РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №9» и авторской программы курса «Загадки природы» автора А.Н.Юшкова.

Ожидаемые результаты

 

       К концу второго года обучения учащиеся:

- обладают опытом групповой работы и опытом межгрупповых обсуждений нетривиальных вопросов естествознания

- умеют чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания

- самостоятельно формулируют вопросы на понимание сути явления, индивидуальные вопросы на противопоставление

- опираются на собственную телесную чувствительность (размышляя над такими процессами как прыжки, полёты, плавание и т. д.) при обсуждении вопросов естествознания

- понимают, что любое физическое явление может быть понято как определённый процесс, имеющий свои причины

     Личностные результаты: положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру; оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  

  Метапредметные результаты:   

 Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 

  Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.   

  Коммуникативные:

- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_2_god.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №9»  г. Белгорода

«Согласовано»                                                               «Утверждаю»

заместитель директора                                                 Директор МБОУ

____________________/И.П. Пучкова/                 «Лицей №9»  г. Белгорода          от "__" ___________ 20__ г                                    _____________ /Е.Г Петренко/                                                                                                        

                                                                                      "__" ____________ 20__ г.                                                                

                                                                                      Приказ №_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной

программе

"Загадки природы"

для детей 8-9 лет

на 2017-2018 учебный год

(2-ой год обучения)

Составитель программы: Клименко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

Белгород – 2017г.

Пояснительная записка

      Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №9» и авторской программы курса «Загадки природы» автора А.Н.Юшкова.

Ожидаемые результаты

       К концу второго года обучения учащиеся:

- обладают опытом групповой работы и опытом межгрупповых обсуждений нетривиальных вопросов естествознания

- умеют чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания

- самостоятельно формулируют вопросы на понимание сути явления, индивидуальные вопросы на противопоставление

- опираются на собственную телесную чувствительность (размышляя над такими процессами как прыжки, полёты, плавание и т. д.) при обсуждении вопросов естествознания

- понимают, что любое физическое явление может быть понято как определённый процесс, имеющий свои причины

     Личностные результаты: положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру; оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  

  Метапредметные результаты:  

 Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 

  Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  

  Коммуникативные:

- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Календарно- тематический план

2-го год  обучения

№   занятия по  плану

Дата  по  календарю

 Дата   фактического       проведения

 Тема занятия

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1.

Путешествия и наблюдения.

Рассматривание фотографий.  Обсуждение рассказов, ответы на вопросы.

Просмотр фильмов и презентаций о летних путешествиях. Обсуждение и беседа по просмотренному материалу.

Составление рассказов в группах о животных и растениях, обитающих в данной местности

2

Воспоминания о лете.

Пр. работа№1. с. 1 Представление рассказов о летних путешествиях.

3

Путешествие–исследование.

Отгадывание загадок. Рассматривание глобуса и карт. Просмотр презентации  « Континенты». Обсуждение и беседа.

Работа с контурными картами в парах. Рисование континентов.

Пр. работа №2. с.2

4

 Какие бывают острова?

Обсуждение вопросов: Кто открыл Австралию? Есть ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Выдвижение гипотез- предположений и их обсуждение

Подготовка в парах рассказа об одном из континентов. Обсуждение и дополнение сообщений.

5

Интересные места или взгляд со стороны.

Беседа о глобусе и земном шаре. Виртуальное путешествие вокруг Земли по экватору. Обсуждение.

Пр. работа №3.  с.3. Рисование на космическую тему.

6

Путешествие вокруг Земли.

Обсуждение виртуального путешествия с северного полюса на южный полюс. Составление рассказов об естественном спутнике Земли.

Работа с глобусами. Рассматривание и обсуждение  увиденного на карте Луны.

7

Как полететь в космос. Что такое реактивное движение?

Знакомство с изобретением реактивного движения. Наблюдение реактивного движения в живой природе. Подготовка опыта, распределение ролей в группе.

Проведение опыта по запуску ракеты с помощью воздушного шарика.

8

Что можно увидеть на других планетах?

Просмотр и обсуждение презентации  «Наша солнечная система». Фантазирование, выдвижение гипотез о том, что можно увидеть на других планетах

Заполнение таблицы «Планеты Солнечной системы» в парах. Рисование планет с учётом полученных знаний.

9

Земля: как она устроена и как она возникла?

Просмотр  фильмов ВВС об образовании Земли. Выдвижение собственных гипотез и предположений.  Используя дополнительную литературу, готовят сообщения о происхождении  и планеты.

Составляют вопросы для геологов- учёных, изучающих геологическое строение земли. Анализируют условия образования залежей полезных ископаемых.

10

Из чего состоит земная кора?

11

Где вы уже бывали?

