока (1 класс) на тему
Конспект урока "Ребёнок в современном мире" проведён в рамках акции "Надежда". Он поможет детям сориентироваться и адаптироваться в мире людей, вещей, служащих человеку. Подвести к осознанию необходимости личного участия в благоустройстве родного дома, двора. Воспитать чувство привязанности к родному дому, бережное, чуткое отношение к нему, к родной семье, ответственности за его судьбу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_rebyonok_v_sovremennom_mire.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37»
УРОК В РАМКАХ АКЦИИ «НАДЕЖДА»
В 1 «Б» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «РЕБЁНОК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ».
Провела: учитель начальных
классов Артемьева Г.Е.
Тема: Родительский дом – начало начал.
Цели: 1. Помочь сориентироваться и адаптироваться в мире людей, вещей, служащих человеку.
2. Подвести детей к осознанию необходимости личного участия в благоустройстве родного дома, двора.
3. Воспитывать чувство привязанности к родному дому, бережное, чуткое отношение к нему, к родной семье, ответственности за его судьбу.
Оборудование: физическая карта Мордовии, презентация «Я живу в Республике Мордовия», презентации детей «Мой дом, моя семья»; фотографии, рисунки с изображением семейных сцен в домашней обстановке; семейные реликвии; палитра красок, кисточки, листы бумаги.
Ход урока.
- Урок начинается с отрывка из стихотворения М. Агашиной.
Город мой – Родина моя,
Город мой – гордость и краса,
Вечно юн, вечно молодой
Город наш – твой и мой.
Учитель:
-Дети, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наша республика? (Российская Федерация. Республика Мордовия.)
- А в каком городе мы живём?
(В городе Саранск.)
-А что вам известно о родном городе?
(Краткое сообщение детей о достопримечательностях г. Саранска.)
Презентация «Я живу в республике Мордовия».
- Значит, нас всех объединяет то, что мы живём в городе Саранск.
- А кто из вас родился в этом городе?
- Что вам вспоминается, если звучит слово «родина»?
Дети читают стихи:
1. Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2.У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
З. Александрова «Родина»
Учитель:
-Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс.
-Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в свой родной дом.
У каждого человека есть родной дом, в котором живёт его семья. У кого-то это квартира в многоэтажном доме, у кого-то комната в семейном общежитии, а у кого-то отдельный дом.
Дом-это особенный мир, свой уклад, порядки, праздники, своя жизнь.
2.На доске: «Родительский дом-начало начал…»
Звучит песня «Родительский дом» (муз. В. Шаинского).
-Ребята, как вы понимаете выражение «родительский дом-начало начал»?
(Высказывания детей.)
Презентация уч-ся «Мой дом, моя семья».
(Обобщение ответов детей.)
Учитель:
-В доме родителей началась и идёт ваша жизнь. С чего началось ваше знакомство с общим миром, миром людей, животных, вещей. Здесь вы произнесли своё первое слово, впервые встали на ножки и сделали первый шаг, ощутили мамину ласку, пережили первую радость и первую обиду. Всё впервые происходит с человеком в родительском доме. Вот поэтому так и говорится – «родительский дом начало начал».
3.Игра «Постройка дома».
-Ребята, а что нужно, чтобы построить дом?
(Камень, кирпич, глина, песок, известка, деревянные балки и т.д.)
Учитель:
-Лучше всего дом строить на чистом возвышенном месте: на берегу реки, на пригорке. Раньше строили дом всей семьёй, приглашали родных на помощь. А первым в этот дом впускали кошку, петуха. Из людей первыми заходили старики. Приглашали священника освятить новый дом, чтобы стоял долго, и люди в нём жили счастливо, дружно, в достатке.
-Итак, дом построен. Сейчас каждый из вас представит себе дом. Отметьте значком на карточке предметы, какого цвета вам бы хотелось иметь в доме.
(У детей на партах краски. Ребята отмечают на карточке предметы любимыми цветами.)
- Какой у вас получился дом?
(Радостный, грустный, приветливый и т. д.)
4.Экскурсия в родной дом.
Учитель:
А сейчас мы совершим экскурсию в родной дом.
-Закройте глаза. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов. Вспомните самое тёплое слово, которое согревает вас.
