Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
материал на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

В программе даны мероприятия по сплочению коллектива, по развитию индивидуальности, мероприятия по направлениям. 

Содержание

Пояснительная записка

Концептуальные основы программы

Анализ социально – педагогической ситуации развития и воспитания

Актуальность и новизна программы

Цель и задачи программы

Отличительные особенности программы

Направления работы и виды деятельности по направлениям

Основное содержание духовно – нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего  образования

Механизмы реализации содержания воспитания

Ожидаемые результаты. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса

Работа с родителями

Работа с документацией

Материально – техническое и методическое обеспечение

Список литературы

Приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dnv_khramtsovoy_l.s.docx135.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Б- Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области

Программа

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников

Автор – составитель

 Храмцова Лариса Сергеевна

учитель начальных классов

 1 квалификационной категории

Д.Б – Терсень, 2011 г.

Информационная карта  программы

1. Полное название программы

Программа « Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников»

2. Авторы программы

Л.С.Храмцова – учитель начальных классов, первая квалификационная категория

3.Руководитель программы

Н.Г.Соколова - директор Б.Терсенской средней школы

4. Территория, предоставившая программу

Уренский  муниципальный район Нижегородской области

5. Название проводящей организации

Управление образования администрации Уренского муниципального района

6. Адрес организации

г. Урень, ул. Советская д. 26

7. Телефоны

2-27-24

8. Цель программы

Воспитание ответственного,  высоконравственного,инициативного и компетентного  гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь не только в соответствии с собственными интересами, но и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

9. Специализация программы

Духовно – нравственное развитие и воспитание  младших школьников

10. Сроки реализации

2011 – 2015 гг.

11. Количество лет

4

12. Место проведения

д. Б.Терсень (Уренский район)

МБОУ Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа

13. Кадры

Руководитель – директор школы (Н.Г. Соколова) - осуществляет руководство и контроль над реализацией программы, руководит деятельностью  педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит необходимые педагогические коррективы по эффективности осуществления программы.

Заместитель директора по УВР (Т.Б.Гаврилова) - обеспечивает психолого-педагогическую просветительскую работу с педагогическим коллективом, знакомит родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

Заместитель директора по ВР 

(Н.Е. Мартюшина) - организует деятельность классных руководителей по взаимодействию с учащимися и родителями учащихся, обеспечивает психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями, осуществляет контроль над воспитательной деятельностью педагогического коллектива, отслеживает результаты его работы по программе.

Социальный педагог (Н.И. Ломоносова) – осуществляет комплекс  мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите школьников, проводит непосредственную работу с многодетными семьями, с семьями с низким материальным обеспечением, с неполными семьями, с неблагополучными и склонными стать неблагополучными семьями. Обеспечивает взаимодействие школы с общественными организациями, правоохранительными органами.

Вожатая (Н.И. Ломоносова) - организует и проводит различные мероприятия, конкурсы, совместные вечера с родителями и учащимися.

Классные руководители (Н.А. Куликова, Л.С. Храмцова, В.М. Смирнова) – организуют внеурочную деятельность в рамках своего класса, обеспечивают участие младших школьников в различных видах внеурочной деятельности, сообщают родителям сведения о поведении, успеваемости и посещаемости занятий детьми, результатах психолого-педагогической диагностики детей, изучают микроклимат в семье и в классе.

Педагоги ДО - осуществляют дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своими образовательными  программами, развивают их разнообразную творческую деятельность.

Библиотекарь  - предоставляет информационное обеспечение, организует внеклассные мероприятия в рамках плана работы школы

Учитель физкультуры - организует и проводит внеклассные мероприятия в соответствии с планом работы школы

Педагог организатор ОБЖ - организует и проводит внеклассные мероприятия в соответствии с планом работы школы

14. Официальный язык

Русский

15. Общее количество учащихся

38

16. География участников программы

д. Б.Терсень , д.Б- Непряхино. Д.Спиридоново, д.Веденино Уренского района  Нижегородской области

17. Краткое содержание программы

Программа включает  6 основных направлений развития личности младшего школьника:

1)Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2)воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3)воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4)формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

5)воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Содержание

Пояснительная записка

Концептуальные основы программы

Анализ социально – педагогической ситуации развития и воспитания

Актуальность и новизна программы

Цель и задачи программы

Отличительные особенности программы

Направления работы и виды деятельности по направлениям

Основное содержание духовно – нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего  образования

Механизмы реализации содержания воспитания

Ожидаемые результаты. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса

Работа с родителями

Работа с документацией

Материально – техническое и методическое обеспечение

Список литературы

Приложения

Пояснительная записка

Воспитание детей – самая важная

 область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане

 нашей страны и граждане мира.

