Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа составлена на 4 года по направлениям: "Я и мир", "Я и Отечество", и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dukhovno-nravstvennogo_razvitiya.docx | 68.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Вязники
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы №2
Маркелова Т.Н.
"___"___________2011г.
(М.П.)
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Учитель начальных классов
Репецкая Светлана Сергеевна
Концептуальные основы программы
(вводная часть)
Нормативно-правовая и документальная основа Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа Ν2» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) школы №2.
Концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Школьная программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и конкретизирует задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом Школа обязуется создавать условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы содержит четыре раздела.
Первый раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» .
Второй раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:
- основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;
- задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.
В третьем разделе «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
Четвёртый раздел «Содержание воспитания» (тематические блоки).
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа Ν2 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» носит практико-ориентировочный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определённые в Концепции и данной программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.
Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются также как рекомендательные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе осуществляется с учётом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы на ступени начального общего образования отражён национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), считаем необходимым обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.
На основе национального воспитательного идеала Школой формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, Школой определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание обучающимся ценности человеческой жизни,
формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу
для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной
безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2. Совместная деятельность образовательного учреждения,
семьи и общественности по духовно-нравственному развитию
и воспитанию обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только школой, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива Школы.
При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период её истории позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы Школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласуются с планами воспитательной работы Школы. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно- ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и
3. Планируемые результаты
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов Духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах,
проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Содержание программы на 2011-2012 учебный год
«Азбука нравственности»
Направления в работе | Мероприятия | Ожидаемые результаты | |
«Я и мир» | - «День знаний» (посвящение в первоклассники, экскурсия по школе). Кл. час -«Я – ученик» (правила для учащихся). -Ролевые игры: «Доброе слово», «Как вести себя за столом», « Телефонный этикет» и др. - Чтение рассказов о доброте и отзывчивости. -«Всеобщая декларация прав человека» -Экскурсия в городскую библиотеку . Кл. час -«Человек среди людей», «Я – гражданин». -Играем в национальные игры народов России. | Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности | |
«Я и Отечество» | Проект -Кл. час «Россия-Родина моя». - День народного единства. -Дни воинской славы России. - Герб родного города. -Акция «Цветок ветерану». | Формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества | |
«Я и культура» | -Конкурсы пьес-сказок . -Новогодняя сказка. -Организация и проведение народных праздников. -«Осенний марафон» -Экскурсия «Природа и поэзия» -«Вместо елки – новогодний букет» -Посещение художественных выставок. | Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика | |
