Программа по духовно-нравственному развития и воспитания младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_publikatsii.docx | 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников МОБУ СОШ №7
городского округа «город Якутск»
Пояснительная записка
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовать в полной мере свои жизненные возможности.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, её основные компоненты. При этом учитывается опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Цели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы: эффективно содействовать становлению и развитию духовно-нравственного , ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по каждому классу
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Формирование личностной культуры | Создание условий для реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной внеклассной деятельности. | Создание условий для осознания осознанной учащимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. | Формирование способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства. | Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную точку зрения, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам. |
Формирование социальной культуры | Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире. | Осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. | Воспитание ценностного отношения к русскому, якутскому языкам, культуре. | Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу. Формирование патриотизма и гражданской солидарности. |
Формирование семейной культуры | Формирование у учащихся уважительного отношения к родителям. | Формирование осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. | Формирование представления о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним; | Создание условий для осознания и «выполнения» гендерных семейных ролей и уважения к ним. Знакомство с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи. |
Основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.
Земля- общий дом человечества, вступившего в XXI век. Земля людей и живой природы. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшая от предков. Задача педагога-воспитание уважительного, бережного отношения к истории к истории Отечества, своему краю.
Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребёнка и естественная среда обитания и развития, где закладываются основы будущей личности.
Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания.
Знания – результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика.
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразным.
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания – преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности.
Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция «мера всех вещей». Проблема человека была главной проблемой философии, как понятие личности, всегда являлось понятием гуманистической педагогики.
Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство.
Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Раздел 2. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
-Принцип ориентации на идеал.
-Аксиологический принцип.
-Принцип следования нравственному примеру.
-Принцип идентификации (персонификации).
-Принцип диалогического общения .
-Принцип полисубъектности воспитания.
-Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать передними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную.
Раздел 3. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Раздел 4. Основные виды деятельности и формы работы.
4.1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества- России, Республики.
Задачи:
- создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;
- формирование гуманистического мировоззрения у учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- приобщение детей к духовно- нравственным ценностям своего народа;
- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
1-4 | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Ресурсы библиотеки | ||||
1 уровень: Формирование представлений | |||||||||
Формирование представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах | Познавательные беседы, классные часы о символах государства — флаге, гербе, гимне России, Республики Саха (Якутия). Народы и народности РФ. | Беседа: Знакомство с символикой России; Республики (Саха) Якутии. (флаг, герб) | Беседа: Гимн Республики (Саха) Якутии, Гимн России. Столица РФ – Москва Столица РС(Я) - Якутск | Классный час «Президент России» Классный час «Президент РС (Я)» | Классный час. Народы и народности Российской Федерации. | БР книги, сценарии, ЦР «Символика РФ, РС(Я)», гимны, ролики «Якутск», «РС(Я)» | |||
Формирование представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | Правила поведения в образовательном учреждении, Права и обязанности детей в школе. Права и обязанности человека, гражданина. | Экскурсия по школе. Знакомство с правилом поведения в школе. (библиотеке, столовой). Что такое вежливость. | Мои права и обязанности. Правила поведения в общественном месте. Правила хорошего тона. | Беседа. Легко ли быть дисциплинированным? Правила этикета. | Беседа. Я гражданин России. Поступок хороший и плохой. | БР книги, сценарии, ЦР «Твои права» | |||
Формирование представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов | Представление о национальных героях Якутии, России. | «Наш национальный герой – на примере якутских сказок» | Первый космонавт Ю.Гагарин «Дети-герои» | «Мой прадед – ветеран войны» - встреча «Герои живут рядом» - творческий проект | Классный час «Герои русских былин и эпоса народа Саха» | БР книги, сценар, ЦР «Дети герои»,»Былины», «Ураанхай Саха» | |||
2 уровень Создание условий для осуществления | |||||||||
Знакомство с государственными праздниками и важнейшими событиями в жизни России, республики, города, в котором находится образовательное учреждение. | Участие в конкурсах рисунков, чтецов посвященных государственному празднику. Проведение тематических линеек. | Конкурс рисунков ко Дню города. | Конкурс рисунков «Мой Якутск, столица нашей республики» | Мой город – мой дом «Достопримечательности родного города» - игра-путешествие, экскурсия. | День города – панорамная экскурсия по Старому городу. | БР книги, сценар, ЦР «Достоприм»,»Якутск» ЦРС «Наш край» | |||
