Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitaniya_obshchiy_original.docx | 171.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Ачитская средняя общеобразовательная школа»
Ачитского района Свердловской области области
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников
подготовили
учитель начальных классов
Дектянникова Анна Ивановна;
учитель начальных классов
Хитрина Людмила Анатольевна;
учитель начальных классов
Марочкина Ирина Эдуардовна.
п. Ачит
2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образованием Ачитского городского округа
МКОУ АГО «Ачитская средняя общеобразовательная школа»
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников
2013 - 2017 г.
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями:
- Закона «Об образовании»;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1];
- Концепции УМК «Гармония».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными и религиозными организациями, музеями, СМИ.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Схема: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственной личности младшего школьника решаются следующие
Задачи:
- формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства);
- осознание принадлежности к родному народу, стране, государству,
- интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;
- развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;
- воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);
- развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);
- развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.);
- воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения;
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям;
- возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:
- Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
- Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
- Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
- Дар слова – как возможность получать знания, общаться
- Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
- Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
- Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
- Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
- Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
- Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
- Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Портрет ученика МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, традиции и опыт своего народа;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих, активно участвующий в спортивной жизни школы, города.
1 класс
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
- Формировать представления о различии хороших и плохих поступков;
- Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, и закреплять их знание;
- Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание;
- Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
- Воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим;
- Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;
- Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других;
- Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы по прочитанным произведениям | «Мишка и воробей» А.Седугин | «Волшебное слово» В.Осеева | «Навестили» Ю.Ермолаев | «Ежели вы вежливы»С.Маршак | «Как папа пошёл в школу» А.Раскин | «Как папа пробовал силу» А.Раскин | Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк» ( о вежливости) | «Строгая скворчиха» А.Митяев | Е.Пермяк «Надёжный человек». (о дружбе мальчиков и девочек) |
Беседы на основе работы с пословицами, поговорками и загадками о поступках людей | «Учиться- значит трудиться» | «Доброе слово, что ясный день». | Нет друга, так ищи: а нашёл, так береги» | «Долог день до вечера, коли делать нечего» | «Труд человека кормит, а лень портит» | «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; | «Подлил масло в огонь» | «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии» | «Не плюй в колодец -пригодится воды напиться» |
Беседы на основе просмотренных видео- и кинофильмов | По выбору обучающихся и педагога: «Золушка, «Буратино», «Королевство кривых зеркал», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Аленький цветочек», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Два капитана» и др. | ||||||||
Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношений к окружающим и школьного этикета. | «Мы школьники, а это значит». | «Дружба начинается с улыбки» | «Для чего я учусь?» | «Каким бы я хотел видеть своего друга, подругу? | «Что значит быть честным» | «Давайте говорить друг другу комплименты» | «Что такое красивый поступок?» | «Подари другому радость». | «Да здравствует вежливость и доброта!» |
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады. | Конкурсы рисунков «Нарисуй портрет Чистюли и Грязнули» | Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?» | КВН, посвященный правилам поведения в школе | Выставка «Увлечения моей семьи» | Викторина «Земляне и инопланетяне» | Конкурс рисунков «Моя школа» | |||
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | - | Операция «Милосердие» | «Сделай своими руками подарок маме» | «Подарок моему другу» | «Помоги тому, кто рядом» | Подарок мальчикам и папам | Подарок девочкам и мамам | «Подарок просто так» | «Помоги ветерану» |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | Торжествен ная линейка «День знаний» | «Посвящение в первоклас-сники» | «Мамочка милая моя» | Новый год шагает по планете | «Рождествен-ские посиделки» | «Встречаем весну. Масленница» По следам русских богатырей «Встреча с защитниками земли Русской» | Праздник для мам «Весенняя капель» «А ну-ка девочки» | День хорошего настроения и шуток. | Митинг посвящённй Дню победы |
Игровая деятельность | Игра «Правила дружбы»; | Сюжетно-ролевая игра «Город вежливости» | Викторина «Добрые слова» | Игра «Незакончен-ный текст» | Игра-путешествие в «Королевство Доброты» | ||||