А.С.Макаренко

Концептуальные основы программы

Программа духовно – нравственного развития и воспитания разработана в соответствии  с Законом «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования и Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников.

Программа духовно -_нравственного развития и воспитании обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы духовно- _нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурноисторических, этнических, социально-_экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческихклубов. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно -_нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурноисторическому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Анализ социально педагогической ситуации развития и воспитания

В настоящее время в нашей школе уже заложены основы системы духовно – нравственного развития и воспитания. Педагогическая организация процесса духовно_нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско - юношеские движения и организации. Программа духовно_нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально -_педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Актуальность и новизна программы

Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мобильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки.  Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Возрастает количество детей, пробующих сигареты, наркотики и алкоголь.  Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся: объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать игры и соревнования, направленные на формирование здорового образа жизни.  Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в школе, чтобы  поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев своего народа.      Данная программа предполагает, не перегружая учащихся дополнительными умственными  занятиями,    выработать        стремление    к    сохранению      и  распространению   национальной    культуры    среди      учащихся;       организовать воспитательную работу так, чтобы учащиеся знали свои права, обязанности, любили свою родину, гордились тем, что они граждане России . Эта программа воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях,  природе,  о животных, даст возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации. Кроме того, она должна помочь сформировать потребность в здоровом образе жизни. Предлагаемая авторская программа призвана решить  различные проблемы, возникающие в процессе воспитательного процесса. Она отражает современную и целостную концепцию воспитания человека.

Цель: воспитание ответственного, высоконравственного, инициативного и компетентного  гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь не только в соответствии с собственными интересами, но и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

     формировать способности к духовному развитию;

    способствовать  укреплению  нравственности;

     формировать основы морали ;

     формировать основы  нравственного самосознания личности (совести);

    способствовать принятию обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

     формировать эстетические потребности ,ценности и чувства;

     формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

     формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям;

     развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей;

    способствовать  осознанию младшими школьниками ценности человеческой жизни;

     формировать  нравственный смысл учения.

В области формирования социальной культуры:

  • Формировать основы  российской гражданской идентичности;
  • пробуждать веру в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формировать патриотизм  и гражданскую солидарность;
  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укреплять  доверие к другим людям;
  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
  • способствовать становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формировать основы  культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формировать отношение к семье как к основе российского общества;
  • формировать у младшего школьника уважительное  отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
  • знакомить обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Отличительные особенности  программы

Особенность программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) .

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет,конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Содержание внеурочной деятельности представлено системой факультативных курсов, включенных в духовно-нравственное направление развития личности ,а именно, факультатив «Нижегородская сторона».Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности, прежде всего, системы дополнительного образования.

Направления работы и виды деятельности по направлениям

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

«Вырастить молодое поколение добрым, честным, нравственно чистым, трудолюбивым , воспитать в нем гражданственность, патриотизм, уважение к русской культуре – благородная задача образования. «Человек! Твори добро! Будь счастлив! Есть свет и тьма. Есть чистота и грязь. До первых надо дорасти. До последних не надо подниматься!» (Д.С.Лихачев)

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

Виды деятельности

-Беседы, чтение книг

- экскурсии,  по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

-сюжетно-ролевые игры,  творческие конкурсы,  праздники

-посильное участие в социальных проектах

-проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,  встречи с ветеранами и военнослужащими;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

  1. воспитание нравственных чувств и этического сознания.

