ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
статья на тему

Закурдаева Регина Искандеровна

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_soznanie_v_usloviyah_informatizatsii.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Закурдаева Р.И.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово м. р. Сызранский Самарской области, РФ

Zakurdaeva R.I.

State budgetary general education institution of the Samara region secondary general education school "Education Center" pos. Varlamovo m. Syzran, Samara Region, Russian Federation

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF THE YOUNG SCHOOLCHILE BY MEANS OF USING INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY

Аннотация: В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младшего школьника.

Annotation: The article reveals the modern educational technologies of work in the primary school for the formation of the ecological consciousness of the younger schoolchild.

Ключевые слова: информатизация, экологизация, природосообразность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

       Научные прогнозы конца прошлого века говорили о том, что 21 век будет веком информационных технологий, эпохой компьютеров и электроники. Сегодня мы живем в 21 веке, а это значит, что мы живем в информационном, мобильном обществе, где каждый стремиться самореализоваться, получить определенные возможности и достичь определенных целей. Компьютеры, планшеты, смартофоны, приложения и прочие инновации дают человеку те самые возможности для развития и раскрытия своего потенциала.

       Уже с начальной школы нас учат пользоваться компьютером для поиска и сбора необходимой информации, для разработки и оформления проектов и презентаций. Современный учитель готовит ученика к будущему, которое уже невообразимо без техники.

       В условиях информатизации общества изменяется весь уклад жизни, система приоритетов и ценностей. Но это не уменьшает значимости формирования у младших школьников таких качеств, как природосообразность, бережливость и трудолюбие.

       Эти качества формируются с самого детства и продолжают свое развитие в образовательных учреждениях. На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с младшего школьного возраста. Сформированные на этом этапе знания, представления и умения в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения, которые находят свое подтверждение в том или ином поведении личности.

      Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и инновационных технологий, которые будут способствовать расширению возможностей обучающихся.

       Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом [1].

       Формы применения ИКТ в экологическом воспитании младших школьников многообразны. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд, эффективные.

       С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени [2].

       Большой оборот набирает такая технология, как видеосвязь. Как можно использовать данную технологию при формировании экологической культуры и сознания юного школьника? Очень просто. Педагог может записать видеоинструкцию по выполнению домашнего задания, консультацию по выполнению проекта, обращая особое внимание на часто задаваемые учениками вопросы, руководство к пользованию чем-либо, а так же сделать запись урока или вести прямую трансляцию для детей на индивидуальном обучении, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, у учеников появляется возможность пересмотреть непонятный момент, уточнить технику и технологию работы, а так же обучающимся будет интересна сама схема и система работы, ведь младшему школьнику очень интересно работать с компьютером и прилагающимися материалами.

       Педагог может совместно с детьми создать общий аккаунт в сети Интернет, где обучающиеся, имея доступ, будут размещать интересные экологические заметки, факты, видеоролики. А так же можно организовать групповую работу, где обучающимся будет необходимо заснять блог, в котором они расскажут, например, о важности и необходимости сохранения природных ресурсов, о системе круговорота воды в природе, о бережном отношении к животным и растениям и так далее.

       Организуя подготовку к урокам, современный учитель обязан использовать инновационные методы и приемы работы. Поэтому наибольшей популярностью пользуются экологические он-лайн игры и приложения, где каждый ученик сможет получить определенные знания и умения, способствующие повышению уровня экологической грамотности и экологизации личности.

       Воспитание экологической культуры реализуется посредством разработки проектов на экологические темы, для осуществления которых используется фото, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие обмениваться идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнять совместные проекты [3]. Подведение итогов работы над такими проектами успешно проходит в виде научных мини-конференций.

       Таким образом, инновационные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии в частности, способствуют повышению уровня экологического сознания младшего школьника, способствуют созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы и повышению уровня интереса обучающийся к существующим экологическим проблемам. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Прудских Э. В., Дурнева Н. М., Зуйкова Г. В. Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 53-56.

2. Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование — на пути к инновациям и энергосбережению». — Ярославль: Изд. 2011. -230с.

3. Волкова, Е. И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. — 2005. –№ 18. — с. 26–28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла

выступление учителя  из опыта работы по формированию экологической культуры...

Формирование экологического сознания младших школьников

В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения.

в данном докладе я поделюсь опытом по «Формированию коммуникативных УУД как залогу эффективного использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной шк...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности

В статье раскрываются вопросы формирования экэкультуры через проектную деятельность...

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...