«Я и труд» | Кл. час -«Труд человека кормит, лень портит», «Правила учебного труда», «Тысяча профессий» и др. Проект «Мой класс и моя школа» -Занятия по конструированию. «Декоративно-прикладное искусство». -Акция «Мастерская деда Мороза». -Акция « Поможем птицам». -Мои поручения в классе и дома. -Родительское собрание «Труд и игра в жизни школьника». | Формирование у школьника культуры труда, этики трудовых отношений | |
«Я и здоровье» | -Уроки здоровья для первоклассников: «Твой режим дня», «Питание и здоровье» и др. Соревнования -«Веселые старты» -«Папа, мама, я – дружная семья» -«Мой безопасный маршрут в школу» Конкурс рисунков « Если хочешь быть здоров!» | Формирование у школьников культуры здоровья и интереса к спорту и оздоровлению | |
«Мы учимся для жизни » | Проект «Мой класс и моя школа»
-Экологические праздники. -«Любить всё живое» (тексты для чтения о бережном и заботливом отношении к природе) | Формирование ценностного отношения к природе |
Содержание программы на 2012-2013 учебный год
«Экология души»
Направления в работе | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Ожидаемые результаты |
«Я и мир» | -Беседы: « Какой я? Кто я?», « Хочу все знать», « Я и мы», « Золотое правило уважения» и др., чтение текстов о доброте и отзывчивости. -Урок православия «Религии русского народа». -Заочное путешествие по музеям России. -Клуб интернациональной дружбы (систематизация представлений о народах Российской Федерации, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны). КТД -«Путешествие в страну Законию». | В течение года Ноябрь Декабрь В течение года Апрель | Педагог Педагог, религиозные деятели Педагог, ЦДОД педагог-организатор АлексееваН.В. Педагог Педагог | Понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, доброжелательности |
«Я и Отечество» | Беседы : -«Народные праздники», -« С чего начинается Родина?», -« Русский богатырь Илья Муромец», - « Моя малая Родина», -«Герои земли Владимирской , их нравственный подвиг». -Музыкально-литературный час «Помним, любим и гордимся». - Акция подарок ветерану. -Экскурсия в школьный музей истории космонавтики . -Конкурс стихов « Пою мое Отечество». -Беседа : «Русский язык в нашем Отечестве». -Чтение произведений духовно-нравственной тематики. | В течение года Май Май Апрель Февраль Октябрь В течение года | ЦДОД, отдел гражданско-патриотического воспитания,педагог-организатор Алексеева Н.В. Педагог,ЦДОД руководитель музея боевой славы Педагог, учитель музыки Педагог Руководитель музея Педагог Педагог Педагог, родители | Формирование убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордится своей Родиной, изучает историко-духовное наследие. |
« Я и культура» | -Театрализованный конкурс « В гостях у сказки», -Общешкольное мероприятие «Созвездие» (12 апреля - День авиации и космонавтики)
-Беседы: «Красота в природе и внутри нас», «Наполни мир добром и радостью», «Радость жизни и творчества» -Экскурсии в природу: « Осенняя симфония», « Зимняя сказка» , «Весеннее преображение», «Цветочный карнавал» -Организация и проведение народных праздников. -Певческая и музыкальная культура Владимирского края. -Участие в различных видах творческой деятельности, выставках, конкурсах художественного творчества. -Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание». | Декабрь Апрель В течение года Октябрь Январь Апрель Июнь В течение года В течение года Октябрь | Зам. директор по ВР, педагог, родители Педагог доп. образования, руководитель школьного музея истории космонавтики Педагог Педагог, родители Зам. директор по ВР, педагог, родители Педагог, руководитель музея «Песни 20 века» Педагог. родители Педагог | Умение видеть прекрасное в окружающем мире |
« Я и труд» | -Выставка « Сделай сам», -Кл. час «Путешествие в страну Умельцев». -Игра « Цепочка добрых дел». -Беседы « Как хлеб на стол пришел», « Чем пахнут ремесла», «Терпение и труд всё перетрут» и др. -Экскурсия в музей: « Духовно-нравственные традиции крестьянского труда на Руси». -Экскурсии знакомящие с трудом людей. | Февраль Ноябрь Октябрь, апрель В течение года Январь В течение года | Педагог,родители Педагог Педагог Педагог, родители ЦДОД, педагог-организатор Алексеева Н.В. Педагог, родители | Развитие навыков самообслуживания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
« Я и здоровье» | -Организация физкультминуток