« Есть много родов воспитания, но выше всех должно стоять образование нравственное». ( В.Г.Белинский)

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

Виды деятельности

-беседы, экскурсии, театральные постановки, художественные выставки

-проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями

-проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально – нравственного поведения

-классные часы, просмотр фильмов, наблюдение и обсуждение

педагогически организованных ситуаций

-обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх

-посильное участие в делах благотворительности

-забота о животных и природе

- беседы о семье, родителях

3)воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств  работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно не воспитывать его для счастья, а приготовлять его к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». (К.Д.Ушинский)

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость;

Виды деятельности

- экскурсии по селу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

 

-беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей,

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий - праздники труда,  конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;

-изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов;

4)формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Известный врач, хирург, академик Амосов писал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». То есть , педагоги и родители должны развивать у детей вкус к здоровому образу жизни, интерес и стремление к работе над собственным здоровьем.

Ценности:  здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое;

Виды деятельности

-на уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

             -   беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;

 

-составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

 

-беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);

5)воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

« Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой.         Ибо человек есть часть природы». (К.Маркс.)

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

-экскурсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц,  создание и реализация коллективных природоохранных проектов;

 

-посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

 

-участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительств                                

6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков». (Г.Гегель)

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Виды деятельности

-краеведческая деятельность

-посещение объектов художественной культуры, конкурсов и фестивалей, тематических выставок

-шефство над памятниками культуры вблизи школы

-творческие конкурсы и фестивали, конкурсы рисунков и фотографий

-участие в художественном оформлении помещений

-занятие народными промыслами

-организация и проведение национальных праздников

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Основное содержание духовно -_нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальногообщего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы,семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу,городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил этики, культуры речи;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально_психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам,

грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе

в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и

ценностях (эстетическое воспитание):

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и

неряшливости.__

Механизмы реализации содержания воспитания

Реализация программы построена на основе взаимодействия школы, семьи и объектов социального партнерства. Программа поэтапно реализуется через 6 основных направлений:

*воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

*воспитание нравственных чувств и этического сознания

*воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

*формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

*воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

*воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Схема реализации

Ожидаемые результаты

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. (1 класс)

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,начинает их ценить (или отвергает).(2 – 3 классы)

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия,формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.( 4 класс)

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно_нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-_психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людями обществу и т. д. По каждому из направлений духовно-_нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

         ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

         элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

         первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

         опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

         опыт социальной и межкультурной коммуникации;

         начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

         начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

         нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

         уважительное отношение к традиционным религиям;

         неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

         способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

         уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

         знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

         ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

         ценностное и творческое отношение к учебному труду;

         элементарные представления о различных профессиях;

         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

         осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

         первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

         потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

         мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

         ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

         элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

         первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

         первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

         знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

         ценностное отношение к природе;

         первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

         элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

         первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

         личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

         первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

         первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

         элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

         первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

         первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

         первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

         мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Работа с родителями

В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно - нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры , дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими , когда их питомцы пошли в школу». (В.А.Сухомлинский)

        Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

–        совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–        сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–        педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–        поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–        содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–        опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

В  системе повышения педагогической культуры родителей   в МБОУ  Б – Терсенская СОШ используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей ,организация совместных мероприятий, праздников, акций, привлечение родителей к активной деятельности в Совете школы, активизация деятельности классных родительских комитетов. ( План работы см. Приложение №  )

.

Работа с документацией

Формы

Периодичность / срок

Проверка дневников

Еженедельно

Оформление классного журнала

Один раз в четверть

Оформление личных дел учащихся

Один раз в год

Контроль медицинских документов

Один раз в четверть

Оформление характеристик

По мере необходимости

Работа с портфолио обучающихся

По мере необходимости

Работа с портфолио класса

По мере необходимости

Папка классного руководителя

По мере необходимости

Анализ и составление плана работы с классным коллективом

Один раз в четверть

 Материально – техническое и методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

  1. Территория школы
  2. Типовое здание школы
  3. Спортивный зал
  4. Спортинвентарь
  5. Спортивная площадка
  6. Актовый зал
  7. Стадион
  8. Аудио – и видеотехника
  9. Компьютер
  10. Мультимедийный проектор
  11. Медиатека
  12. Библиотека

