Мероприятие "Осенний калейдоскоп"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 6 имени Героя Российской Федерации Морева И.А
Мероприятие
«Осенний калейдоскоп»
Составила:
учитель начальных классов
МБОУ школа №6 Клусова С.В.
Кулебаки
2011-2012г.
Цель: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3-го класса в процессе интегративного обучения с применением игровых и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
- развивать устную речь обучающихся;
- расширять кругозор обучающихся в области литературы, музыки и живописи;
- пополнить знания обучающихся в области русского народного фольклора;
- воспитывать любовь к родной природе;
- формировать основы экологической культуры;
- развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие;
- развивать навыки работы обучающихся с интерактивной доской.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! 1 слайд
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
Наш праздник посвящается прекрасному времени года – осени и называется «Осенний калейдоскоп».
2 слайд.
- Что такое калейдоскоп?
Калейдоскоп – оптический прибор-игрушка в виде трубки, содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. В переносном смысле – быстрая смена явлений, лиц, событий.
В России калейдоскоп появился в 18 веке благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.
- Сегодня в путешествие нас приглашает «Осенний калейдоскоп». Каждый поворот калейдоскопа – это новый конкурс. Какие конкурсы, и в какой последовательности они будут проходить, подскажет нам калейдоскоп.
- 3 слайд. Прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно познакомиться. Каждая команда приготовила загадку. Послушаем загадку команды 3 А класса. Как же называется команда? А сейчас послушаем загадку 3 Б класса. Как называется ваша команда? 3 В загадает загадку. Как называется ваша команда? (один из членов команды читает стихотворение-загадку, а другие команды должны угадать о каком месяце идёт речь).
Представление команд.
Команда «Сентябрь». 3 А класс
Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
Команда «Октябрь».3 Б класс
Все мрачней лицо природы –
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
Команда «Ноябрь». 3 В класс
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
И сильней похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- С участниками мы познакомились.
- Сейчас поприветствуем жюри, которое будет оценивать конкурсы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каждый конкурс оценивается по трехбалльной системе.
- Готовы к путешествию? Поворачиваем наш калейдоскоп. 4 слайд.
1 конкурс. «Осенние загадки». (загадки поочередно задаются каждой команде. Если команда не знает отгадку, другие участники имеют право ответить и получить дополнительный балл. Если команды будут шуметь баллы будут сниматься)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (осенний лист)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осень)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее ... (ледок)
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ... (снег)
Солнце больше нас не греет,
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки ... (Птицы)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем... (гербарий)
-Ребята, а знаете ли вы, от какого слова происходит название месяца сентябрь? Послушайте внимательно, команда 3 А класса сейчас нам об этом расскажет. 5 слайд.
Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Охота» из цикла «Времена года»)
Начало осени считается грибной порой.
- Ребята, а на какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные).
- Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами? Почему?
Ребята, есть заповедь для каждого любителя грибов - любовь к природе и стремление соблюдать ее законы, заботясь о чистоте, стараясь ничего не повредить и не нарушить.
2 конкурс. «Грибы» 6 слайд.
Калейдоскоп предлагает проверить ваши знания о грибах. Конкурс «Грибы». Участники конкурса получают карточки, на которых изображены грибы, подпишите названия грибов.
Пока ребята работают по карточкам, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». (Я буду читать начало стихотворения, вы должны его закончить).
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот... (белый)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – ... (подосиновик)
Жюри подводит итоги за два конкурса.
- А мы с вами внимательно послушаем, почему октябрь называют вершиной осени. Выступает команда 3 Б класса. 7 слайд
Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом. (Фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)
Слово жюри.
- Посмотрим, ребята, какой конкурс приготовил для нас волшебный калейдоскоп. 8 слайд
3 конкурс. «Осенние рифмы»
Участники конкурса должны подобрать рифмы к словам.
Варианты ответов
- шишка – крышка, мышка, пышка
- клен – силен, зелен, влюблен
- ветерок – горшок, дружок, творожок
- тучка – кучка, ручку, почемучка
- лист – свист, твист, таксист
- картина – машина, Марина, плотина
- картошка – ложка, Антошка, сережка
- лужа – нужен, стужа, кружит
- дождинка – тропинка, слезинка, соринка
Чтобы нам было не скучно, мы поиграем в игру « Кто соберет больше листьев»
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора:
Пришла к нам опять чудо-осень!
На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?
Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами узнаем о последнем месяце осени. Приглашается команда 3 В класса. 9 слайд
Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. Пьеса П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» посвящена ноябрю.
- Мы знаем, что с наступлением осени происходят изменения в живой и неживой природе.
- Назовите мне характерные признаки осени в неживой природе?
- А какие осенние изменения происходят в жизни растений? А в жизни животных?
- Как меняется жизнь многих птиц наших мест? (начинаются осенние перелеты).
-На какие две группы можем разделить птиц? (осёдлые и перелётные)
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
- Ребята, нужно внимательно и бережно относится к пернатым.
И сейчас я поворачиваю калейдоскоп, он хочет проверить ваши знания о птицах. 10 слайд 4 конкурс. «Какая птица лишняя?»
У каждой команды есть сигнальные карточки. Выбрав лишнюю птицу, вы показываете карточку с нужной цифрой.
- Кто сможет объяснить по какому признаку он сделал этот выбор?
Слово жюри. Итоги 4 конкурса.
А мы продолжаем наше путешествие. 5 конкурс. «Поэтический»
11 слайд
Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года. Посмотрите на выставку книг – в них вы можете найти замечательные стихи и рассказы об этом времени года. Если вы хотите узнать, кто такие листопаднички, обязательно прочитайте книгу В. Бианки «Лесные пришествия». Там же вы узнаете, как в народе называют сентябрь. А предсказать погоду осенью можно, прочитав книгу «Осенние приметы». Прочитав книгу Николая Сладкова «Лесные сказки», вы узнаете, как звери к зиме готовятся. Из рассказа Геннадия Скребицкого «Четыре художника» вы узнаете, почему осень сосны и ели не раскрасила.
А сейчас мы поприветствуем участников, которые приготовили для нас стихи. Поприветствуем команду 3 А класса. 3 Б класса. 3 В класса.
Жюри подводит итоги. А мы с вами попробуем выполнить еще одно задание калейдоскопа. Но чтобы с ним справится, мы должны быть внимательными, дружными, сплочёнными, так как выполнять задание будем все вместе.
12 слайд
- Большое темное густое облако, несущее дождь, снег или град
- Птица, о которой И.А.Крылов сочинил басню
- Помещение для скота
- Хвойное дерево
- Цвет осени
- Опадание листьев осенью
- Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений
- Жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега
- Он бывает деревянный, железный и журавлиный
- Стужа, холод
- Класс позвоночных животных, передние конечности которых превращены в крылья
- Какое ключевое слово у нас получилось?
- Кто мне скажет что такое калейдоскоп?
13 слайд. Награждение команд. Слово Жюри.
- Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите. Выступление 3 Б Песня про осень.
14 слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Калейдоскоп наук"
Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов...
Паспорт проекта "Новогодний калейдоскоп"
Данный практико-ориентированный познавательный проект расчитан для учеников 4 класса....
"Математический калейдоскоп"
Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса...
Программа кружка "Калейдоскоп наук"
Программа кружка "Калейдоскоп наук" для учащихся 2-4 классов...
Осенний калейдоскоп
Час досуга -развлекательная игра...
Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп
Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...
модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп
Конспект урока к модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...