рабочая программа "Золотые ручки"
рабочая программа на тему
Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotye_ruchki_programma.docx | 60.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
Декоративно-прикладное творчество
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: художественное творчество, автор Т.Н.Проснякова
Беган Марина Александровна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Золотые ручки» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
1. развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
2. формировать прикладные умения и навыки;
3. воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системнодеятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуальнотворческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Золотые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №6, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по художественному творчеству Т.Н. Просняковой с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Т.Н. Просняковой нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Уроки в классе
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Золотые ручки», автор Т.Н.Проснякова.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Аппликация и моделирование | 24 |
1.1 | Обрывная аппликация | 4 |
1.2 | Работа с гофрированной бумагой | 5 |
1.3 | Моделирование из полос | 6 |
1.4 | Моделирование из бумаги. Оригами | 6 |
1.5 | Аппликация из ткани | 1 |
1.6 | Мозаика из ватных комочков | 2 |
2 | Работа с пластичными материалами | 8 |
2.1 | Торцевание на пластилине | 4 |
2.2 | Работа с соленым тестом | 4 |
3 | Заключительные уроки | 2 |
3.1 | Соединение различных техник в одной работе | 2 |
Итого | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (34 ч.)
1. АППЛИКАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
1.1 – 1.24
Работа с различными видами бумаги. Работа с различными материалами: бумага, ткань, вата. Знакомство с техникой обрывная аппликация. Моделирование из полос и бумаги. Мозаика из ватных комочков.
2. РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
2.1 – 2.8
Знакомство с новой техникой торцевание. Работа с пластилином и соленым тестом.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
3.1 – 3.2
Соединение различных техник в одной работе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебнотворческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественнотворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,
- умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
- оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Проснякова для 2 класса Изд. М. «Учебная литература», 2012
Для учителя:
1. Рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Проснякова для 2 класса Изд. М. «Учебная литература», 2012
2. Интернетсайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Работа с бумагой. Обрывная аппликация. «Кошка» | 1 | 03.09 | |||
05.09 | ||||||
2 | Работа с бумагой. Обрывная аппликация. «Пейзаж» | 1 | 10.09 | |||
12.09 | ||||||
3 4 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги | 2 | 17.09 24.09 | |||
19.09 26.09 | ||||||
5 6 | Работа с пластилином и бумагой. Многослойное торцевание. «Садовые цветы» | 2 | 01.10 08.10 | |||
03.10 10.10 | ||||||
7 8 | Работа с пластилином. Торцевание. «Времена гола» | 2 | 15.10 22.10 | |||
17.10 24.10 | ||||||
9 | Работа с бумагой. Скручивание в жгутики. Аппликация из гофрированной бумаги «Букет» | 1 | 29.10 | Каникулы с 01.11 по 08.11 | ||
31.10 | ||||||
10 | Работа с бумагой. Скручивание в жгутики. Аппликация из гофрированной бумаги «Дерево настроения» | 1 | 12.11 | |||
14.11 | ||||||
11 | Мозаика из гофрированной бумаги. «Подсолнух» | 1 | 19.11 | |||
21.11 | ||||||
12 | Мозаика из гофрированной бумаги. «Страус» | 1 | 26.11 | |||
28.11 | ||||||
13 | Работа с бумагой. Складывание гармошкой. Объемные игрушки | 1 | 03.12 | |||
05.12 | ||||||
14 | Работа с бумагой. Гофрированный конструктор. «Ветер» | 1 | 10.12 | |||
12.12 | ||||||
15 | Работа с пластилином. Разрезание слоеного пластилина «Бабочка» | 1 | 17.12 | |||
19.12 | ||||||
16 | Работа с пластилином. Разрезание слоеного пластилина. «Цветы» | 1 | 24.12 | Каникулы с 29.12 по 12.01 | ||
26.12 | ||||||
17 | Работа с бумагой и тканью. Аппликация из ткани | 1 | 14.01 | |||
16.01 | ||||||
18 | Работа с бумагой. Моделирование из полос. «Салон парикмахерская» | 1 | 21.01 | |||
23.01 | ||||||
19 | Работа с бумагой. Моделирование из полос. «Сказочные герои» | 1 | 28.01 | |||
30.01 | ||||||
20 | Плетение из бумаги. Базовая форма | 1 | 04.02 | |||
06.02 | ||||||
21 | Плетение из бумаги. «Цветы в вазе» | 1 | 11.02 | |||
13.02 | ||||||
22 | Плетение из бумаги. «Динозавр» | 1 | 18.02 | |||
20.02 | ||||||
23 | Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Цветок» | 1 | 25.02 | |||
27.02 | ||||||
24 | Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Весёлый хоровод» | 1 | 04.03 | |||
06.03 | ||||||
25 | Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Птичий двор» | 1 | 11.03 | |||
13.03 | ||||||
26 | Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Лебедь» | 1 | 18.03 | Каникулы с 23.03 по 30.03 | ||
20.03 | ||||||
27 | Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами из кругов «Цветок» | 1 | 01.04 | |||
03.04 | ||||||
28 29 | Мозаика из ватных комочков | 2 | 08.04 15.04 | |||
10.04 17.04 | ||||||
30 31 32 | Работа с соленым тестом. Лепка из соленого теста | 3 | 15.04 22.04 29.04 | 01.05 выходной | ||
17.04 24.04 08.05 | ||||||
33 34 | Соединение различных техник в одной работе. «Парусная регата» | 2 | 06.05 13.05 | |||
15.05 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Специалисты советуют использовать несколько способов для того, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, все они представлены в данной консультации....
Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...
Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...
Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...
Классный час по теме "Ой ты, Русь моя, Русь великая".
Аннотация к внеклассному мероприятию Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных т...