Методическая разработка занятия "Беседа по картинам В.М. Васнецова "Богатыри", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке "
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Методическая разработка по программе "Путешествие в мир искусства" для учащихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasnetsov_bogatyri_alenushka_ivan-tsarevich_na_serom_volke.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ "ЩКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по программе "Путешествие по миру искусства"
во 2 классе на тему:
"Беседа по картинам В.М. Васнецова "Богатыри", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке""
Разработала: Рупас Оксана Анатольевна
воспитатель
Подольск 2016
Беседа по картинам В.М. Васнецова "Богатыри", "Алёнушка", "Иван- царевич на сером волке"
Цель:
1. Познакомить детей с творчеством художника В. М. Васнецова.
2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.
3. Учить детей понимать сказочность содержания картины, видеть роль природы в передаче состояния героев.
4. Развивать познавательный интерес детей к русской истории.
Материалы и пособия: репродукции картин В.М.Васнецова "Богатыри", "Алёнушка", "Иван-царевич на сером волке", портрет В.М. Васнецова, компьютер, проектор.
Ход занятия
Я недавно была в очень интересном месте. Называется КАРТИННАЯ ГАЛЛЕРЕЯ. Это удивительное место, наполненное красотой. Там живут картины. Я предлагаю вам побывать там и узнать много нового и интересного.
Перед детьми портрет Виктора Михайловича Васнецова.
Посмотрите, это портрет знаменитого русского художника В. М. Васнецова. Он жил очень давно. Родился и вырос в деревне. С детства он любил слушать сказки. Зажгут, бывало в избе лучину (это деревянная палочка, её поджигали и огонь освещал избу). Так вот горит лучина, потрескивает, огонёк колеблится из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, что вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то Леший, не то Баба- Яга. Маленький Витя представлял себе различные сказочные персонажи. И когда он подрос, пошёл учиться в школу, учась, он часто рисовал и у него это очень хорошо получалось. А потом он пошёл учиться в Академию, где учат художников. Васнецов учился очень хорошо, много работал. Он придумал себе дом, очень похожий на сказочный дворец-терем, устроил в нём мастерскую, где писал картины. Сейчас в этом доме музей (показать иллюстрацию) .
Виктор Михайлович писал разные картины: пейзажи, портреты и картины на сказочные темы. Сегодня мы с вами познакомимся с тремя его такими картинами. Вот она первая картина.
Выставляется репродукция картины «Иван-царевич и серый волк».
Посмотрите, кто догадался, о ком эта картина?
- Как вы догадались, что это сказочные персонажи? (по одежде)
- Расскажите об одежде (вспоминают название предметов одежды: кафтан, кушак, парча и. т. д.)
- Как вы думаете, откуда Царевна? Она русская или заморская? Почему (ответы детей) .
- Похож её наряд на русский? Чем отличается?
- Посмотрите на лица героев? (Они испуганные). Почему?
- Как вы думаете, что с ними случилось? (Иван царевич похитил Елену- прекрасную у царя Далмата)
Посмотрите, как художник передал это в картине. Иван царевич бережно прижимает к себе царевну, как будто хочет её защитить, уберечь.
- Какой пейзаж окружает героев?
Могучие дубы, сосны, дремучий, густой непроходимый лес и героям трудно пробираться сквозь такую чащу. В лесу сумрачно, кажется, что ветви и коряги похожи на руки и хотят задержать, поймать Ивана царевича
- Кто помогает Ивану царевичу? Рассмотрим волка. Как бежит волк? (быстро). Как вы это определили.?
Вспомните, как заканчивается сказка? И в картине художник показывает нам, что-то светлое, сказочное. (ветка яблони распускается в мрачном лесу, её нежно-розовые цветы так же прекрасны, как чувства героев.
А вот другая картина. «Алёнушка».
- Как вы думаете, к какой сказке эта картина?
- Что изображено на картине?
- Где сидит девушка?
- Какая она?
- Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?
Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой судьбе. Вечер. гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, темные волосы рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.
Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув застыли молодые березки и осинки. Осень. Пожелтевшие листья падают на поверхность воды. Над головой Алёнушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь ее успокоить. Общий тон картины не яркий, в нем преобладаю темно-зеленые и красно-коричневые цвета.
- Как относится художник к героине. Как вы это поняли?
- Какие чувства вызывает эта картина?
А вот еще одна картина И.В.Васнецова "Богатыри".
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне, русичи: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.
В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
- Кто такие богатыри?
- Назовите имена богатырей, которых вы знаете?
- С кем воевали богатыри и за что?
Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.
Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.
-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри?
-Чем они отличаются?
-Чем отличаются их кони?
- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Готовность защищать Родину от врагов.)
- Кто изображён на картине художника Васнецова?( Три богатыря)
- Кто находится в центре картины?( Илья Муромец).
- Как вы догадались, что это Илья Муромец?( Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
В центре картины - крестьянский сын Илья-Муромец, самый старший и мудрый. Он восседает на черном коне, левой рукой придерживая поводья и копье, а правой прикрывая глаза от света. Обратите внимание, на его руке, приложенной ко лбу, висит булава - древнерусское оружие - утолщенный на конце железный жезл. Невероятно тяжелым должен быть он на самом деле. Но художник, подчеркивая мощь и силу Ильи Муромца, показывает, что богатырь как бы даже и не замечает его тяжести, пристально вглядываясь за горизонт.
- Кто слева от Ильи Муромца?( Добрыня Никитич)
Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена, наготове держит свой меч.
- Кто справа от Ильи Муромца?( Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.)
Справа самый юный витязь - Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела. Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.
- Куда смотрит каждый из богатырей?( Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)
- Что охраняют богатыри?( Землю русскую, её границы)
.
В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным: щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.
А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей. Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.
Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.
- А готовы ли вы, ребята, защитить нашу землю русскую? Тогда предстоят нам испытания великие. Готовы ли преодолеть их?
- Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями?
Наше путешествие по картинной галерее подошло к концу.
- С каким художником мы сегодня с вами познакомились?
- Какие картины он нарисовал?
Я очень надеюсь, что теперь картины Васнецова вы будете узнавать и не спутаете с другими художниками. Вы были внимательны и теперь сами сможете рассказать об этой картине друг другу, своим родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение - осознанно читать литературные произведения. В этом очень помогают ур...
Разработка урока литературного чтения с презентацией УМК "Школа России" по теме: Русские народные сказки. «Иван-Царевич и Серый Волк».
На данном уроке учащиеся в течении урока заполняют листы самооценивания....
Методическая разработка литературно-музыкальная композиция «Красная шапочка и серый волк»
Методическая разработка литературно-музыкальная композиция....
Методическая разработка по музыке Тема: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева.
Учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и...
КВН по серии мультфильмов "Иван царевич и Серый волк"
Самсонова Марина АнатольевнаУчитель начальных классовПрезентация 1 слайд. Ведущий: Здравствуйте, ребята мы начинаем наш КВНЯ приглашаю на сцену две команды по 5 человек!Ребят вы будите получать п...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...