Работа с родителями. | «Адаптация первоклас-сников к школе» | Конкурс «Папа, мама, я – дружная семья» | «Телевизор в жизни семьи первоклас-сника» | Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | «Родителям о внимании и внимательности». | Родительское собрание «Как развить у ребёнка желание читать» | Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» |
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о нравственных основах учёбы, труда и творчества;
- Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- Формировать представления об основных профессиях;
- Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебно-трудовых проектов;
- Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей;
- Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Познавательные беседы, классные часы (с приглашением родителей) | Беседа «Труд в жизни людей» | Чей труд помогает нам учится и жить в школе» | ««Учеба- наш труд» | «Храни порядок, и порядок сохранит тебя» | «Начатое дело доводим до конца» | «Мы немножко поиграем, все профессии узнаем» | « Самые нужные профессии» | Начатое дело доводим до конца» | Порядок в доме и учебе» |
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, фестивали | В гостях у Марьи-искуссницы (лепка из пластилина) | Выставки рисунков: «Наши родители на работе», | Конкурс рисунков «Кем я хочу стать» | Выставка рисунков «Наша Армия родная». | «Изготовь плакат по безопасности при работе с инструментами» | «Азы архитектуры». Конкурс на лучшую поделку из конструктора | Конкурс «Все работы хороши-выбирай на вкус» | ||
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Участие в разнообразных видах труда ( уборка помещений и территорий школы, оформление класса, развешивание кормушек и подкармливание птиц, изготовление игрушек из природного материала, картона, пластилина; занятие вышиванием, изготовление аппликаций. | ||||||||
Проектная деятельность | «Труд в жизни людей» | «Кем я хочу стать?», | «Сувенирная мастерская Деда мороза» | «Наши мамы и папы на работе» | Парад сказочных героев. | ||||
Туристско-краеведческая деятельность: | Ознакомительные экскурсии в общественные места; туристические походы | ||||||||
Трудовая деятельность | Работа в кружках, спортивных секциях, клубах и др. кружках дополнительного образования; Трудовые акции (сбор макулатуры и др.); природоохранная деятельность; выполнение в классе определенных обязанностей; помощь взрослым по поддержанию чистоты и порядка в школьных помещениях. |
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы-размышления | «Подарки леса», | «Не ломай веточку» | «Человек и его четвероногие друзья» | «Традиции новогодней елки» | «Откуда пришла к нам книга?» | «Почему вымерли динозавры?» | «Дикие родственники домашних животных» | «Как природа лечит человека?» | «Природа и человек» |
Экологические акции, праздники | Сбор осенних листьев | «Праздник урожая» | Сбор макулатуры | «Сделаем кормушку пернатому другу» | «Поможем зимующим птицам» | «Украсим свой класс (школу) комнатными растениями» | «Соберем семена растений для цветника» | «Поможем лесу быть чистым» | «Посадим деревце - вырастет лес» |
Проектная деятельность | «Хлеб- путь от поля до стола» | «История моей семьи» | «Кормушка для зимующих птиц» | «Мир животных», вокруг нас» | «Как животные стали домашними?» | Выращивание простейших сельскохозяйственных культур «Огород на подоконнике» | «Мой город на карте России» | ||
Целевые прогулки, туристско-краеведческая деятельность, экскурсии. | Поход «Лес чудес» | Экскурсия в осенний парк «Есть в осени первоначаль- ной…» | «К кустарникам с осенними плодами» | «Различаем деревья и кустарники в зимнем уборе» | «Снежная фантазия» - лепка из снега. | Рейд «Зелёного патруля». Подкормка зимующих птиц. | «По улицам весеннего посёлка» | «К месту цветения растения мать –и- мачехи» | |
Творческая деятельность, праздники конкурсы, игры выставки, олимпиады. | Конкурс рисунков «Осенний букет» | 2 тур Класс года «Неделя окружающего мира» | Конкурс «Снеговики- друзья». | Конкурс и защита рисунков «Что за прелесть эти сказки?»; | Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | Викторина «Весны улыбки теплые» (стихи, песни, рисунки о весне). | Конкурс рисунков «Берегите природу!» | Праздник «Здравствуй лето» | |
Разучивание игр: «Живое-неживое», «Отгадай предмет», «Волшебный мешочек» «Съедобное-несъедобное» «Что сначала, что потом?» «Когда это бывает?» «Что из чего сделано?» «Деревья, кустарники, травы» «Дикие-домашние» «Детки на ветке» |
- Воспитание ценностного отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе.
Задачи.
- Расширять представление о душевной и физической красоте.
- Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
- Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы об эстетических идеалах и ценностях | «Поговорим о том, как мы выглядим» | «Добрые, тёплые чувства в нашей жизни» | «Убегаем от болезни: в здоровом теле -здоровый дух» | «Труд души» | «О невежах и вежливости» | «Люди с добрым сердцем» | «Изюминка в каждом из нас» | ||
Творческая деятельность, конкурсы, праздники. | Фотоконкурс « Мой родной край» | Украсим школу к празднику, конкурс «Новогодняя сказка» | 2 тур Класс года - неделя русского языка | 2 тур Класс года - неделя литературного чтения | Разыгрывание сюжета сказок детьми (приём «лестницы красоты»: расположите героев сказок по их эстетическим качествам) | Закрытие фестиваля «Класс года» Фотоконкурс «Природа нашего края» | Экологическая конкурсно-игровая программа «Люби и знай свой край!» | ||
Трудовая деятельность в природе | Чистота нашего двора | Операция «Забота о птицах» | Акция «Покорми птиц» | Озеленениеклассной комнаты | |||||
Проектная деятельность | - | - | - | Выпуск новогодней газеты | - | - | Выпуск газеты для мам | - | - |
Конкурсы, акции «Самый...самый…самый» | Акция «Мой портфель» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Внешний вид ученика» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Мой портфель» | Операция «Книжкина больница» | Акция «Внешний вид ученика» | Рейд «У кого в порядке, книжки и тетрадки?» | Рейд «Самый чистый класс» |
2 класс
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формировать представления о различии хороших и плохих поступков;
- Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, и закреплять их знание;
- Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание;
- Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
- Воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим;
- Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;
- Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других;
- Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Виды деятельности формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы по прочитанным произведениям | «Ежели вы вежливы» С. Маршак | «Васюткино озеро» В. Астафьев | «Мама» Яковлев Ю. | «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский | «Как белочка дятла спасла» В. Сухомлинский | «Если отец герой!» Н. Добронравов | «Почему плачет синичка» В. Сухомлинский | «Самое главное» «Бабушкин подарок» М. Зощенко | «Сто рассказов из русской истории» С.Алексеев |
Беседы на основе работы с пословицами, поговорками и загадками о поступках людей | «Заварил кашу – расхлебывай» | «Огня без дыму, человека без ошибок не бывает» | «Где тонко, там и рвется» | «На добрый привет и добрый ответ» | «Кто много читает, тот много знает» | «Не одежда красит человека, а труд» | «Доброе дело во век не забудется» | «Худые дела не доведут до добра» | «За добро, плати добром» |
Беседы на основе просмотренных видео- и кинофильмов | «Дудочка и кувшинчик» | «Цветик семицветик» | «Крошка енот» | «По щучьему веленью» | «Конек-Горбунок» | «Кот, петух и лиса» | «Морозко» | О космонавтике | «Лиса и журавль» |
Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношений к окружающим | «Добрым жить на белом свете веселей» | «Волшебные слова» | «Поговори со мною мама» | «Пишем письмо Деду Морозу» | «Мой дом – моя семья» | «Правила поведения в общественных местах» | «Не стесняйся доброты своей» | «Будь тактичным и вежливым» | «От чего зависит настроение» |
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады. | Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о дружбе, о труде). | Конкурс рисунков «Рисуем свои права» | Конкурс «Символ дома моего» | Викторина «Права человека глазами ребенка» | Иллюстрирование пословиц | Создание брошюр «Словарь вежливых слов» | Викторина о космосе. | Проект «Словарик речевого этикета». | |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Операция «Помощь моим близким» | Операция «Милосердие» | Подарок маме | «Подарок моим друзьям» | «Помоги тому кто рядом» | «Подарок мальчикам и папам» | «Подарок девочкам и мамам» | «Подарок просто так» | «Помоги ветерану» |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | Открытый урок чтения | Праздник «Мамочка, милая моя» | «Рождественс- кие посиделки» | Конкурс патриотической песни «Встречаем весну. Масленица» | Праздник для мам «Весенняя капель» | Митинг посвященный Дню победы | |||
Игровая деятельность | Игровое моделирование воспитательных ситуаций «встреча двух друзей на улице» | Игровое моделирование воспитательных ситуаций «Посещение» | Философские игры «Добро» «Учитесь делать добро» | Философские игры «Забота» | Игровое моделирование воспитательных ситуаций «Помогай окружающим людям» | «Зарница» | «А ну-ка девочки» | «Самый воспитанный» | Игровое моделирование воспитательных ситуаций «Взаимное понимание» |
Работа с родителями. | Родительское собрание «Права и обязанности учеников и их родителей» | Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» | Приглашение мам на праздник | Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье» | Приглашение пап на праздник | Приглашение мам и бабушек на праздник | Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» |
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о нравственных основах учёбы, труда и творчества;
- Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- Формировать представления об основных профессиях;
- Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей;
- Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Познавательные беседы, классные часы (с приглашением родителей) | Торжественная линейка «День знаний» | «Самые древние профессии» | «Профессия и труд» | «Сколько может быть профессий» | «Профессия и труд» | «О значении творчества в жизни человека» | «Важные профессиональные качества» | «Чтобы не быть попрошайкой» | «Мир профессий» |
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, фестивали | Самый зеленый класс | 1 тур конкурса «Класс года» | Открытие фестиваля «Класс года» | 2 тур «Класс года» Неделя математики | Конкурс «Кормушка» | «Лучший плакат на тему труда» | Памятки по безопасности при работе с инструментами | «Хлеб - всему голова» | Самый зеленый класс |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Домашние задания-практикумы: уход за растениям | Помоги книге! | Сбор макулатуры | Домашние задания-практикумы: Уход за животными | Операция «Живи книга» | Подарок папе | Подарок маме | Домашние задания-практикумы: работа с ручным инструментом | Озеленение классной комнаты |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | Сюжетно-ролевые игры: «Я – учитель» | «Профессия учитель» поздравление | Фестиваль «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Сюжетно-ролевые игры: «Я – библиотекарь» | Игра – беседа «Когда мама может отдохнуть» | Сюжетно-ролевые игры: «Наша улица» | Викторина «Юные знатоки экономики» | Сюжетно-ролевые игры: «Я – доктор» | «Хорошо ли мы пишем, читаем и считаем» |
Проектная деятельность | «Виды профессий» | «Самые древние профессии» | «Что такое дисциплина» | «Сувенирная мастерская Деда Мороза» | Сочинение «Кем я хочу стать» | «Наши папы на работе» | «Наши мамы на работе» | «Труд в жизни людей» | «Мир профессий» |
Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, походы. | Экскурсия «Виды профессий» | Знакомство с профессией «Продавец» Экскурсия в магазин | Знакомство с профессией «Библиотекарь» Экскурсия в библиотеку | Знакомство с профессией полицейский. Встреча с сотрудником полиции Экскурсия в дежурную часть | Знакомство с профессией «Пожарный» Экскурсия в пожарную часть | ||||
