Тема: «Что мы знаем о часах?»
классный час (4 класс) на тему
Цель: развитие временных представлений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения часов; расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
2.Развивать интерес к технике, бережное отношение к приборам,расширять кругозор, обогащать словарь детей
3.Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, мультфильм «Фиксики».
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Основные методы работы учащихся:
Словесный: изложение материала, беседы, инструкции, обсуждения, анализирования.
Наглядный: мультфильм, компьютерная разработка, иллюстрации.
Практический: творческая работа.
Поисковый: участие в коллективном решении поставленной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_chasy.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
В группе продленного дня 3 - 4 класс
«Что мы знаем о часах?»
Олина Ирина Борисовна
Воспитатель ГПД
Тема: «Что мы знаем о часах?»
Цель: развитие временных представлений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения часов; расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
2.Развивать интерес к технике, бережное отношение к приборам, расширять кругозор, обогащать словарь детей
3.Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, мультфильм «Фиксики».
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Основные методы работы учащихся:
Словесный: изложение материала, беседы, инструкции, обсуждения, анализирования.
Наглядный: мультфильм, компьютерная разработка, иллюстрации.
Практический: творческая работа.
Поисковый: участие в коллективном решении поставленной задачи.
Ход занятия: 1.Мотивационно–целевой этап:
1.1 Сюжет (0.5мин).
Звучит песенка «Часики» из мультфильма «Фиксики», (фиксипелки).
1.2 Обсуждение сюжета (2мин)
О чем эта песенка? Дети отвечают: о часиках. Что делают часики? Дети отвечают: идут. Ребята, наверное, вы уже поняли, о чем мы сегодня на занятии будем говорить? Дети отвечают: о часах, и как они идут. А зачем человеку нужны часы? Дети высказывают свои предположения. Чтобы разобраться в этом, сначала послушайте небольшое стихотворение: Шли часы через дорогу, На свиданье к носорогу, А навстречу шли часы За батоном колбасы. Шли часы в библиотеку, Шли на поезд и в аптеку, Шли часы на самолет, И с коньками шли на лед. Шли часы на именины, Шли в музей смотреть картины, Шли в кино и на футбол, Шли купить красивый стол. Шли часы на одеяле, Шли на башне на вокзале, Шли, чирикая в кармане, Кукарекая в тумане, Шли часы по всей стране, Шли кукуя на стене, Под подушкой у меня Шли заливисто звеня!
1.3 Постановка проблемы (6.5мин)
О чем это стихотворение? Дети отвечают: о том как шли все время куда – то часы. Что показывают часы? Дети отвечают: время. Значит, часы идут и время идет. Куда идут часы со временем? Дети высказывают свои предположения. На самом деле они никуда не уходят, просто так говорят, просто часы, как и время не стоят на месте, они движутся «ходят». Время тоже «идет»: вы пришли в школу рано утром, было еще темно, а сейчас день, светит солнышко, потом придет вечер, ночь и так далее. А зачем часы «ходят»? Дети высказывают свои предположения. Чтобы люди знали, когда им идти на работу, когда ложиться спать, когда вставать утром. Итак давайте сделаем вывод: часы человеку нужны, чтобы ориентироваться во времени.
А можно ли остановить часы и время? Дети высказывают свои предположения. Разобраться с этим вопросом нам поможет мультфильм. Смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики» Часы». После просмотра обсуждение: Что хотел сделать мальчик? Удалось ли ему замедлить ход часов? К чему это привело? А удалось ли мальчику приостановить время? Дети отвечают. Давайте сделаем вывод: Часы можно остановить, а время нет. Итак, что мы выяснили: время идет, часы идут, с помощью часов человек ориентируется во времени. – А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, как люди ориентировались во времени?
1.4 Задание для следующего этапа, (0.5 мин).
– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)
2. Ориентационный этап: (1.5мин)
А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу. Посмотрите на слайд: Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться. Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными? Солнечные часы придумали древние египтяне. А какими еще часами пользовались в древности? Что мы знаем о часах? Тема нашего занятия: «Что мы знаем о часах?.
3.Содержательно – операционный этап
3.1 История возникновения часов (7мин) (просмотр презентации на ряду с комментированием) Пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
– Как вы думаете, почему? Дети высказывают свои предположения
– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. Посмотрите на картинку. (дети смотрят на изображение слайда) У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.
Придумали люди и другие часы: . (дети смотрят на изображение слайда) В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.
– Как вы думаете, удобны ли эти часы?
– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. . (дети смотрят на изображение слайда) Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.
Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.
На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. (дети смотрят на изображение слайда) В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)
3.2 Живые часы (5мин) – А вы слышали про живые часы? Разобраться в этом помогут загадки: Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”. – Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.
Послушайте другую загадку:
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"
Это луговые часы одуванчики. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.
Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. (дети смотрят на изображения слайдов) А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в школу, на работу.
3.3Физкультминутка.(3мин)
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора.
(Дети садятся за парты.)
3.4 Современные часы (8мин) А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. (просмотр презентации на ряду с комментированием) .
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец. (дети смотрят на изображение слайда)
А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)
Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк. (дети смотрят на изображение слайда)
У вас дома наверняка есть часы-будильник. (дети смотрят на изображение слайда)
Зачем нужны такие часы?
– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными. (дети смотрят на изображение слайда)
Часы, висящие на стене, — называют настенными. (дети смотрят на изображение слайда)
А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)
– Как вы думаете, где стоят напольные часы?
– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. (дети смотрят на изображение слайда)
Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
– Какие часы "умеют куковать"?
– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час. (дети смотрят на изображение слайда)
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.
Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны! (дети смотрят на изображение слайда)
Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (дети смотрят на изображение слайда)
Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. (дети смотрят на изображение слайда)
Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.
Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.
А самые точные часы - это атомные часы. По ним сверяется весь мир. (дети смотрят на изображение слайда)
4. Контрольно - оценочный этап занятия.
4.1 Работа по закреплению знаний: мини – викторина(5мин)
Ребята, разделитесь на три команды. Каждой команде дается чистый лист и конвертик с вопросами. Каждой команде нужно будет ответить на вопросы, которые запечатаны в этом конвертике, они одинаковые для каждой команды. На счет: раз, два, три один из участников команды вскрывает конверт, достает вопросы, читает, все участники команды слушают, затем обсуждают, кто – то записывает правильный ответ на чистом листке. в это время играет песенка «Часики», для того, чтобы дети не прислушивались друг к другу. Через три минуты листки с ответами кладем на учительский стол и проверяем. Сколько правильных ответов, столько и баллов зарабатывает команда.
Вопросы:
- Зачем нужны часы?
- Какие старинные часы вы знаете?
- Какие "природные" часы вы знаете?
- Какие виды современных часов вам знакомы?
- Какие виды часов относятся к домашним?
- Какие часы относятся к уличным?
Проверяем ответы и делаем выводы: Часы нужны для ориентации во времени. Старинные часы – это солнечные, водяные, песочные. Природные часы: петухи, одуванчики, кувшинки, цветочные часы, поющие птицы весной и летом ( жаворонок, соловей, зяблик). Современные часы: (механические и электронные) наручные, часы-малютки, карманные, будильник, настенные, напольные, уличные и башенные., атомные. Домашние часы: будильник, настенные, часы с кукушкой, напольные. Уличные: часы сказка, куранты.
4.2 Рефлексия (1мин)
Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Какое открытие вы сделали для себя сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?
4.3 Конкурс рисунков (7мин) Каждая команда нарисует часы (любые, какие захочется). Затем повесим на доску, каждый учащийся поставит по 1 баллу любым двум рисункам, можно своему, потом посчитаем баллы, и по сумме двух конкурсов выберем лучшую команду. Награждаем лучшую команду, в это время воспитатель благодарит детей за внимание и работу на занятии и говорит слова – пожелания: Желаю вам никогда не теряться во времени, идти в ногу со временем, а в этом вам помогут часы, о которых вы сегодня узнали много нового и интересного.
Литература:
- Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
- Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
- Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
- Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
- Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
- Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.
Интернет- ресурсы: .http://bio.1september.ru/ . http://sbio.info/ http://uchkopilka.ru/ http://nsportal.ru/ http://ped-kopilka.ru/ http://www.youtube.com/
http://detsadi-spb.ru/life/new-year/poetry/pro-chasy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 3-4 классов по теме "Что мы знаем о музыке?"
В тесте представлены общие вопросы на разные темы. Тест можно использовать как разминку в начале урока как в третьем, так и в четвёртом классе....
Презентация к викторине по теме "Что мы знаем о войне 1812 года?"
Презентация к викторине по теме "Что мы знаем о войне 1812 года?"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА По теме: Что мы знаем о предложении.
ФИО (полностью)Сенчук Елена Михайловна Место работыМКОУ «Любино-Малоросская СОШ» с.Любино-Малороссы Любинского МР Омской области ДолжностьУчитель начальных классов ПредметРусский ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что мы знаем о своей стране?».
Конспект урока по окружающему миру.Тема: «Что мы знаем о своей стране?»....
Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"
Урок-рефлексия с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...
Методическая разработка (1класс) по теме: "Что мы знаем о предложении?"
Систематизация знаний учащихся о предложении, формирование умения употреблять предложения в речи....
Урок русского языка ( 2 класс) по теме:"Что мы знаем о видах предложения по цели высказывания?"
Обобщение знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания; развитие умений различать предложения по цели высказывания, употреблять в речи разные по цели высказывания предложения; развит...