5. Исполняется стихотворение Л. Николаенко «Доброта».
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Учитель:
-Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, чуткое сердце. И чем больше вы любите свою маму, тем радостнее и светлее становится жизнь.
-А вот некоторые из нас порой обижают своих мам. /Ребята вспоминают истории/. Учитель приводит пример детского непослушания.
-Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям, потому что бываем невнимательны к ним. Никогда не забывай о том, что ты пообещал маме, папе.
6. «Заселяем дом».
Учитель:
-А сейчас каждый из вас поселит в свой дом того, с кем бы он хотел жить.
-Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите её и запишите всех, кого вы возьмёте в свой дом.
-Назовите главного человека в вашем доме.
7.«Живой дом».
Учитель:
-Ребята, а мне кажется, что родной дом живой. Он, как и мы, когда-то родился, его построили, украсили. Его глаза – окна на улицу. Звуки в доме – это разговор дома с нами.
-А как вы думаете, что не нравится нашему дому?
(Грязь, пыль, беспорядок, разбросанные вещи, грубые и громкие крики, ссоры, небрежное отношение к вещам, непослушание…)
-А что радует наш дом?
/Чистота и уют в нём, вкусные запахи, добрые отношения, забота о животных, цветах, бережное отношение к вещам. Тогда дом светел и радостен, людям в нём уютно и тепло/.
8. «Мой дом-это…».
Учитель:
-Я прочитаю вам предложения о доме, а вы, ребята, поднимите руки, если что-то соответствует вашему дому.
1. «Дом – теплота и уют».
2. «Дом-вокзал, где никто не задерживается надолго».
3. «Дом-гнёздышко». и т. д.
9. «Любимые семейные праздники».
-Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
-Как ваш дом к ним готовится?
/Дети рассказывают о домашних праздниках, о своём участии в них/.
-Праздник-это замечательно, но есть пословица «делу время, а потехе-час». --Как вы её понимаете?
-Да, ребята, гораздо больше в нашей жизни будней, заполненных заботами. Но когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься с чистой совестью, с удовольствием.
10. Инсценировка «Кончил дело - гуляй смело».
Действующие лица: ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
(Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядываает Солнышко).
Солнышко:
-Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Ученик:
-Нет, Солнышко ясное, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка:
-Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
-Нет, милая Пташечка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Вишенка:
-Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
- Нет, Вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
(Мальчик показывает, как заканчивает выполнение уроков. Подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»)
10. «Мои обязанности в семье».
Учитель:
-Наш дом-это не просто здание, это наша семья, где каждый обязан трудиться. У старших обязанностей больше, у младших - меньше.
-Кто и какие дела выполняет у вас в доме?
-Справедливо ли распределяются обязанности в вашей семье?
/Дети рассказывают о своих домашних обязанностях/.
11. «Мои соседи».
Учитель:
-Но дом, это не только наша квартира, это подъезд, соседи.
-Знаете ли вы своих соседей?
-Как ведёте себя при встрече с ними?
-Что нужно делать, чтобы ваш подъезд был чистым?
12. Рефлексия.
«Пожелания вашему дому».
-Ребята, а что бы вы пожелали своему дому?
1. Руки над головой, пальцы соединены -это крыша «тёплого» дома.
2. Руки скрещены на груди -много света в доме.
3. Глаза вверх -мир дому.
4. Глаза вниз -покой дому.
5. Глаза вправо -добро дому.
6. Глаза влево -любовь дому.
7. Глаза прямо -радость дому.
13. Итог.
Учитель:
-Родной дом-это дом, где никому ни для кого ничего не жалко, где все любят друг друга и делятся радостью и горем, где все дружны. Я желаю, чтобы у каждого из вас был такой дом, чтобы каждому из вас хотелось идти, бежать, ехать, плыть домой, где бы вы не находились.
Литература:
- Степанов В. Н. Что мы Родиной зовём? http://www.vampodarok.com
- Турчин И.В. Хрестоматия по литературе 1,2 кл. – Ростов на Дону: Изд. Ростовского университета, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.
Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие: формировать представления детей о разнообразии жи...
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"
Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....
Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"
Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...
Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".
ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект урока "Рифма"с использованием современного интерактивного оборудования.
На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием.В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется по...