Трудовая деятельность | Работа в кружках, спортивных секциях, клубах и др. выполнение в классе обязанностей санитаров, цветоводов, библиотекарей, дежурных и др. помощь взрослым по поддержанию чистоты в столовой и на территории около школы. |
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы-размышления | «Путешествие по страницам Красной книги» | «Не губи деревья!» | «Звуки в природе» | «Чудо-дерево». | Беседа-дискуссия «Природа и я», | «Моё место в природе» | «О братьях наших меньших» | «Легенды о весенних цветах» | «Редкие животные. Правда и вымысел» |
Классные часы | «Как чудесен этот мир, посмотри» | «В гостях у матушки природы» | «Дом, в котором мы живём» | «Зимние сказки» | «Природные связи в природе» | «Зима в творчестве поэтов и композиторов» | «Почему весна торопится?» | «Бережное отношение к природе» | «Правила поведения на природе» |
Экологические акции, праздники | Озеленение классной комнаты | Карнавал «Огород у нас в гостях» | «Учись различать птиц по их портретам» | «Хлебная корочка спасет птиц зимой» | День птиц | День земли | Праздник «Здравствуй лето!» | ||
Проектная деятельность | «Природные материалы» | Фотоконкурс «Природа нашего края осенью» | «Календарь народных примет» | Проект «Помощь местным растениям и животным» | «Кто с кем дружит в зимнем лесу» | «Кто и как предсказывает погоду» | Фотоконкурс «Природа нашего края весной» | «Красная книга растений нашего края» | |
Целевые прогулки Туристско-краеведческая деятельность, экскурсии, | Поход «Лес чудес» | Сбор природного материала | Экскурсия в парк «Наряд поздней осени» | Наблюдение за жизнью птиц зимой | Лыжная прогулка по зимнему лесу | Различаем деревья и кустарники в зимнем уборе | Экскурсия в парк «Сказка перед нами» | К водоему | Красота нашего края |
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, олимпиады. | Конкурс поделок «Лесные фантазии» (во время похода) | Конкурс рисунков «Золотая осень» | 2тур Фестиваля «Класс года» Неделя окр. мира | Конкурс загадок о природе «Вопросы деда Всеведа» | « Найди животное по следу» | Конкурс стихов о зиме | КВН «Кто как зимует» | Конкурс поделок «Чудеса из природного материала», | Рисуем лето |
- Воспитание ценностного отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе.
Задачи.
- Расширять представление о душевной и физической красоте.
- Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
- Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Виды деятельности Ни формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы об эстетических идеалах и ценностях | Беседа «Лицо человека» | «Фигура человека» | «Дела человека» | «Как стать красивым и обаятельным» | «Что такое красивый поступок» | «Как опрятно и красиво одеться». | «Что значит быть джентльменом» | «Умей слушать других», «Бранные слова» | Классный час «О подвигах, о доблести, о славе» |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | День летних и осенних именинников | Исполнение частушек, народных песен. | Новый год шагает по планете | День зимних именинников | День доброты | День весенних именинников | «Праздник дружбы» | ||
Творческая деятельность, конкурсы, праздники | Сюрприз для друга | Деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; | Сюрприз для мамы | Украсим школу к празднику. Конкурс «Новогодняя сказка» | 2 тур фестиваля «Класс года» Неделя русского языка | 2 тур фестиваля «Класс года» Неделя литературного чтения | 3 тур фестиваля «Класс года» - «Яркие звездочки» | Подведение итогов и закрытие конкурса «Ученик года» | Рисование на тему «Я и мои друзья» |
Проектная деятельность | Вежливый человек. Какой он? | О чем расскажет народный костюм. | Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; | «Символы моей Родины» | «История одной снежинки» Изготовление снежинок | «Что за прелесть эти сказки» (литературное лото) | Выпуск газеты для мам. | «Светлый край берёз, моя Россия» | |
Прогулки в природу | Экскурсия в парк «Наряд поздней осени» | Наблюдение за жизнью птиц зимой | Лыжная прогулка по зимнему лесу | Красота нашего края | Экскурсия в парк «Сказка перед нами» | «Как прекрасен этот мир» | |||
Трудовая деятельность в природе | Чистота школьного двора | Операция «Забота о птицах» | Акция «Покорми птиц» | Выращивание рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке «Сами садик мы садили, сами будем поливать» | Озеленение классной комнаты | ||||
Конкурсы акции «Самый, самый…самый» | Акция «Мой портфель» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Внешний вид ученика» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Мой портфель» | Акция «Книжкина больница» | Акция «Внешний вид ученика» | Рейд «У кого в порядке книжки и тетрадки» | Рейд «Самый чистый класс» |
Работа с родителями | «Как помочь ребенку организовать свой досуг» | Семейный праздник « Род, родные, Родина» | Тест для родителей «Я родитель – я приятель» | Родительское собрание «Как развивать у ребенка желание читать» |
3 класс
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
- Формировать представления о различии хороших и плохих поступков;
- Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, и закреплять их знание;
- Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание;
- Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
- Воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим;
- Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;
- Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других;
- Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы по прочитанным произведениям | «Это должен знать каждый» А Дорохов. | Сказка «Котофей Котофеевич» | Французская народная сказка "Три ловких сына" | «Как папа с девочкой дружил» А.Раскин | «Рождественское чудо» О.Першина | .«Растрёпанный воробей» К Паустовский. | «Кем быть?» В.Маяковский. | «Слепая лошадь» «Ветер и Солнце» сказки К.Ушинского | «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен |
Беседы на основе работы с пословицами, поговорками о поступках людей | Чего в другом не любишь, того и сам не делай. | «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь» | Назвался груздём — полезай в кузов» | Чем дальше в лес, тем больше дров». | «Куда игла, туда и нитка» | «Всяк кулик своё болото хвалит» | «Не имя красит человека, а его поступки» | В тесноте, да не в обиде. | «Как аукнется, так и откликнется |
Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношений к окружающим | «Чтобы быть коллективом» | «Подари учителю дело и слово доброе» | «Отворите волшебные двери добра и доверия» | «Как перестать врать? (честность и правдивость» | «Чего в других не любишь, того и сам не делай» | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | «Поговори со мною мама» | «Секретные советы мальчикам и девочкам» | «Вот и стали добрей и умней» |
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады. | Конкурс рисунков «Мой любимый предмет в школе» | Конкурс рисунков «Школьная классная символика» | Конкурс рисунков «Герб моей семьи» | Конкурс рисунков «Мой Дед Мороз самый лучший» | Конкурс рисунков «Моя школа в будущем» | .Конкурс рисунков к «Дню защитника Отечества» | Конкурс газет к 8 марта. | Конкурс рисунков о космосе. | Конкурс рисунков « Мир без войны глазами ребёнка» |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Операция «Помоги тому, кто рядом» | Операция «Милосердие» | Подарок детям в детский сад | Новогодний подарок моим друзьям | Операция «Чистые дорожки» | Подарок мальчикам и папам | Подарок девочкам, мамам и бабушкам | Тимуровский рейд | Коллективное творческое дело «Мой край в годы войны». Акция «Ветеран живёт рядом», |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | Открытый урок чтения | Праздник «Мамочка, милая моя» | «Встречаем зиму. В гости к Деду Морозу» | «Рождественские посиделки» | Спортивные конкурсы: «Богатыри класса» Конкурс патриотической песни | Праздник для мам «Весенняя капель» | «Ярмарка матрёшек» | Конкурс -рассказ об истории одной песни «То, что деды не допели, мы допоём» | |
Игровая деятельность | Игровые ситуации «Помощь окружающим людям» | Философская игра «Любовь к ближнему» | Игровые ситуации «Взаимное уважение» | Игровое моделирование речевых ситуаций «Взаимное уважение» | Диспут «Интеллектуальная дуэль» | Игра-доказательство «Суд над пороками людей» | Философская игра «Истина» | ||
Работа с родителями. | Родительские собрания: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»; «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»; «Телевидение в жизни младшего школьника»; «Воображение и его роль в жизни ребёнка». Конкурс: «Папа, мама, я – дружная семья»; Совместные экскурсии, конкурсы, ролевые игры. |
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о нравственных основах учёбы, труда и творчества;
- Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- Формировать представления об основных профессиях;
- Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей;
- Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Познавательные беседы, классные часы (с приглашением родителей) | «Не останься в стороне» (анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда») | «Труд-источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей» | «Государственные символы Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации» | «Самые древние профессии», | «Требователен ли ты к себе?» | «Деньги в доме -результат труда родителей» | «Честные и нечестные способы зарабатывания денег» | «Важные профессио нальные качества», | «Профессии моих родителей.» |
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, фестивали | Школьная и классная символика Конкурс | 1 тур конкурса «Класс года» | Открытия фестиваля «Класс года» | 2 тур конкурса «Класс года» - неделя математики «Сувениры мастерской Деда Мороза», | Конкурс «Кормушка» | «Аты–баты, шли солдаты» Смотр строя и песни | Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет» «Мамина профессия » | «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» выставка поделок | Итоговая выставка «Волшебный мир руками детей» |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территорий, оформление класса и школьного двора, развешивание кормушек и подкармливание птиц, изготовление игрушек из природного материала, из картона, пластилина; занятия вышиванием, | ||||||||
Проектная деятельность | Исследовательский проект «Флаг России на географической карте и его история» | Исследовательский проект «Кто придумал Новый год», | |||||||
Трудовая деятельность | «Как я могу помочь маме» |
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | |||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Беседы-размышления | Г.Х.Андерсен. "Соловей". Сказка о Соловье как призыв любить живую природу | Сочинение «Мой лучший осенний день». | ||||||||
Классные часы | «Мой домашний любимец» | «Цветы в былинах и мифах» | «Экстремальные ситуации для человека в природной среде» | |||||||
Экологические акции, праздники | «Осенины» | Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Дары осени». | Праздник птиц. Конкурс «Лучший домик для птиц» | |||||||
Игровая деятельность (игры, викторины) | П/игра «Мы веселые ребята» | Викторина «Витамины с грядки» | П/игры «Гуси –лебеди» | П/игра «Мышеловка» | П/игра «Совушка» | Дискуссия «Природа и мы» Игра «Поиск нарушителей законов природы» | П/игры «Краски», «Салки» | П/игра «Кто быстрее» | ||
Проектная деятельность | «Камни-талисманы», | «Моя кормушка» | Проектно-исследовательская деятельность: «Какие семена всходят быстрее?», «Овощные культуры», «Злаки», «Бобовые культуры». | |||||||
Туристско-краеведческая деятельность, экскурсии, Целевые прогулки | Экскурсия « Ищем осень» (сбор природного материала | «Посмотри на звёздное небо» | ||||||||
Трудовая деятельность | Высадка рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке. | Субботник «Чистый дом – чистый двор - чистый город» | ||||||||
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, олимпиады. | Конкурс рисунков «Осенний лист – краса природы». | Познавательная игра Поле чудес «Эти замечательные животные» | Операция «Кормушка» | Экологический плакат «Природа в опасности!», | Фотоконкурс «Природа нашего края» |
- Воспитание ценностного отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе.
