ВЫступление на педагогическом совете
учебно-методический материал на тему
Духовно-нравственное воспитание-одно из аспектов воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno_nravstvennoe_vospitanie_detei.odt | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
124489 г. Москва, г. Зеленоград, корп. 603 А тел./факс: 8(499)736-75-15
ОГРН 1027739319156 http:// s854zg.mskobr. ru
ИНН\КПП 7735099084/773501001 854@edu.mos.ru
Выступление на педагогическом совете
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ"
Москва, 2014 Подготовила Учитель Кремнева Л.А. Школа 854 «Мы не должны забывать о своем Д. Лихачев
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка. Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная. Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности. Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.». Т.Е. система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. В содержание духовно-нравственного воспитания входят: События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края. Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий). Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение. Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.
Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка. Задачи образования: Познавательные: 1.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств. 2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку. 3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. 4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян. 5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. 6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). 7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа. 2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым. 3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Развивающие: 1. Развивать интеллектуальные способности детей; 2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную); 3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое; 4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое; 5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик) Дидактические средства: Традиции, обряды народных праздников и быта россиян; Былины, сказки, пословицы (фольклор); Народные игрушки; Предметы быта; Предметы декоративно-прикладного искусства; Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта; Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории; Фотографии; Репродукции, иллюстрации;; Схемы, модели, символы (геральдика); Видео, аудио продукция. Система планирования: а) перспективное планирование по возрастным группам; Согласно перспективному плану мы последовательно проводим ознакомление детей с обычаями, традициями, обрядами, знакомим с народными героями. Совместно с детьми разучиваем … песни, пляски, заклички и т.д.. В НОД и кружковую деятельность включены краткие сведения о сути праздников, их истории, традициях, национальных особенностях празднования. Формы работы - с детьми: Первичная диагностика (сентябрь); Итоговая диагностика (июнь); Кружковые занятия по духовному воспитанию; Утренники; Интегрированные занятия до или после занятия-праздника; Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания; Беседы, беседы-обсуждения; Продуктивная деятельность (открытки к празднику); Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»); Разучивание стихов, песен к празднику; Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора.); Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам; Оформление фотоальбома «Наши праздники»; Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми; Посиделки-чаепития. -с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей с участием священника; анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; совместные с родителями праздники, спектакли; изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.); круглые столы с педагогами доу, священником; консультации; выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей; обмен опытом по духовному воспитанию в семье; выставки семейных работ к праздникам; индивидуальное собеседование.
- с педагогами и сотрудниками доу:
консультации; педсоветы, семинары-практикумы; научно-практические конференции; творческая лаборатория (работа творческой группы по годовому плану); круглые столы; мастер-классы; выставки методической, духовной, коррекционной литературы; экскурсии в Храм; лекторий, беседы, беседы-диспуты; подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми; анкетирование и тестирование; совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы; подготовка и проведение занятий-утренников; Утренники проводится в форме увлекательных игр, бесед или же просмотра детьми кукольного спектакля, театра, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчивается как правило угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д. Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо. Нужно отметить, что во время воспитательно-образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и направлять нравственную составляющую детского характера посредством арттерапии. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта. Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. На Троицу стараемся закрепить впечатления детей экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей), где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение и научиться правильно вести себя в Храме. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее. В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет: Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка. Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания. Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла. Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о традициях народа.
Годовое тематическое планирование.
Сентябрь Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. Октябрь Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров») -14 октября. Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)», «Осень». Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Выставка детских рисунков «Наш Покров». Ноябрь Игра со строительным материалом «Ступеньки». Беседа о честности, любви, доброте. Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы. Декабрь Занятие-утренник Праздник Введения во Храм Богородицы. (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» ) - 4 декабря. Драматизация рассказа «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм» Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций. Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря. Драматизация истории «Чудесный сон». Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая». Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником». Занятие по ручному труду (конструирование) на тему: «Корабль Святителя Николая». Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Нарисуй сказку». Январь Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним. Музыкальное занятие с использованием духовной музыки. Концерт «Христославы». Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки. Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: Восьмиконечная Вифлеемская звезда. Занятие-утренник Праздник Рождества. (Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -Вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп). Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки». Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству. Выставка детских работ «Рождественская открытка» Февраль Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне. Оформление фотоальбома «Наши праздники». Отбор видеоматериалов для фильма «Наши праздники» Беседы о традиционной кухне в Православные праздники. Встреча с церковным хором.
Март Занятие-утренник Масленица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу») ( неделя перед Великим Постом). Подвижная игра «Помоги бабушке(дедушке)». Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Масленица к нам пришла». Игра «Мирилка».
Апрель Занятие-утренник Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».) Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» Беседа о церковных колоколах. Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола» Целевая прогулка «Крестный ход». Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка». Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне. Май Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Чтение литературных произведений о лете. Беседа на тему: «Летние праздники». Июнь Занятие-утренник Троица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения Красной Шапочки»). Экскурсия в Храм на праздник Троицы. Занятие по изобразительной деятельности на тему: « Троица». Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования. Июль Занятие-утренник Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. (Кукольный спектакль-Сказка «Именинники»). - 12 июля. Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины». Музыкальная игра «Каравай». Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети. Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники» Август Занятие-утренник Яблочный Спас (Преображение Господне). (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа. Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Мои впечатления». Чтение художественных произведений для детей. Оформление фотоальбома «Лето Господне». Организация выставки детских работ «Праздники».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...