Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Анжела Александровна Лисова

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

F:\Шапка внеурочка 1.jpeg

Программа внеурочной деятельности

по эстетическому направлению

«Очумелые ручки»

для учащихся 3 класса

Срок реализации 1год

Составитель: Лисова Анжела Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

п. Игрим

2015 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Очумелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами: желанием чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

2.Общая характеристика курса

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.

Задачи:

- обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- формировать эстетический, художественный вкус;

- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,

воображение,

- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                              

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

3.Описание места курса в учебном плане.

Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий для обучающихся 3 классов и рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов в неделю – 1 час

Общее количество часов за год – 34 часа.

Особенности организации внеурочного занятия

Программа «Очумелые ручки» рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей, учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном классе.

Формы и методы содержания обучения в начальных классах по данной программе должно проходить классе с использованием мультимедийного проектора, экрана.  На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка. Длительность занятия для учащихся 2 класса составляет 25 минут.  Занятия проводятся со всем составом группы, по 1 часу 1 раз в неделю. Объем курса – 34 часа. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом не следует забывать о доступности для младших школьников объектов труда. Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Основные принципы распределения материала:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

4.Личностные и метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

•        интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

•        познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

•        адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

•        внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

•        выраженной познавательной мотивации;

•        устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

•        планировать свои действия;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•        адекватно воспринимать оценку учителя;

•        различать способ и результат действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        проявлять познавательную инициативу;

•        самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

•        допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•        учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться, приходить к общему решению;

•        соблюдать корректность в высказываниях;

•        задавать вопросы по существу;

•        контролировать действия партнёра.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•        владеть монологической и диалогической формой речи;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

•        осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

•        высказываться в устной форме;

•        анализировать объекты, выделять главное;

•        осуществлять синтез (целое из частей);

•        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•        использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

6.Содержание курса «Очумелые ручки» (34 часа)

I. Правила техники безопасности (1 час)

1.Вводное занятие. Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

II. Пластилинография (9 часов)

1.Пластилинография – как способ декорирования.

2.Фоторамка.

3.Подсвечник.

4.Ваза.

5.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

III. Бумагопластика (8 часов)

1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

2. Изготовление объёмных изделий из картона.

3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

4.Поделки из картонных тарелок.

IV. Работа с тканью (6 часов)

1. Чехол для очков и сотового телефона.

2. Аппликация из ткани «Ваза с фруктами»

3. Аппликация из ткани «Масленица»

V. Изготовление кукол (9 часов)

1.Сувенирная кукла.

2.Русская матрёшка

3.Оберег. Символика оберегов. Домовенок

4.Кукла – капустница.

VI. Итоговый урок-выставка (1 час)

7. Планируемые результаты.

Обучающиеся будут знать:

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

-  жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

-  особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

- историю русского народного костюма;

- игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

-сувенир, виды и назначение сувениров;

- оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.

Обучающиеся будут уметь:

- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

- моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

- в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

-выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

- добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

- определять основные конструктивные особенности изделий;

- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

-планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.

7.Календарно-тематическое планирование

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

По

плану

По

факту

Правила техники безопасности (1час)

1.

Вводное занятие.

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

1

4.09

Пластилинография (9 часов)

2

Пластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Смешивание цветов, размазывание.

1

11.09

3

Фоторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Определение порядка работы.

2

18.09

25.09

4

Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника с использованием природного материала.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

2

2.10

9.10

5

Ваза.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии растирания. Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

2

16.10

23.10

6

Объемно  пространственная композиция «Сказочный город».

 Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара).

Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции.

2

30.10

13.11

Бумагопластика (8 часов)

7

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

1

20.11

8

Изготовление объёмных изделий из картона.

Знакомство с технологией создания объёмных изделий из картона. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. «Праздничный торт»

2

27.11

4.12

9

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

1

11.12

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

2

18.12

25.12

10

Поделки из картонных тарелок.

Принципы работы с картонными тарелками. Создание разных поделок на их основе.

Практическая часть. Выполнение поделок «Телёнок», «Киска», «Филин».

2

15.01

22.01

Работа с тканью (6 часов)

11

Чехол для очков и сотового телефона.

Виды ткани. Изготовление чехла для очков или сотового телефона.

 Практическая часть. Подбор материалов, крой, сшивание изделия, оформление готового изделия.

2

29.01

5.02

12

Аппликация из ткани «Ваза с фруктами»

Практическая часть. Подбор материалов, крой, пришивание деталей, оформление готового изделия.

2

12.02

19.02

13

Аппликация из ткани «Масленица»

История праздника «Масленица».

Практическая часть. Подбор материалов, крой, приклеивание деталей, оформление готового изделия.

2

26.02

4.03

Изготовление кукол (9 часов)

14

Сувенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

1

11.03

15

Русская матрёшка

Знакомство с историей русского сувенира. Работа в технике папье-маше.

Практическая часть. Изготовление формы из пластилина. Обклеивание бумагой и роспись изделия.

4

18.03

1.04

8.04

15.04

16

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

2

22.04

29.04

17

Кукла – капустница

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла – капустница. Последовательность выполнения работы.

2

6.05

13.05

Итоговый урок (1 час)

18

Урок - выставка

Демонстрация лучших работ.

1

20.05

8.Описание материально-технического обеспечения

Учебно – методическая литература для учителя

1. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т. Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г. И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...