Методическое обеспечение

  1. Разработки игр, конкурсов, бесед, конференций, экскурсий, родительских собраний и т.п.
  2. Материал по исследовательской работе
  3. Школьный сайт

Методическая работа школы с классными руководителями

1.Семинары по запросам классных руководителей

2.Взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий

3.Круглые столы на основе анализа выявленных проблем

4.Конкурсы профессионального мастерства

Социальное партнерство

Список литературы

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования (М., 2010)
  2. Примерная программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образован ( см.: Примерная основная образовательная  программа образовательного учреждения. Начальная школа \ (сост. Е.С.Савинов). – М., 2010 )
  3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания  личности гражданина России (М., 2010)
  4. Закон об образовании (ст.9, п.6; ст.14, пп. 1- 2)
  5. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 – х ч./ (Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др.); под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. -269 с. – (Работаем по новым стандартам)

Приложения

План воспитательной работы с первоклассниками  на 2011-2012 учебный год

Работа по развитию индивидуальности

Чет

верть,

месяц

Изучение учащихся

класса

Работа с

родите

лями

Работа с малым педколлек

тивом

Индивидуаль

ное

воздействие и

взаимо

действие

1 чет

верть

(сен

тябрь – ок

тябрь)

Изучение личных дел.

Диагностика

«Определе

ние готовности ребенка к

школе» по

опроснику

Дж. Чейпи.

Наблюдение

за детьми.

Исследование

Учебной мотивации по методике Т.А.Нежновой.

Анализ информации о распределении по группам здоровья

Изучение

Микроклимата семей.

Организа

ционное родительское собрание.

Выбор родительско

го комитета

Подготовка к неделе семьи

Посещение уроков физкультуры

Шумилина А.А.

Заполнение актов обследования семей совместно с социальным педагогом.

Выполнение рисунков на тему «Что мне нравится в школе?»

Беседа с каждым учеником по его рисунку.

Беседа с детьми

о том, какие бы кружки они хотели посещать

2 чет

верть

(но

ябрь-

де

кабрь)

Анкета «О талантах ребенка: как их выявить»

Наблюдение .

Буклет «Информа

ционный пакет в помощь родителям первокласс

ника»

Семейное мероприятие «В гостях у домовенка

Кузи»

Родительское собрание на тему «Единые педагогичес

кие требования

к школьнику как необходимое

условие  правильного

воспитания»

Посещение кружков Н.И.Ломоносовой «Танцеваль

ный» и «Этикет».

И.Л.Рехалова

«ОФП»

Включение

Смирновой Г.

в коллективную работу.

Беседа с мальчиками об отношении к девочкам.

Беседа с Д.Щербань о правилах поведения в школе

3 чет

верть

(ян

варь

фев

раль

март)

Карта  наблюдения за поведением ребенка в школе

Шкала тревожности Сирса

Родительское собрание на тему «Тепло родного очага»( совместная с детьми семейная гостиная)

Индивидуальные тематичес

кие консульта

ции по просьбам родителей.

Заседание родительско

го комитета по текущим делам класса

Взаимоосеще

ние уроков

(Л.С.Храмцо

ва –

А.А.Шумилин)

с  целью обмена опытом.

Беседа с социальным педагогом Н.И.Ломоно

совой  о «трудных детях» класса

Индивидуаль

ная беседа  с Яковлевой О.

«Упражнение «Звездочка – помощница»

Игра «Учимся сотрудничать»

4 чет

верть

(ап

рель-май)

Анкета  «Удовлетворенность учащихся работой школы» по методике А.А.Андреева

Родительское собрание на тему  «Успехи первоклассников за год»

Беседа о летнем отдыхе детей

Анкета «Удовлетворенность родителей работой школы»

Круглый стол

с педагогами, работающими в 1 классе. Успехи и неудачи, итоги года

Индивидуаль

ные беседы с отстающими  и одаренными детьми

Работа по развитию и сплочению классного коллектива

Чет

верть,

месяц

Цели, перспективы работы(близ

кие, средние, дальные)

Соуправле

ние, самоуправление

Организация межличност

ных отношений

Традиции

1 чет

верть

(сен

тябрь – ок

тябрь)

Игра «Расскажи мне о себе».