Задачи.
- Расширять представление о душевной и физической красоте.
- Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
- Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы об эстетических идеалах и ценностях | «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | «Как выразить настроение» | «Чем сердиться лучше помириться», | Поэтический час «Только доблесть живет вечно». | «Как видит и отображает мир художник» | Встречи с интересными людьми посёлка | Х. К. Андерсен. "Соловей". Сказка о Соловье как призыв любить живую природу | «Покорители космоса (В. Терешкова и С. Савицкая)», | «Кого сегодня можно считать героем?», |
Творческая деятельность, конкурсы, праздники. | «Мой дом, мое село. Мой любимый уголок» Фото-выставка | Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма «Бабушкин сундук» | Конкурс чтецов «Созвучье слов живых». | Украсим школу к празднику, конкурс «Новогодняя сказка» | 2 тур фестиваля «Класс года» - неделя русского языка | 2 тур фестиваля «Класс года» - неделя литературного чтения Звездный час «Защитники земли Русской». | 3 тур фестиваля «Класс года -яркие звёздочки» «Славим руки мамочки» конкурс стихов | Закрытие фестиваля «Класс года» | «Возьми себе в пример героя» (конкурс по литературным произведениям о войне) |
Проектная деятельность | Проект «Село, в котором ты живёшь» «Чистота нашего посёлка» | «Здоровье – главное богатство». | Выпуск газеты для мам | «Семейные династии» | |||||
Конкурсы, акции «Самый...самый…самый» | Акция «Мой портфель» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Внешний вид ученика»» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Мой портфель» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Внешний вид ученика» | Рейд «У кого в порядке, книжки и тетрадки?» | Рейд «Самый чистый класс» |
Работа с родителями | «Семейный забег» в рамках осеннего Кросса наций | Зашита презентаций на тему: «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», | Неделя лыжного спорта Праздник с участием родителей | Родительское собрание «Семейные праздники и их значение для ребёнка» | Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» |
4 класс
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
- Формировать представления о различии хороших и плохих поступков;
- Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, и закреплять их знание;
- Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание;
- Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
- Воспитывать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим;
- Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;
- Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других;
- Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы по прочитанным произведениям | «Два товарища» Л.Н. Толстой | «Твои защитники» Л.А. Кассиль | «Рыцарь» В.К.Железняков | «Долг» В.Осеева | «Честное слово» Пантелеев | «Можно ли обижать больших» Ю. Ермолаев | «Матери» С.Капутикян «Мамины помощники» Я. Купала. | « Космонавт- 1.» М. В. Водопьянов | « Сын полка» Катаев |
Беседы на основе работы с пословицами, поговорками и загадками о поступках людей | Пословицы на тему «Грамоте учиться- всегда пригодится» | Беседа «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | Обсудим пословицы «Где тонко, там и рвётся» «На добрый привет и добрый ответ» | «Себя губит, кто других не любит» | Обсудим поговорки « Умелые руки не знают скуки», « Землю красит солнце, а человека труд» | Тема добра и зла в народных загадках | Беседа на тему «Трусливому зайке и пенёк-волк» | Пословицы и поговорки о дружбе. | Обсудим пословицу «Не спеши языком, торопись делом» «Делаешь наспех – сделаешь на смех» |
Беседы на основе просмотренных видео- и кинофильмов | «Приключение Электроника» | «Сказка о потерянном времени» | « Чук и Гек» | «Королевство кривых зеркал» | « Тимур и его команда» | «Бресткая крепость» | « Чучело» | Документальный фильм о космонавтике | «Золушка» |
Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, к окружающим и школьного и внешкольного этикета. | «Расскажи мне о себе» | «Что значит быть человеком» | «Твой самый решительный поступок в жизни» | «Все проходит, всё остаётся» | « Надо ли мстить за измену» | « Как стать смелым» | «Любовь и мудрость» | « Я и мои друзья» | « Я чувствую себя счастливым, когда…» |