Выражение любви к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России | Знакомство с историей образовательного учреждения, с историческими местами города, России | Экскурсия в школьный музей | Поздравительная стенгазета «Моя школа» | «История школы в лицах и фактах»- проект для школьного музея. | Проект «Моя школа в цифрах» Проект «Улица, на которой я живу» или «Вот эта улица, вот этот дом» | БР «75 лет школе 7» ЦР »История.СОШ 7» | |||
Формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному, языку межнационального общения. | Конкурс чтецов стихотворений великих русских поэтов. Участие в предметной неделе. | Путешествие в библиотечную страну. | Конкурс чтецов стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова (по юбилейным датам) | «Что за прелесть эти сказки!» - Пушкинский бал. | Праздник пословиц и поговорок (разных народов) | БР книги,сценар,плакат ЦР «О Пушкине и его произв», «Произв.рус.классиков» МР «Рус.классики» | |||
Приобщение к устному народному творчеству народов России, Республики. | Изучение якутского языка как государственного, КНРС(Я) Курс внеурочной деятельности «Моя Родина – Россия» | Конкурс рисунков Моя национальная одежда. | Классный час Игры народов Саха. | Концерт «Мы дружбою сильны» в рамках проекта «В семье единой» | Проект «Край в котором мы живем» | БР книги ЦР «Музей хомуса» МР «Дни Якутии в России» | |||
Формирование уважительного отношения к защитникам Родины | Сюжетно-ролевая игра по родам войск. Тематические часы общения. | Проект «Мой папа-защитник Родины» | Смотр строя и песни. | Соревнования состязания для мальчиков «Уол Бэргэн». | Военно - патриотическая игра «Зарница» Встреча с ветеранами и участниками ВОВ. | БР книги, сценар, ЦР «воен.песни», презентации разные, Фильмы «Мальчиш-Кибальчиш», «Сын полка». «Тимур и его команда» | |||
3 уровень: создание необходимых условий для участия | |||||||||
Организация деятельности по формированию ценностного отношения к национальной культуре. | Проведение педагогических чтений | ||||||||
Инсценирование произведений. Фестиваль Дружбы. Инсценировка русских народных сказок | Конкурс рисунков «Мой город» | Фотовыставка «Моя Якутия» | Проект «Моя Республика (Саха)» | Театрализованное представление «Масленица» (традиции русского народа) Инсценировка летнего праздника ысыах. | БР книги, сценар, ЦР «Якутск», «РС(Я)», «Рус.нар.сказки», «Якут.песни»,«Маслен» ЦРС «Наш край» МР «Природа Якутии» | ||||
Приобретение опыта социальной и межкультурной коммуникации. Участие на различных конкурсах и состязаниях | Освоение общественно-значимых ролей участие в делах класса, школы, семьи, города | Акция «Украсим свой класс комнатными растениями» | Акция «Давайте делать добрые дела» | Защита проектов «Если бы я был старостой класса…» | Семейные проекты «Посмотрите: это я, а со мной моя семья» | БР книги, сценар, |
4.2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям, маме, как хранительнице семейного очага.
Задачи: - изучать с учащимися нравственные традиции их семейных поколений;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта, создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о вере, духовной культуре и светской этике.
4.3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.
Задач: - сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-сформировать представления о профессиях;
-сформировать навыки коллективной работы;
-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей; бережливость.
4.4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Цель: популяризация экологических знаний, участие школьников в решении экологических проблем.
Задачи:-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
-воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
4.5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Задачи: - приобщать учащихся к культурному, духовному, национальному наследию;
- формировать художественный вкус учащихся, их эстетическую позицию;
- создать условия для развития творческой одарённости детей.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Раздел 5. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должна быть основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Прогнозируемый результат: Повышение положительной мотивации родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем семьи.
Раздел 6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Раздел 7. Мониторинг результатов.
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров: - уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный»;
- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»);
- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);
- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).
Таким образом, система оценки сформированности универсальных учебных действий в начальной школе может включать 4 основных категории оценки:
- Педагогическое наблюдение.
- Оценка работ на межпредметной основе.
- Психодиагностическое обследование.
- Анализ содержания портфеля достижений.
Система мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе предполагает промежуточное оценивание сформированности УУД на протяжении всего обучения в начальной школе.
Литература:
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
Под редакцией А.Я Данилюка Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М. «Просвещение», 2011.
Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. М. «Просвещение», 2013.
Манданова Е.С. Основные образовательные программы начального общего образования. М., ООО «Русское слово – учебник»,2013. ФГОС.
Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников разработана на четыре года в соответствии с ФГОС НОО. В нее вошли цели и задачи, ценностные установки духовно-нравственного ра...
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Программа составлена на 4 года по направлениям: "Я и мир", "Я и Отечество", и т. д....
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
В программе даны мероприятия по сплочению коллектива, по развитию индивидуальности, мероприятия по направлениям. СодержаниеПояснительная запискаКонцептуальные основы программыАнализ социально – п...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...