-Выставка рисунков « Нет вредным привычкам». -Праздник «Друзья Мойдодыра». -Занятия- практикумы: « Опрятно и красиво одеваться», « Как оформить свою комнату», и др. -Беседы: « Зачем делать утреннюю зарядку?», « Умеешь ли ты пить и есть?» -« Русские народные игры» -Занятия в кружках | В течение года Ноябрь Декабрь В течение года В течение года | Педагог, педагог физической культуры Педагог, валеолог Маширова Н.А. Педагог, родители Педагог, учителя технологии Педагог, валеолог Маширова Н.А. Педагог Педагоги дополнительного образования | Осознание учащихся заботиться о своем здоровье, укрепление здоровья школьников. |
« Мы учимся для жизни» | -Проект « Школа трудолюбия» (озеленение начальной школы, цветник у школы). -«Красная книга Владимирской области». -Экологическая деятельность по месту жительства. | В течение года Апрель В течение года | Педагог, родители ЦДОД педагог-организатор Алексеева Н.В. Педагог, родители | Эстетическое отношение детей к окружающему миру и труду как к источнику радости и творчества |
Содержание программы на 2013-2014 учебный год
«Семейный очаг»
Направления в работе | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Ожидаемые результаты |
« Я и мир» | -Беседы: « Бабушки и дедушки- источники мудрости», « Что значит быть хорошим сыном и дочерью?», «Семейные традиции», «Мир увлечений нашей семьи». -« Традиционные праздники русской семьи». -Игры-тренинги « Давайте говорить друг другу комплементы»; философские игры: «Любовь», «Истина», «Любовь к ближнему»; игры на развитие языка чувств. -Конкурс сочинений « Я люблю свою маму», « Об отце говорю с уважением». -Устный журнал «Моя родословная». | В течение года Январь Февраль Март Апрель | Педагог, родители ЦДОД, педагог-организатор Алексеева Н.В. Педагог Педагог Педагог, родители | Формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям. |
«Я и Отечество» | -Благотворительная акция «Звезды Победы». -Заочное путешествие « Здесь живет моя семья». Исследовательский проект «История Российского флага» -День открытых дверей «Школьный день вместе». -Конкурс театрализованной песни « Песни в солдатских шинелях». -Встречи с ветеранами войны и труда « Мы вместе». -Праздник «Осенины» (о традициях и обычаях родной страны). -Народные праздники. | Май Октябрь Ноябрь В течение года Февраль Февраль Октябрь В течение года | Педагог, родители Педагог Педагог, ЦДОД педагог-организатор Алексеева Н.В. Педагог, зам. директора по ВР Педагог, родители зам. директора по ВР, учитель музыки, Зам. директора по ВР, педагог, учитель музыки, Педагог, родители Педагог, педагог – оранизатор, родители | Формирование уважения к членам семьи, привлечение родителей к жизни класса и школы, расширение знаний традиций Русской культуры. |
« Я и культура» | -Творческий проект «Герб твоей семьи» -Праздник: « Милые мамы». -Беседы: «История русского этикета», «Традиционные праздники русской семьи». -День славянской письменности и культуры. -Беседы: « Русское народное творчество», « Традиции моей семьи», « Как проживешь, так и прослывешь». -Конкурс документального рассказа «Мои родные защитники Родины». -Родительское собрание «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка». | Октябрь Март, Декабрь Май В течение года Май Февраль | Педагог, родители Педагог,родители Педагог Педагог Педагог Педагог Педагог, психолог школы | Изучение традиций своей семьи, формирование ценностного отношения к членам своей семьи. |
« Я и труд» | -Беседа с элементами игры «Парад профессий». -Изготовление поделок и сувениров к праздникам « 8 марта», « День защитника Отечества», « 9 мая». -Конкурс-выставка «Умелые руки». -Беседа: «Хлеб всему голова». -Родительский вечер «Мир увлечений нашей семьи» | Март В течение года Апрель. Май Февраль | Педагог Педагог Педагог, родители Педагог Педагог | Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, укрепление традиций семьи. |
« Я и здоровье» | -Семейный праздник « Большие гонки» -Встречи родителей со специалистами- врачами « Здоровье детей в наших руках». -Экскурсия в аптеку « Мои друзья витамины». -Конкурс « Смак» (любимые блюда нашей семьи). -Поход « Вместе весело шагать…» | Апрель Декабрь Ноябрь Март Май | Педагог, учитель физкультуры,родители Зам. директора по ВР, педагог, мед. работник школы Педагог Педагог,родители Педагог, педагог физической культуры, родители | Вовлечение всех членов семьи в спортивно- оздоровительные мероприятия, формирование основ здорового образа жизни. |