Разъяснение правил поведения в школе.

Формирование коллектива.

Разведка полезных и интересных дел.

Составление плана работы на 1 четверть

Члены редколлегии рисуют газету ко Дню Учителя

Наблюдение за учащимися и формирование актива класса

«Неделя добрых дел».

День осенних именинников

2 чет

верть

(но

ябрь-

де

кабрь)

Игра  «Уважая себя, уважай других».

Формирование готовности помогать другим людям и уметь принимать помощь от других.

Заседание актива класса по итогам 1 четверти и составление плана работы на 2 четверть

Трудовой сектор организует  помощь пожилым людям

Игра «Мы в конфликтах»

Операция «Забота».

3 чет

верть

(ян

варь

фев

раль

март)

Коллективный рисунок «Я – мир».

Закрепление умения сотрудничест

ва и  коллективного творчества

Заседание актива класса по итогам 2 четверти.

Составление плана работы на 3 четверть.

Санитары проводят конкурс  «Лучшая парта»

Аутотренинг  эмоциональ

ной отзывчивости

Колядки.

Масленица

4 чет

верть

(ап

рель-май)

Игра «Все люди разные».

Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения

Заседание актива класса по итогам 3 четверти.

Составление плана работы на 4 четверть.

Итоги года:что получилось, а что нет.

Воспитатель- ное  дело «Вавилонская башня»

Митинг ко Дню Победы

Поход

Воспитательная работа по направлениям

2011 -2012  УЧЕБНЫЙ ГОД

Четверть

месяц

Воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения к правам,

свободам и

обязанностям человека

Воспитание  нравственных чувств и этического  сознания

Воспитание

трудолюбия и

творческого отношения к учению, труду,

жизни

Формирование

ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе,

к окружающей среде

(экологическое воспитание)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование

представлений

об эстетических идеалах

и ценностях

(эстетическое

воспитание)

1 четверть

сентябрь

Александр Невский – имя России»

Экскурсия в сельскую библиотеку.

Здоровому все здорово!»

«Следствие ведут знатоки»- экологическая игра

«Королева осени»

октябрь

Ах, Терсень, моя родина малая.»

«День учителя»

Акция «Помощь пожилым»

Акция «Сделаем деревню чище»

2 четверть

ноябрь

«День народного единства»

Школьный этикет»

«Как уберечься от гриппа»

«От невежества- беда!»

декабрь

«Край родной, навек любимый»

«Путешествие по стране дорожных знаков»

«Будем елку охранять!»

«Скоро, скоро Новый год!»

3 четверть

январь

Колядую, колядую…!

«Дружба- это…»

Урок здоровья №1

«Как дарить подарки.

февраль

«Историческая викторина»

«А ну-ка. Мальчики!»

Урок здоровья №2

март

Учимся понимать другого»

«Спортивная эстафета»

Живая жизнь»

«Женский праздник- 8 марта»

4 четверть

апрель

«Горжусь тобой, мой край родной»

Акция «Чистота – залог здоровья»

Как одеваться весной.

«Первое апреля-никому не веря!»

май

«День Победы!»

День здоровья

Делаем скворечники

«Кругошкольное путешествие»

2012 -2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Чет

верть

месяц

Воспитание

гражданственности,

патриотизма,уваже

ния к правам,свобо

дам и обязанностям человека

Воспитание  нравственных чувств и этического  соз

нания

Воспитание

трудолюбия и

творческого отношения к учению,труду,

жизни

Формирование

ценностного отношения к  семье,здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе,к окружающей среде

(экологическое воспитание)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирова

ние

представле

ний об эстетических идеалахи ценностях

(эстетичес

кое

воспитание)

1 чет

верть

сен

тябрь

Классный час на тему «Кто такой К.

Минин?»

