Рабочая программа кружка "умелые ручки"
рабочая программа на тему
,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адамовская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
кружка
“Умелые ручки»
( общекультурное направление )
Срок реализации программы: 1 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Автор: Рычкова С.С. учитель нач. классов
Макаринино
2014
Пояснительная записка
Актуальность программы:
«Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.
В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь в кружке «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Направленность программы
Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цели работы в кружке «Умелые ручки»:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи кружка:
- познакомить детей с миром сувениров;
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
- развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
- организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
- содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на 1 года обучения. Возраст детей 6-11 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Сроки реализации дополнительно программы:
Программа предусматривает 1 год обучения - 66 учебных часов. Продолжительность периода является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ.
Формы и методы занятий:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 часа в неделю. Программа рассчитана на весь учебный год. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка могут быть изменены по усмотрению учителя.
Структура занятий:
- Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
- Повторение правил рабочего человека.
- Выполнение творческой работы.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Используемый материал
В работе с детьми используются «дары природы»: это ветки, шишки, листья, кора деревьев, хвоя, орехи, скорлупа ореха, семена, солома, ракушки, и т.д. А также дополнительные материалы: бумага, ткань, бросовый материал. Материал используется в зависимости от предмета и темы изучения . Прежде чем, приступить к изготовлению поделки, рассматриваем свойства материала, его разнообразие, из чего он сделан. Например, если это бумага, то вместе с детьми собираем коллекцию разных видов бумаги (писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную). Помимо того, что дети получают знания о бумаге как о продукте дерева (тетради, альбомы и многое другое), узнают еще и то, что все эти виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Проводятся небольшие эксперименты. Например, бумагу нельзя сложить восемь раз.
Оборудование.
- Учебные столы;
- Доска (с возможностью магнитного крепления);
- Краски (акварель, гуашь), карандаши, фломастеры, стека, бумага (разной текстуры), пластилин, кисти, ластики, ножницы и др.
Технические средства обучения – компьютер.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,
-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,;
-способность добывать новую информацию из различных источников.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Формы подведения итогов работы самые разнообразные:
- Выставка детских поделок;
- Коллекция собранных «даров природы»;
- Гербарий растений;
- «Фруктово-овощная сказка» (поделки из овощей и фруктов);
- Подарки мамам (бусы из макаронных изделий);
- Коллекции природных камней; и т.д.
А также, такие интересные формы, как:
- Конкурс «Талантливая семья»,
- Конкурс – выставка: «Мамины умелые ручки»;
- Гость группы: «Папа может всё что угодно»;
- Посиделки «Учимся творить»;
- Уголок «Самоделкина»;
- Обмен опытом: «Что умею, не скажу, а как сделать покажу» и т.д.
Учебно-тематический план
образовательной программы кружка 1 год обучения
№ |
Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во часов | Дата | |
теория | Практ. | План | Факт | ||
1 | Вводная беседа | 1 | - | ||
Работа с природным материалом | 4 | ||||
2 | Аппликация из листьев «Зайчик» | 1 | |||
3 | Аппликация из листьев «Цветок» | 1 | |||
4 | Работа с ореховой скорлупой «Рыбка» | 1 | |||
5 | Аппликация из иголок хвойных деревьев | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном. | 13 | ||||
6 | Гофрированные изделия «Веер» | 1 | |||
7-8 | Выпуклая аппликация «Цветок» | 2 | |||
9-10 | «Одуванчик» аппликация | 2 | |||
11 | Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь». | 1 | |||
12 | Работа по шаблонам. Грибная поляна. | 1 | |||
13 | Зайцы на поляне. | 1 | |||
14-15 | Аппликация «Русская матрешка» | 2 | |||
16-17 | Аппликация «Морское дно» | 2 | |||
18 | Работа с бумагой и картоном «Семья осминожек» | 1 | |||
Работа с пластилином | 10 | ||||
19 | История лепки | 1 | |||
20 | Аппликация на картоне | 1 | |||
21 | Лепка простых овощей и фруктов. | 1 | |||
22 | Лепим чайник | 1 | |||
23 | Посуда из пластилиновых жгутов | 1 | |||
24 | Лепка сказочных персонажей «Чебурашка» | 1 | |||
25-26 | Карандашница (крупа) | 2 | |||
27 | Лепка по замыслу детей | 1 | |||
28 | Лепка по замыслу детей | 1 | |||
Работа с тканью | 5 | ||||
29 | Сервировочная салфетка | 1 | |||
30 | Аппликация из ткани | 1 | |||
31-32 | Дед Мороз и Снегурочка. Вата, ткань и картон. | 2 | |||
Работа с гуашью, акварелью и карандашом | 9 | ||||
33 | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | |||
33 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | |||
35 | Северное сияние и белый медведь | 1 | |||
36 | Мы рисуем бабочку. | 1 | |||
37 | Пейзаж | 1 | |||
38 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | |||
39 | Портрет Зайчика – огородника. Работа цветными карандашами. | 1 | |||
40 | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | |||
41 | Рисование на свободную тему | 1 | |||
Работа с бросовым материалом | 4 | ||||
42-43 | Веер из вилок. | 2 | |||
44-45 | Работа с мешковиной. Мешочек. | 2 | |||
Работа с бумагой | 5 | ||||
46-47 | Поздравительная открытка | 2 | |||
48-50 | Поздравляем мам. Открытка | 3 | |||
Изготовление кукол | 7 | ||||
51 | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности | 1 | |||
52 | Кукла на картонной основе. | 1 | |||
53 | Композиция «В лесу» | 1 | |||
54 | Кукла – актер. | 1 | |||
55 | Аппликация. | 1 | |||
56 | Пальчиковые куклы. | 1 | |||
57 | Куклы- актёры. | 1 | |||
Бисероплетение | 4 | ||||
58 | Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. | 1 | |||
59 | Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку | 1 | |||
60 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) | 1 | |||
61 | Низание крестиками | 1 | |||
62 | Композиция цветочек | 1 | |||
63-64 | Итоговое занятие | 1 |
Методическое обеспечение программы.
При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет.
Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
- альбом;
- картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
- воздушные шарики и цветные нитки;
- карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
- клей ПВА;
- рамочки деревянные;
- ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
- мука;
- тесьма, бисер, бижутерия;
- пластилин;
- растительные сухие материалы;
- крупа и макароны;
- салфетки разных цветов.
Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.
Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.
Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)
В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике изонити, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.
Дидактический материал:
Журналы, плакаты, картины, фотографии, карточки, раздаточный материал, публикация с описанием изготовления изделия из различного материала, схемы, эскизы будущих изделий.
Список используемой литературы:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
8.«Детское рукоделие – Художественный труд в детском саду и семье».
9. « Объёмные картинки». Салагаева Л.М.
10. «Кукольная оранжерея» . Петрова И.М.
11. « Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3». Пищикова Н.Г.
12. « Оригами для старших дошкольников». Соколова С.В.
13. « Поделки из бросового материала». Давыдова Г.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
рабочая программа "Золотые ручки"
Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества....
Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...
Рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...