«Мы учимся для жизни» | -Экологические праздники. -Конкурс рисунков « Береги природу, наш дом», -Беседа-размышление «Обсудим статьи из экологических журналов». | В течение года А прель Март | Педагог, родители Педагог Педагог |
Содержание программы на 2014-2015 учебный год
«Гармония и здоровье»
Направления в работе | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Ожидаемые результаты |
« Я и мир» | -Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» -Беседы «Спартанцы, кто они?», « Из истории олимпийского движения». -Ветхий Завет о благочестии, мирности, совестливости, милосердии. -Работа с русскими народными пословицами и поговорками. -Воспитательное дело «Вавилонская башня». -Игры-тренинги | Октябрь В течение года Март В течение года Ноябрь В течение года | Педагог Педагог Педагог Педагог Педагог Педагог | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, привитие ему основополагающих принципов нравственных качеств на основе православных и культурно-исторических традиций России. |
« Я и Отечество» | -Исследовательские проекты «История Российского герба», «История появления гимна России» -Акция «Добрые дела» ( помощь пожилым людям) -Конкурс рисунков « Наша армия». -Конкурс песни « Песнь могучая, песнь раздольная». -Уроки мужества. -Творчество писателей и поэтов Владимирского края. -Литературно-музыкальная композиция «Мы должны помнить» (выступление перед ветеранами ВОВ). | В течение года В течение года Февраль Апрель Февраль Октябрь Май | Педагог, ЦДОД педагог-организатор Алексеева Н.В. Педагог,родители Педагог, Педагог, зам. директора по ВР, учитель музыки Педагог Педагог, городская библиотека Педагог, учитель музыки | Развитие общественной активности учащихся, расширение знаний о своем крае и России |
«Я и культура» | -Конкурс рисунков и плакатов « О спорт, ты мир!». -Природа нашего края в стихах и рассказах. -«Красота родной природы (в реальной жизни и в пейзажах художников)» -Конкурс стихов и рисунков о природе нашего края. -Русские народные зимние традиции: - Колядки; - Масленица; -Рождественские посиделки. -Создание предметов искусства | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь, Февраль Апрель | Педагог Педагог, библиотекарь, Педагог, библиотекарь Педагог, родители Педагог, зам. директора по ВР, родители,педагог-организатор Педагог, родители | Развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами. |
« Я и труд» | -Работа в уголке живой природы -Самообслуживание и дежурство в классе(выполнение поручений) -Акция « Осенняя неделя добра» -«Весенняя неделя добра» -Занятие в кружках по интересам -Беседы: « Кем быть?», «Мир твоих увлечений». -Классный час-презентация «Любимое дело-моё счастливое будущее». | В течение года В течение года Сентябрь- октябрь Апрель В течение года В течение года В течение года | Педагог Педагог Педагог, родители Педагоги доп. образования Педагог Педагог | Воспитать положительное отношение к труду как к важнейшей ценности жизни |
« Я и здоровье» | -Беседы: « Спорт и здоровье», « В здоровом теле - здоровый дух!», « Не навреди себе, не навреди Земле». -Военно-спортивный праздник «Богатырские забавы». -Соревнования по лыжам « Олимпийцы среди нас» -Занятия по секциям «Баскетбол» « Футбол» Конкурс сочинений « Спорт в моей семье». -Поход « За здоровьем на природу» -Родительское собрание «Забота родителей о физическом развитии и здоровье младших школьников» | В течение года Февраль Декабрь В течение года Апрель Май Октябрь | Педагог, валеолог Зам. директора по ВР, педагог, учитель физкультуры Педагог, учитель физкультуры Педагог,педагог физической культуры Педагог,родители Педагог, педагог физической культуры,родители Педагог | Выработать у учащихся потребность в постоянном укреплении своего здоровья и занятиям разными видами спорта. |
« Мы учимся для жизни» | Проект « От детской игрушки до изобретения» | В течение года | Педагог,родители |
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников разработана на четыре года в соответствии с ФГОС НОО. В нее вошли цели и задачи, ценностные установки духовно-нравственного ра...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
В программе даны мероприятия по сплочению коллектива, по развитию индивидуальности, мероприятия по направлениям. СодержаниеПояснительная запискаКонцептуальные основы программыАнализ социально – п...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...