Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
рабочая программа (3 класс) на тему
Данный курс включает в себя 6 разделов:
1.Введение в психологию общения
2.Ты — Я — Он/Она = Мы
3. Тайны дружбы
4.Поддержка в общении
5.Сочувствие и сопереживание
6. Я сам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В условиях всесторонней и глубокой модернизации системы общего образования в РФ актуальной является проблема совершенствования работы с детьми с ОВЗ, направленной на успешную социализацию и интеграцию в современное общество.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу.
В Статье 14 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)».
Для ребёнка с задержкой психического развития дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.
Общая характеристика курса
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не стoлько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
осознание обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Актуальность. Приоритетной задачей современной системы образования является полноценное развитие ребенка. Данную задачу, возможно, решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Основная цель - научить ребенка использовать знания взаимодействия в социуме для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Направленнность : курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Задачи дополнительного образовательного курса:
помочь ребенку быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
учить методам и приемам познания себя;
способствовать гармоничному становлению психических функций;
ориентировать на умение контролировать свои эмоции и поступки;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Формы и режим занятий:
Программа внеурочной деятельности «Школа общения» (3 класс) рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр.
Данный курс включает в себя 6 разделов:
1.Введение в психологию общения
2.Ты — Я — Он/Она = Мы
3. Тайны дружбы
4.Поддержка в общении
5.Сочувствие и сопереживание
6. Я сам
Педагогические средства
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Работа текстами .
Диагностика и контроль.
Формы работы.
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Беседы
Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Работа с текстами
Тематическое планирование
№ Заня-тия | Название занятия | Количество часов | Вид урока
| ||
РАЗДЕЛ 1. Введение в раздел «общение» | 3 | ||||
1. | Начало путешествия в Страну Общения | 1 | комбинированный | ||
2. | Что взять с собой в путешествие? | 1 | комбинированный | ||
3. | Что я знаю о себе? | 1 | урок познания нового | ||
РАЗДЕЛ 2. Ты — Я — Он/Она = Мы | 9 | ||||
4. | Как и почему начинаются ссоры? | 1 | комбинированный | ||
5. | Конфликты сказочных героев | 1 | комбинированный | ||
6. | Качества, важные для общения | 1 | комбинированный | ||
7. | Нравственные сказки | 1 | комбинированный | ||
8. | Я общительный или замкнутый? | 1 | самопознание | ||
9. | Формы моральной оценки и самооценки. | 1 | комбинированный | ||
10. | Свои и чужие | 1 | комбинированный | ||
11. | Девчонки + мальчишки = ... | 1 | комбинированный | ||
12. | Друзья и недруги | 1 | комбинированный | ||
РАЗДЕЛ 3. Тайны дружбы | 9 | ||||
13. | Дружба — это... Сказка «Друзья» | 1 | комбинированный | ||
14. | Речевой этикет | 1 | комбинированный | ||
15. | Правила доброжелательного общения. Сказка «Волшебный камешек» | 1 | комбинированный | ||
16. | Верность слову. | 1 | комбинированный | ||
17. | Как мы все похожи! | 1 | комбинированный | ||
18. | Какие мы все разные! | 1 | комбинированный | ||
19. | Сказка о Другой Точке Зрения | 1 | комбинированный | ||
20. | Скажи мне, кто твой друг... | 1 | комбинированный | ||
21. | Скажи мне, кто твой друг... | 1 | |||
РАЗДЕЛ 4. Поддержка в общении | 4 | ||||
22. | Комплимент — это... | 1 | комбинированный | ||
23. | Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | 1 | самопознание, комбинированный | ||
24-25. | Давайте говорить друг другу комплименты! | 2 | комбинированный | ||
РАЗДЕЛ 5. Сочувствие и сопереживание | 4 | ||||
26. | Как мы переживаем эмоции? | 1 | комбинированный | ||
27. | Мы умеем выражать свои эмоции! | 1 | комбинированный | ||
28. | Как мы понимаем эмоции других? | 1 | комбинированный | ||
29. | Отзывчивость и доброта. Сказка «Солнышко» | 1 | комбинированный | ||
РАЗДЕЛ 6 Я сам | 5 |
| |||
30 | Как человек принимает решение. | 1 | урок самопознания | ||
31 | Принимать решение нелегко. | 1 | урок самопознания | ||
32 | Ограничения и самоограничение. | 1 | урок самопознания | ||
33 | Я учусь быть самостоятельным. | 1 | комбинированный | ||
34 | Как я изменился в течение года | 1 | урок - обобщение пройденного материала | ||
Всего |
| 34 |
| ||
Ожидаемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
1.Высокая и нормальная самооценка
2.Позитивное отношение к себе и своей личности
3. Умение контролировать свои эмоции
4.Хорошо сформированные умения общения и достойного поведения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
Формы контроля:
Наблюдение и ведение индивидуальной карты.
Основные требования к знаниям и умениям
учащегося к концу 3-го класса
Личностные УУД
относиться открыто к внешнему миру, уметь адаптироваться к различным ситуациям в коллективе;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности (получить нужную информацию, совершить покупку);
стараться избегать конфликтных ситуаций;
доброжелательно реагировать на замечания взрослого.
Регулятивные УУД
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии ;
учиться контролировать свою речь и поступки ;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей ;
формулировать своё собственное мнение и позицию.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Видео ряд
Тексты сказок
Литература
1.Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4—10 лет. — М.: Когито - центр, 2008.
2.Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. — М.: Генезис, 2012. 3. 3.Федеральный государственный стандарт начального общего
образования. — М.: Просвещение, 2009.
4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
Данный курс включает в себя 6 разделов:1.Введение в психологию общения2.Ты — Я — Он/Она = Мы3. Тайны дружбы 4.Поддержка в общении5.Сочувствие и сопереживание6. Я са...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по кружку «ФАНТАЗЕРЫ» возраст детей 9-10 лет
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".
Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры...
Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей
Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...