Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ochumelye_ruchki_3_klass.docx | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Программа внеурочной деятельности
по эстетическому направлению
«Очумелые ручки»
для учащихся 3 класса
Срок реализации 1год
Составитель: Лисова Анжела Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
п. Игрим
2015 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Очумелые ручки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами: желанием чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
2.Общая характеристика курса
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
3.Описание места курса в учебном плане.
Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий для обучающихся 3 классов и рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю – 1 час
Общее количество часов за год – 34 часа.
Особенности организации внеурочного занятия
Программа «Очумелые ручки» рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей, учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном классе.
Формы и методы содержания обучения в начальных классах по данной программе должно проходить классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка. Длительность занятия для учащихся 2 класса составляет 25 минут. Занятия проводятся со всем составом группы, по 1 часу 1 раз в неделю. Объем курса – 34 часа. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом не следует забывать о доступности для младших школьников объектов труда. Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Основные принципы распределения материала:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
4.Личностные и метапредметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
6.Содержание курса «Очумелые ручки» (34 часа)
I. Правила техники безопасности (1 час)
1.Вводное занятие. Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
II. Пластилинография (9 часов)
1.Пластилинография – как способ декорирования.
2.Фоторамка.
3.Подсвечник.
4.Ваза.
5.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».
III. Бумагопластика (8 часов)
1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.
2. Изготовление объёмных изделий из картона.
3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.
4.Поделки из картонных тарелок.
IV. Работа с тканью (6 часов)
1. Чехол для очков и сотового телефона.
2. Аппликация из ткани «Ваза с фруктами»
3. Аппликация из ткани «Масленица»
V. Изготовление кукол (9 часов)
1.Сувенирная кукла.
2.Русская матрёшка
3.Оберег. Символика оберегов. Домовенок
4.Кукла – капустница.
VI. Итоговый урок-выставка (1 час)
7. Планируемые результаты.
Обучающиеся будут знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
- игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
- оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.
Обучающиеся будут уметь:
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
- моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
- в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
-выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
- добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
-планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
7.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка | |
По плану | По факту | |||||
Правила техники безопасности (1час) | ||||||
1. | Вводное занятие. | Экскурсия в парк. Сбор природного материала. | 1 | 4.09 | ||
Пластилинография (9 часов) | ||||||
2 | Пластилинография – как способ декорирования. | Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты. Практическая часть. Смешивание цветов, размазывание. | 1 | 11.09 | ||
3 | Фоторамка. | Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза. Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Определение порядка работы. | 2 | 18.09 25.09 | ||
4 | Подсвечник. | Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника с использованием природного материала. Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения. | 2 | 2.10 9.10 | ||
5 | Ваза. | Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии растирания. Ваза как подарок или часть интерьера. Практическая часть. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами. | 2 | 16.10 23.10 | ||
6 | Объемно пространственная композиция «Сказочный город». | Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. | 2 | 30.10 13.11 | ||
Бумагопластика (8 часов) | ||||||
7 | Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги. | Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры. | 1 | 20.11 | ||
8 | Изготовление объёмных изделий из картона. | Знакомство с технологией создания объёмных изделий из картона. Анализ готовых изделий. Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. «Праздничный торт» | 2 | 27.11 4.12 | ||
9 | Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы. | Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). | 1 | 11.12 | ||
Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы. | Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь. | 2 | 18.12 25.12 | |||
10 | Поделки из картонных тарелок. | Принципы работы с картонными тарелками. Создание разных поделок на их основе. Практическая часть. Выполнение поделок «Телёнок», «Киска», «Филин». | 2 | 15.01 22.01 | ||
Работа с тканью (6 часов) | ||||||
11 | Чехол для очков и сотового телефона. | Виды ткани. Изготовление чехла для очков или сотового телефона. Практическая часть. Подбор материалов, крой, сшивание изделия, оформление готового изделия. | 2 | 29.01 5.02 | ||
12 | Аппликация из ткани «Ваза с фруктами» | Практическая часть. Подбор материалов, крой, пришивание деталей, оформление готового изделия. | 2 | 12.02 19.02 | ||
13 | Аппликация из ткани «Масленица» | История праздника «Масленица». Практическая часть. Подбор материалов, крой, приклеивание деталей, оформление готового изделия. | 2 | 26.02 4.03 | ||
Изготовление кукол (9 часов) | ||||||
14 | Сувенирная кукла. | Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы. | 1 | 11.03 | ||
15 | Русская матрёшка | Знакомство с историей русского сувенира. Работа в технике папье-маше. Практическая часть. Изготовление формы из пластилина. Обклеивание бумагой и роспись изделия. | 4 | 18.03 1.04 8.04 15.04 | ||
16 | Оберег. Символика оберегов. Домовенок | Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ | 2 | 22.04 29.04 | ||
17 | Кукла – капустница | Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты. Практическая часть. Кукла – капустница. Последовательность выполнения работы. | 2 | 6.05 13.05 | ||
Итоговый урок (1 час) | ||||||
18 | Урок - выставка | Демонстрация лучших работ. | 1 | 20.05 |
8.Описание материально-технического обеспечения
Учебно – методическая литература для учителя
1. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т. Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г. И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...