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады. | Конкурс вежливости. | Конкурс стихов о доброте. | Олимпиада «Самый воспитанный | Викторина « Символика России» | Олимпиада «Мои права» | .Конкурс рисунков к «Дню защитника Отечества» | Конкурс газет к 8 марта. | Викторина « Я люблю тебя, Россия» Викторина о космосе. | Конкурс «Славные сыны родного края» Конкурс рисунков «Детский рисунок против войны» |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Акция « Помоги малышу» | «Подарок моим друзьям» | Тимуровский рейд | Акция «Помоги ближнему» | Идём в гости в детский сад (строим малышам снежную крепость) | Акция «Милосердие» | Тимуровский рейд. | Помощь моим близким. | «Помоги ветерану» |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | День Знаний | Открытый урок чтения | Праздник «Мамочка, милая моя» | Новый год шагает по планете | Рождественские посиделки | Встречаем весну «Масленица» «А ну-ка мальчики» | Праздник « Весенняя капель» «А ну-ка девочки» | Праздник « Мы –дети галактики» | Митинг 9мая. День Победы. Праздник « Начальная школа, прощай!» |
Игровая деятельность | « Мы идем на выборы» | «Знаешь ли ты свои права?» | « Познай себя- позная других» | « Школа, которую мы строим» | Родители и мы. | « Как бы ты поступил, если…» | «Размышляем друг о друге» | « Слепой и поводырь» | « Куда звонить, когда тебе плохо» |
Работа с родителями. | Родительское собрание « Дерево семьи» | Дискуссия « Обсуждаем правила поведения» Совет класса, дети и родители. | Семейная викторина « Королевство Доброты» | Родительское собрание «Как сделать, чтобы получение знаний приносило радость?» | « Папа, мама,я- дружная семья» | Конкурс «Самая Читающая семья» | Круглый стол « Тепло родного очага» | « День семьи» | Родительское собрание « Светлая дружба греет сердца» |
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; о нравственных основах учёбы, труда и творчества;
- Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- Формировать представления об основных профессиях;
- Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей;
- Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Познавательные беседы, классные часы (с приглашением родителей) | « Славные сыны родного края» | « Все профессии нужны, все профессии важны» | « Ремёсла вчера и сегодня» | « Без труда ничего не даётся» | «Творчество мастеров родного края» | «Профессия моего папы» | «Профессия моей мамы» | « Как работали наши бабушки и дедушки» | « Учёба – это тоже труд» |
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, фестивали | « На все руки мастера» Выставка. | Конкурс рисунков «Наши родители на работе» | «Лучший плакат на тему труда» Конкурс. | « Это я сделал своими руками» Выставка | «Ладушки» ( игровая программа) | Конкурс « Папа на все руки мастер» | « Моя мама мастерица» Конкурс | Конкурс поделок «Русский пряник» | Выставка ( подведение итогов за год) « Всё сами своими руками» |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Субботник по уборке территории школы. | Десант чистоты. | Сбор макулатуры. | Шефская помощь ветеранам труда» | Мы всегда готовы помочь. («Родничок») | Трудовая Акция « Поможем одинокой бабушке» | Сбор макулатуры. | Шефская помощь первоклассникам. | Субботник « За чистый парк» |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | Конкурс продолжаем съёмки видеофильма «Мы» | Школьная ярмарка «Город мастеров» | 1тур конкурса Класс года | Фестиваль Класс года | 2тур конкурса Класс года Математическая неделя | «Досуг с плюсом.» | «Народные промыслы» | Конкурс необычный урок. | «Весёлые поварята» |
Проектная деятельность | « Мир профессий | «Математика- царица наук» | « Древние ремёсла» | Сувенирная мастерская Деда Мороза | « Кем я хочу стать» | « Язык мой- друг мой» | « Длина и её измерение» | « Труд в жизни людей» | Проект «Русская кукла» |
Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, походы. | Экскурсия «Калинка» (Профессия швеи) | Экскурсия « Мастера причёски» | Идем в гости к главе Ачитского городского округа. | Экскурсия на « Керамический завод» г. Кунгур | «Дороги, дороги.. ( идем в ДРУ) | Экскурсия на стекольный завод.. Натальинск | «Общаемся с медиками» (заочное путешествие в мир медицины) | Экскурсия «Знакомство с профессией провизор» | «Познаем тайны посёлка» (Экскурсия) |
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы-размышления | «Человек и животные | Зачем нужна «Красная книга». | « Собака-друг человека» | «Как помочь природе убрать наш мусор» | Беседа об отношении к «друзьям» нашим меньшим. | Беседа по произведениям М.М. Пришвина. | « Три клада у природы есть» | «Заботливый цветок» ( о лекарственных растениях) | « У природы нет плохой погоды» |
Классные часы | «Красоты Урала» | «Писатели об осени» | « Наш природный мир» | « Мой мир природы» | «Домашний питомец» | « Наш природный мир» | «Приходи, весна!» | «Земля- наш дом родной» | « Мы в ответе кого приручили» |
