ВЫступление на педагогическом совете
учебно-методический материал на тему

Кремнева Любовь Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание-одно из аспектов воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno_nravstvennoe_vospitanie_detei.odt32.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

124489 г. Москва, г. Зеленоград, корп. 603 А                      тел./факс: 8(499)736-75-15

ОГРН 1027739319156                                                        http:// s854zg.mskobr. ru

ИНН\КПП 7735099084/773501001                                    854@edu.mos.ru

                      Выступление на педагогическом совете

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ"

Москва, 2014

Подготовила

Учитель Кремнева Л.А.

Школа 854

«Мы не должны забывать о своем 
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные  отличия  сохраняются
и в ХХI веке, если будем  озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»

Д. Лихачев

 

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития  гуманитарной культуры, ориентирующей  педагога на воспитание  подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей.  В Законе   РФ «Об  образовании» в  «центр»  воспитания  поставлены гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих  ценностей, свободного развития личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего  детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа добра и красива народная.

Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности. Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям  на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.    Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению  русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

Т.Е. система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

В содержание духовно-нравственного воспитания входят:

                     События  в потоке времени:  даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события  в жизни  семьи, города, края.

                     Судьбы  людей  в истории (близких ребенку, участников исторических событий).

                     Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.

                     Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.

 

Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Задачи образования:

                     Познавательные

1.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.

2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку. 

3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности  в жизни культуре россиян.

5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

6. Познакомить детей с традиционной  кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).

7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)

 

                     Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.

2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.  

                      Развивающие:

1.                 Развивать  интеллектуальные способности детей;

2.                 Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);

3.                 Развивать  мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;

4.                 Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;

5.                 Развивать эмоционально-волевую  сферу: (культуру, духовный  отклик)

Дидактические средства:

                     Традиции, обряды  народных праздников и быта россиян;

                     Былины, сказки, пословицы (фольклор);

                     Народные  игрушки;

                     Предметы  быта;

                     Предметы декоративно-прикладного  искусства;

                     Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов  быта;

                     Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;

                     Фотографии;

                     Репродукции, иллюстрации;;

                     Схемы, модели, символы (геральдика);

                     Видео, аудио продукция.

Система планирования:

а)     перспективное планирование  по возрастным группам;
б)     календарно-тематическое  планирование.

Согласно перспективному плану мы   последовательно проводим ознакомление детей  с обычаями, традициями, обрядами, знакомим  с народными героями. Совместно с детьми разучиваем … песни, пляски, заклички и т.д..

В НОД и кружковую деятельность включены краткие сведения о сути праздников, их истории, традициях, национальных особенностях празднования.

Формы работы

-  с детьми:

 Первичная диагностика (сентябрь);

Итоговая диагностика (июнь);

Кружковые занятия по духовному воспитанию;

Утренники;

Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;

Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

Беседы, беседы-обсуждения;

Продуктивная деятельность (открытки к празднику);

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Св. Николай»);

Разучивание стихов, песен к празднику;

Встречи с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора.);

Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

Оформление фотоальбома «Наши праздники»;

Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;

Посиделки-чаепития.

 -с родителями:

 родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей с участием священника;

 анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

совместные с родителями праздники, спектакли;

изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);

круглые столы с педагогами доу, священником;

консультации;

выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

обмен опытом по духовному воспитанию в семье;

выставки  семейных работ к праздникам;

индивидуальное собеседование.

 

- с педагогами и сотрудниками доу:

 

консультации;

педсоветы, семинары-практикумы;

научно-практические конференции;

творческая лаборатория (работа творческой группы по годовому плану);

круглые столы;

мастер-классы;

выставки методической, духовной, коррекционной литературы;

экскурсии в Храм;

лекторий, беседы, беседы-диспуты;

подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

анкетирование и тестирование;

совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы;

подготовка и проведение занятий-утренников;

Утренники проводится в форме увлекательных игр, бесед или же просмотра детьми кукольного спектакля, театра, в котором они принимают непосредственное участие. Заканчивается как правило угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.

Атмосфера игры и праздника, веселья,  угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо.

Нужно отметить, что во время воспитательно-образовательного процесса педагоги имеют прекрасную возможность формировать, и  направлять нравственную составляющую детского характера  посредством арттерапии.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и  близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. На Троицу стараемся закрепить впечатления детей  экскурсией к Храму (по письменному разрешению родителей), где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола в Пасхальные дни, послушать настоящее церковное пение и научиться правильно вести себя в Храме. Зачастую есть необходимость и в предварительной работе с ребятами, особенно перед  праздниками Рождества, Пасхи, Святителя Николая. Детям читают художественные произведения к празднику, учат с ними  стихи, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, иконы. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

В заключении хочется отметить: данная концепция работы духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет:

                     Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка.

                     Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

                     Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла.

                     Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

                     Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о традициях народа.

 

          Годовое тематическое планирование.

 

Сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Октябрь

Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров»)  -14 октября.

Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)», «Осень».

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Ноябрь

 Игра со строительным материалом  «Ступеньки».

Беседа о честности, любви, доброте.

Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

Декабрь

 Занятие-утренник Праздник Введения во Храм Богородицы. (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» )  - 4 декабря.

Драматизация рассказа  «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.

Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря.

Драматизация истории «Чудесный сон».

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником».

Занятие по ручному труду (конструирование) на тему:  «Корабль Святителя Николая».

Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Нарисуй сказку».

Январь

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.

Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.

Концерт «Христославы».

Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки.

Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: Восьмиконечная Вифлеемская звезда.

Занятие-утренник Праздник Рождества. (Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -Вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января.

Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп).

Занятие по ручному труду на тему:  «Ангел», «Рождественские открытки».

Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству.

Выставка детских работ  «Рождественская открытка»

Февраль

Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Отбор видеоматериалов для фильма «Наши праздники»

Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

Встреча с церковным хором.

 

Март

Занятие-утренник Масленица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»)

 ( неделя перед Великим Постом).

Подвижная игра «Помоги бабушке(дедушке)».

Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Масленица к нам пришла».

Игра  «Мирилка».

 

Апрель

Занятие-утренник Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора»

Беседа о церковных колоколах.

Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Целевая прогулка «Крестный ход».

Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Май

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

Чтение литературных произведений о лете.

Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

Занятие-утренник  Троица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения Красной Шапочки»).

 Экскурсия в Храм на праздник Троицы.

Занятие по изобразительной деятельности на тему: « Троица».

Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

Июль

Занятие-утренник Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. (Кукольный спектакль-Сказка «Именинники»). - 12 июля.

Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины».

Музыкальная игра «Каравай».

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

Посиделки-чаепитие совместно с родителями  «Наши именинники»

Август

Занятие-утренник Яблочный Спас (Преображение Господне). (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.

Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Мои впечатления».

Чтение художественных произведений для детей.

Оформление фотоальбома «Лето Господне».

Организация выставки детских работ «Праздники».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...