Сюжетно – ролевая игра «Город вежливости»

«Чей труд помогает нам учиться и жить в школе?» -

классный

час с приглашением родителей, работающих в школе

Экскурсия «Как вести себя на дороге»

ок

тябрь

«Россия –Родина моя»-классный час

Совместная трудовая деятельность: сбор семян цветов на школь

ном участке»

Практикум:

разработка  безопасного маршрута от дома до школы и

обратно

Экскурсия «Что

растет на школьном дворе ?»

Чтение книг этического содержания. Беседа по прочитанно

му.

2 чет

верть

но

ябрь

Экскурсия в  Уренс

кий краеведческий музей»

Классный час «Настоящий друг»

Веселые старты

«Что нам осень принесла?»- праздник урожая

де

кабрь

Конкурс рисунков «Семейная символика»

«Мастерская Деда Мороза» - досуговое общение

«Убегаем от болезни:в здоро

вом теле- здоро

вый дух» -познавательная беседа

«Как прекра

сен этот мир»- зимняя экскурсия в природу

3чет

верть

ян

варь

«Права и обязан

ности детей в школе»- познава

тельная беседа

«Рождество Христово» - школьный праздник

Поездка в ФОК совместно с родителями

Экологическая акция «Хлебная корочка спасет птиц зимой»

фев

раль

«А ну-ка,мальчики» -КВН ко Дню защитников Отечества

«Книжкина больница»- ремонт книг в школьной библиотеке

Конкурс

стихов о зиме

март

Школьный праздник

«Масленица»

Открытка для мамы на 8 марта

«В гостях у Неболейки»-праздник

Весенняя экскурсия   в природу                                                                                                                                                    

4 чет

верть

ап

рель

Экскурсия – презентация «В.П.

Чкалов»

Конкурс «Нарисуй портрет Чистюли и Грязнули»

Лекарственные травы нашей местности

Игры эстетическо

го содержания  (игра «Малы

ши», игра «Рисуем сказоч

ных живот

ных»)

май

9 мая – день Победы. Участие в митинге.

Экскурсия «Работники и профессии нашего микрорайона»

Поход совместно с родителями

2013-2014  УЧЕБНЫЙ ГОД

Четверть

месяц

Воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения к правам,

свободам и

обязанностям человека

Воспитание  нравственных чувств и этического  сознания

Воспитание

трудолюбия и

творческого отношения к учению, труду,

жизни

Формирование

ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе,

к окружающей среде

(экологическое воспитание)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование

представлений

об эстетических идеалах

и ценностях

(эстетическое

воспитание)

1 четверть

сентябрь

Классный час на тему « 300 лет Нижегородской губернии»

«Скажем друг другу «Здравствуйте!»

Совместная трудовая деятельность:

готовим клумбу к зиме

Практикум:

разработка  безопасного маршрута от дома до школы и

обратно

Осенняя экскурсия

октябрь

Классный час на тему «2014 год – год культуры»

Делать добрые дела

Веселые старты

Оборудуем зеленый уголок в классе

2 четверть

ноябрь

Мама – слово дорогое

Не ленись, будет прок!

В здоровом теле – здоровый дух!

День рожденья – лучший праздник

декабрь

Урок доброты

Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется!

День здоровья

Акция «Покормите птиц зимой!»

Новогодний серпантин

3 четверть

январь

И мама, и Родина – самое дорогое для человека!

Музей вредных привычек

Вспомним правила дорожного движения

Твой внешний вид о многом говорит

февраль

Рыцарский бал

Открытка для папы

Лепим снеговиков

Зимняя экскурсия

март

Прозвища – это скверно

Открытка для мамы

Весна да осень – на дню погод восемь

«И маму дорогую поздравлю с женским днем» - концерт

4 четверть

апрель

12 апреля – день космонавтики

Правила хорошего тона и в шутку и всерьез

Сад и огород на подоконнике

Весенняя экскурсия

май

 Великой Победе посвящается

Говорите правильно

День здоровья

Поход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников разработана на четыре года в соответствии с ФГОС НОО. В нее вошли цели и задачи, ценностные установки духовно-нравственного ра...

Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Программа составлена на 4 года по направлениям: "Я и мир", "Я и Отечество", и т. д....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...