Экологические акции, праздники | «Обряды осени» | «В гостях у Берендея | «Спешите делать добро» | Акция « Покормите птиц» | Праздник «Здравствуй, лето» | ||||
Проектная деятельность | «Грибы нашего леса» | « Мой родной край» | «Кладовые Земли в нашем доме» | Проект «Кормушка» | « Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины» | «Путешествие по стране» | Проект «Строим скворечник» | «Птицы в посёлке | Проект « Путешествие по стране» |
Туристско-краеведческая деятельность, экскурсии, | Экскурсия на Ачитский пруд. | В осенний парк. | . | Экскурсия. «Кунгурская пещера» | « В зимний лес» | Экскурсия по историческим улицам Ачита | Экскурсия по родным окраинам. | Экскурсия в Краеведческий музей г.Красноуфимска» | |
Целевые прогулки | « На огород, цветник-осенью» | « В лес –рассмотрим старый пень» | « Как живёшь, Родник» | « К зимней берёзе» | « В гостях у лесничего» | « Есть ли под снегом живые существа» Рейд «Зеленого патруля» подкормка зимующих птиц» | О чём расскажет нам весна? | «Природные памятники» | « У родника» |
Творческая деятельность, конкурсы, выставки, олимпиады. | Конкурс поделок «Природные забавы» | Конкурс «Осенний букет» | 2 тур фестиваля «Класс года» Неделя окружающего мира | Выставка рисунков «Узоры на окне» | Олимпиада « Растения и животные Урала». | Фотоконкурс « Мой родной край» |
- Воспитание ценностного отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в учебно-воспитательном процессе.
Задачи.
- Расширять представление о душевной и физической красоте.
- Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
- Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.
- Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками | Тематика занятий | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Беседы об эстетических идеалах и ценностях | « В мире красоты музыкальных звуков» | «Доброе слово, что ясный день» | «Ежели вы вежливы.» | «Красота сердца дорого стоит» | « Узнай себя» | «Дорогою добра» | «Наполним музыкой сердца» | « Что такое хорошие манеры» | « Я иду на выставку, я иду в музей» |
Досуговая развлекательная деятельность (досуговое общение) | « В мире звёзд и высоких слов» | «День радости» | «Волшебная страна – Лукоморье» ( инсценируем) | Конкурс «Золушка» | « Волшебные зонтики» (Викторина по сказкам) | «День любви» | «Музыкальный ринг» | « Подари другому праздник» | «Азбука вежливости» |
Творческая деятельность | «Сочиняем сказку …». | «Удивлениям нет конца» | « Я Вам пишу..» | Украсим школу к празднику Конкурс «Новогодняя сказка» | 2 тур фестиваля «Класс года» Неделя русского языка | 2 тур фестиваля «Класс года» Неделя литературного чтения | 3 тур фестиваля «Класс года» - «Яркие звездочки» | Подведение итогов и закрытие конкурса «Класс года» | Составляем словарь вежливых слов. |
Проектная деятельность | « Любимые персонажи литературных произведений» | «Встреча с радугой» | « Великие русские художники» | « Музыка в моём сердце» | Рукотворное чудо» | Конкурс «Красота русской косы» | «Красота родного языка» | « Дом, в котором ты живёшь» | «Мир похож на цветной луг» |
Прогулки в природу | « У солнышка в гостях» | «Как прекрасен этот мир» | « О чём расскажет тишина» | « Живи, родник» | « Звёздное , звёздное небо» | «Музыка природы» | «Тучкины штучки» | « О чём расскажет нам листок» | « Цветёт мой сад» |
Конкурсы, акции «Самый, самый…» | Акция « Мой портфель» | Акция «Самый аккуратный учебник» | Акция «Внешний вид ученика» | Акция « Самый аккуратный учебник» | Акция « Мой портфель» | Акция «Книжкина больница» | Рейд « У кого в порядке, книжки и тетрадки» | Конкурс « Самый, самый прилежный» | Акция «Самый чистый класс» |
Игровая деятельность | «Хорошие манеры» | « Я иду в гости» | « Как одеваться в разное время» | «Жители солнечной страны» | «Я иду на выставку и в музей» | «Подари подарок» | «Прогулка с друзьями во дворе» | « Я иду на праздник» | «Угадай-ка» |
Работа с родителями | Круглый стол «Как прекрасен этот мир» ( об эстетическом воспитании) | «Мир семейных увлечении» | Родительское собрание «Воспитание –трудное дело» | Выбор дальнейшего пути: «за» и «против» | Праздничный бал «Прощание с начальной школой» |
Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
6. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
Программа составлена на 4 года по направлениям: "Я и мир", "Я и Отечество", и т. д....
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
В программе даны мероприятия по сплочению коллектива, по развитию индивидуальности, мероприятия по направлениям. СодержаниеПояснительная запискаКонцептуальные основы программыАнализ социально – п...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...