Дополнительная образовательная программа " Планета детства"
рабочая программа (4 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа предназначена для внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4-5_klass.docx | 76.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы:
______/___________/ _______/______________/ _______/_____________/
Приказ № ________
«____»________20__г. «___»__________20__г. от «___»_________20__г.
« Планета детства»
Дополнительная образовательная программа
Программа рассчитана
на 2 года обучения
детей 10 - 12 лет
Автор – составитель:
педагог Долгушева Т.В..
Йошкар - Ола
2016 год
Программа внеурочной деятельности « Планета детства» для 4-5 классов по ФГОС в 2016-2017 учебном году
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности на ступени начального образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Основные принципы программы :
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- соответствие обеспеченности учебно-методическими комплексами;
- учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Цель программы внеурочной деятельности: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
- организовать досуговую деятельность учащихся
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширить рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность в 2016-2017 учебном году предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника по направлениям:
1.спортивно-оздоровительное,
2.общеинтеллектуальное,
3.общекультурное,
4.социальное,
5.духовно – нравственное.
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. План включает в себя следующие нормативы:
- недельную (максимальную) нагрузку на учащихся;
- недельное количество часов на реализацию программы по каждому направлению развития личности;
Планируемый результат:
Повышение качества образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования, развитие личности ребенка в соответствии с природными задатками, интересами, способностями.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности
«По тропинкам здоровья»
Количество часов: 7
Категории участников: обучающиеся 4, 5 классов.
Пояснительная записка
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Цель: обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Формирование:
- представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
- навыков конструктивного общения;
Формы работы: игры, беседы, круглые столы, анкетирование, дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, плакатов.
Ожидаемые результаты:
Знать: основные вопросы гигиены
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
способы сохранения и укрепление здоровья;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
заботиться о своем здоровье;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
Метапредметными результатами направления внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию).
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
2. Познавательные УУД:
-Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
3. Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах)
Содержание направления 4 класс
1.Введение «Вот мы и в школе».
«Здоровый образ жизни, что это?» Личная гигиена. «Остров здоровья».
2.Питание и здоровье. Игра «Смак» Правильное питание –залог физического и психологического здоровья. Вредные микробы. Что такое здоровая пища и как её приготовить
3.Моё здоровье в моих руках.
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Наш мозг и его волшебные действия. День здоровья.
«Хочу остаться здоровым»
4.Я в школе и дома .
Мой внешний вид –залог здоровья .Гигиена правильной осанки. «Доброречие».
5.Чтоб забыть про докторов .
День здоровья «Дальше, быстрее, выше» , «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
6.Я и моё ближайшее окружение.
Мир моих увлечений.
Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.
7.«Вот и стали мы на год взрослей».
Лесная аптека на службе человека . Игра «Не зная броду, не суйся в воду». Чему мы научились и чего достигли.
Тематический план 4 класс
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | |
2 | Правильное питание –залог физического и психологического здоровья. Игра «Смак» | 1 | |
3 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | |
4 | Мой внешний вид –залог здоровья Гигиена правильной осанки | 1 | |
5 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | |
6 | Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
7 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 |
Содержание направления 5 класс
1.Введение «Вот мы и в школе».
«Здоровье и здоровый образ жизни». Физическая активность и здоровье. Как познать себя.
2. Питание и здоровье.
Как питались в стародавние времена и питание нашего времениСекреты здорового питания. Рацион питания
3.Моё здоровье в моих руках.
Домашняя аптечка. Как избежать искривления позвоночника. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье.
4.Я в школе и дома.
Класс не улица , ребята! И запомнить это надо!»
5.Чтоб забыть про докторов, чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
6. Я и моё ближайшее окружение. В мире интересного.
7.«Вот и стали мы на год взрослей».
Тематический план 5 класс
№ п/п | Наименование тем | Количество часов теории | Количество часов практики |
1. | «Здоровье и здоровый образ жизни». Как познать себя. | 1 | |
2. | Богатырская силушка. Игра. | 1 | |
3 | Как избежать искривления позвоночника. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье. | 1 | |
4. | Делу время , потехе час. Игра - викторина | 1 | |
5. | День здоровья «За здоровый образ жизни». «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | |
6. | Размышление о жизненном опыте. В мире интересного. | 1 | |
7. | Игра «Мой горизонт» | 1 |
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
« Логика»
Количество часов: 7
Категории участников: обучающиеся 4, 5 классов.
Формы работы: в парах, группах, индивидуально.
Оборудование: таблицы, макеты геометрических фигур, измерительные приборы.
Пояснительная записка
Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике,
стремиться развивать интеллектуальные возможности. Это направление позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В этом и заключается актуальность данного направления.
Не менее важным фактором реализации является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание направления соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Цель:
- научить использовать математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений;
- учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развивать необходимые вычислительные навыки;
- учить применять математические знания и представления для решений учебных задач. - развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка;
- развивать логическое мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать ,делать несложные выводы;
Задачи :
-умение решать нестандартные логические задачи;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать ,делать несложные выводы;
- развитие любознательности, способности к самообразованию;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться взаимодействовать в коллективе работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Планируемые результаты:
- в процессе обучения происходит интеллектуальное и нравственное развитие детей;
- усвоение основных базовых знаний по математике; ее ключевых понятий;
- учащиеся овладевают способами исследовательской деятельности;
- формируется творческое мышление.
Ожидаемые результаты: к концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
-способы решения задач на переливание;
-на нахождение предмета, по массе отличающегося от других;
-способ составления магических квадратов;
обучающиеся должны уметь:
-классифицировать задачи по способу решения;
-решать текстовые задачи по вопросам;
-решать задачи на составление уравнения, выражения, способом подбора
к концу 5 класса:
обучающиеся должны знать:
понятие чётности – нечётности чисел;
-способ решения комбинаторных задач;
-способ деления многозначных чисел
обучающиеся должны уметь:
решать комбинаторные задачи с помощью «дерева»;
-рассуждать, делать выводы;
-выделять существенные признаки;
-правильно оформить рассуждения;
-оценивать свой результат (проводить самоконтроль)
Метапредметные результаты:
регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание направления 4 класс.
1.Сравнение
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
2.Комбинаторика
Перестановки. Размещения. Сочетания.
3.Действия предметов.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
4.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
5.Элементы логики.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
6.Развитие творческого воображения.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
7.Практический материал .
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Сравнение предметов по признакам. Тест «Сравнение». | 1 | |
2 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 | |
3 | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | |
4 | Решение логических задач и задач-шуток. Игра – соревнование. | 1 | |
5 | Составление загадок, чайнвордов. | 1 | |
6 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | 1 | |
7 | Высказывания со связками «и», «или». | 1 |
Содержание программы 5 класс
1.Сравнение .
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
2.Комбинаторика .
Решение задач с помощью таблиц и графов.
3.Элементы логики.
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
4.Развитие творческого воображения.
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
5.Практический материал.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов теории | Количество часов практики |
1. | Повторение основных мыслительных операций. | 1 | |
2 | Виды отношений между понятиями. | 1 | |
3 | Интегрированное занятие : логика в окружающем мире. | 1 | |
4 | Тест. Логическая связка «если …, то». «Отношения между понятиями. | 1 | |
5 | Логическая связка «если …, то». Деловая игра. | 1 | |
6 | Конкурс эрудитов. | 1 | |
7 | Юмор и логика. | 1 |
Литература :
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Общекультурное направление внеурочной деятельности
«В мире книг»
Количество часов: 7
Категории участников: обучающиеся 4-5 класса.
Формы работы: беседы, викторины, посещение библиотеки, интеллектуальные игры, исследовательские работы.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность направления внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника, также способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание направления «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Содержание направления :
История книги.
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Книги о детях войны
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
«Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Сбор информации о Л.Н. Толстом. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Основные виды деятельности:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | |
2 | Летописи. Рукописные книги. | 1 | |
3 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Библиотека. | 1 | |
4 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | |
5 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | |
6 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. | 1 | |
7 | Родные поэты. Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | |
Тематическое планирование 5 класс | |||
1 | Книги Л.Н. Толстого для детей. Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. Выставка книг в библиотеке. | 1 | |
2 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | |
3 | Книги зарубежных писателей. Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | |
4 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 | |
5 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 1 | |
6 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. Электронные периодические издания: «Детская газета», | 1 | |
7 | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». | 1 |
Литература:
1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
Социальное направление внеурочной деятельности « Мой мир»
Количество часов: 7
Категории участников: обучающиеся 4, 5 классов.
Пояснительная записка
Данное направление ориентировано на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в новую социальную среду, усвоения социального опыта.
Направление “Мой мир” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
В основу направления «Мой мир» положены следующие принципы:
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Цель - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность
Задачи:
1. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
2. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
3. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании ребенка обществом.
4. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
5. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
6. Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание направления 4 класс
- Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
2.Вежливость - основа воспитанности
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?
3. Мои умные помощники
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, развивать творческую инициативу. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
4.Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
5.Правда и ложь
Обсуждение понятий «правда» и «ложь». Как вы понимаете слово «ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого «Лгун», рассказа Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».
6. Добро и зло
Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».
7. Волшебники добра
Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите радость людям», «Если добрый ты». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Анализ произведения В. Сухомлинского «Рассказ». Практическоез адание: «Письмо маме…».
Тематический план 4 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 | |
2 | Вежливость - основа воспитанности | 1 | |
3 | Мои умные помощники. | 1 | |
4 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 1 | |
5 | Правда и ложь. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого «Лгун», рассказа Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!». | 1 | |
6 | Добро и зло. Практическое задание «Хорошо – плохо». | 1 | |
7 | Волшебники добра. Инсценировка сказки. | 1 |
Содержание направления 5 класс
1. Я и мое настроение
Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умениеуправлять ими. Рисование « Я - веселый, я - хмурый».
2. Я могу управлять своим настроением
Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг. Рисование «Мое настроение».
3. Эмоции и мое поведение
Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание «Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно». Как управлять своими эмоциями? (правила).
4. Узнай настроение человека
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?
5. Путешествие в страну чувств
Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение «Ваза», «Мои чувства», «Моя поляна», «Мир чувств».
6. Ответственность и я.
Дать понятие «ответственность», «ответственный человек». Отвечаем на вопрос «Ответственный ли ты?».
7. В дружбе сила.
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей?
Тематический план 5 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов теории | Количество часов практики |
1. | Я и мое настроение. Игра – тренинг. | 1 | |
2 | Я могу управлять своим настроением. | 1 | |
3 | Эмоции и мое поведение. | 1 | |
4 | Узнай настроение человека. Анкетирование. | 1 | |
5 | Путешествие в страну чувств. Упражнение «Ваза», «Мои чувства», «Моя поляна», «Мир чувств». | 1 | |
6 | Ответственность и я. Отвечаем на вопрос «Ответственный ли ты?». | 1 | |
7 | В дружбе сила. Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». | 1 |
Литература
1. Богуславская, Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. И. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
2. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья./ В. В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
3. Звездина, Г. П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г. ПЗвездина, Т. П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.
4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В. В. - М. : Новая школа, 1994.
5. Кащенко, В. В. Педагогическая коррекция / В. В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994.
6. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
«Я - россиянин»
Количество часов: 7
Категории участников: обучающиеся 4, 5 классов.
Пояснительная записка
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Это направление предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
Формы организации: коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия: беседы, классный час ,сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала.
Практические занятия: творческие конкурсы, коллективные творческие дела, викторины, творческие проекты, презентации.
Планируемые результаты:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Ожидаемые результаты:
к концу 4 класса обучающиеся должны:
- знать и понимать значения ключевых слов, раскрывающих курс (человек, личность, общество, государство, гражданин России, гражданин мира, родина, столица, государство, народы России, наши праздники, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности, история, предыстория, достоверное и версии в истории);
- к концу 5 класса владеть общеучебными умениями (наблюдение, чтение, слушание историко-обществоведческой, историко-художественной и историко-популярной литературы; анализ историко-литературных источников, анализ своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других)).
Содержание программы 4 класс
1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Наша школа в будущем.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Город, в котором я живу. Наша республика. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.
6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.
Тематический план 4 класс
Тема занятия | Количество часов теории | Количество часов практики |
1. Знакомства с символами Российского государства. | 1 | |
2. Ты и твои друзья. Игра.. | 1 | |
3. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | |
4. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. | 1 | |
5. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Конкурс стихов, сочинений. Выставки рисунков | 1 | |
6. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | |
7. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 |
Содержание программы 5 класс
1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Панорама добрых дел.
3.“Я и культура”– формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Я и мой класс. Конкурсы рисунков, сочинений.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Конкурсы сочинений.
6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Тематический план 5 класс
Тема по программе. | Количество часов теории | Количество часов практики |
1. Поговорим о толерантности. Хочу и надо. Тест «Познай себя» | 1 | |
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | |
3. Символика России. | 1 | |
4. Символы нашего края. | 1 | |
5. Моя семья. Мини – проект. | 1 | |
6. Я и мой класс. Конкурс рисунков. | 1 | |
7. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Тест «Познай себя». | 1 |
Литература
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...