Рассматривают фотографии разных ландшафтов, анализируют климатические условия и особенности разных мест,  придумывание рассказов -описания. Просматривание презентации «Люди планеты Земля» . Придумывают вопросы, которые бы они задали этнографу – учёному, изучающему культуру и развитие разных народов.

Пр. работа №4, с.4 Составление рассказов о местах, где дети уже бывали.  Ориентирование по карте и глобусу во время игры в географическое лото.

12

Люди планеты Земля.

Пр. работа №5, с.5  Составление рассказов жителей разных континентов, посетивших новое для себя место (например, рассказ африканца, попавшего в тундру или рассказ таёжника, попавшего в тропики)

13

Где вы ещё не бывали?

Игра- путешествие по карте. Знакомство со странами, в которых ещё не бывали. Нахождение «цветных» морей, исследование причин того, почему их могли так назвать.  

Выдвижение гипотез  «Куда делась микенская культура?» Виртуальное путешествие на остров Крит, исследование его загадок.

14

Страны под ногами.

Обсуждение вопроса: «что значит внимательно присмотреться»? Составление рассказов детей о собственных открытиях- наблюдениях.

Пр. работа №6, с.6. Знакомство с творчеством Дж. Даррелла.

15

Удивительное разнообразие (птицы).

Проведение викторины о птицах. Просмотр фильма (презентации)

«Царство птиц». Обсуждение вопроса, почему они такие разные, выдвижение собственных предположений.

Пр. р. №7, с.7. Придумывание интересных вопросов о птицах, работа с картой с целью выявления мест обитания разных пернатых.

16

Удивительное разнообразие (звери и млекопитающие)

Проведение викторины. Просмотр фильма (презентации) «Царство животных». Обсуждение вопроса, почему они такие разные, выдвижение собственных предположений.

Пр. р. №8, с.8 Придумывание интересных вопросов о животных, работа с картой с целью выявления мест обитания разных зверей.

17

Удивительное разнообразие растений.

Проведение викторины. Просмотр фильма (презентации) «Царство диких растений». Обсуждение вопроса, почему они такие разные, выдвижение собственных предположений. Используя справочную литературу, ищут материал о самых странных растениях

Придумывание интересных вопросов о растениях, работа с картой с целью выявления места обитания интересных растений.

18

Удивительное разнообразие растений.  Откуда пришли к нам культурные растения.

Использование справочной литературы дети знакомятся с появлением культурных растений, растениями -путешественниками, раскрывают их тайны.

Пр. работа по определению комнатных растений по рисунку. Работа в парах по составлению карточки с правилами ухода за комнатным растением.

19-20

Живые существа на

 «-щие». Почему их так назвали?

Просмотр фильма и обсуждение различных типов движения животных. Выявление способов пере

движения в зависимости от окружающей среды, объяснение – предположения названий животных.

Пр. работа №9, с.9. Коллективное заполнение таблицы,

21

Загадочные имена. Почему их так назвали.

Проведение анализа названий животных, растений, птиц. Первичная классификация по внешнему виду, месту обитания, способу передвижения и пр. Обсуждение предположений.

Пр. р. №13, с13. Объяснение «загадочных» названий.

22

Пр. р. №14, с.14

23

Как передвигаются животные.

Чтение и обсуждение  рассказов о животных и птицах. Выдвижение собственных гипотез типа: откуда у слона хобот, почему птица киви не летает и пр.

Работа по карте, нахождение мест обитания самых необычных животных, составление собственных сказок о необычных зверях и птицах.

24

Животные учат делать зарядку.

Знакомятся с понятием «животная гимнастика», её видами.  Повторяют движения разных животных, сопоставляют и анализируют, какую группу мышц помогают они развивать.

Составление упражнений для утренней гимнастики с использованием имитации движений животных.

25-26

Как   они устроены? Почему они такие разные?

Используя дополнительную литературу, ведут исследования устройств жилищ различных животных и птиц. Объясняют причины выбора и целесообразность  конструкции в данных условиях.

Пр. работа№17, с.17 Подготовка сообщений о самых необычных домиках. Обсуждение в группах и изготовление макета.

27-28

А где-то очень далеко… Кто живёт в мангровых зарослях?

Просмотр и обсуждение презентации о жизни в мангровых зарослях, придумывают вопросы, обсуждают ответы, исследуют значение мангровых деревьев для сохранения прибрежной зоны от разрушения волнами.

Пр. работа №18, с.18

 Подготовка в группах сообщений об экосистемах , которые создают деревья. Исследуют в группах взаимосвязь в них всего живого.

29

Пресноводный водоём

Используют справочники для исследования жизни в пресноводных водоёмах, знакомятся с видами живых организмов в этой экосистеме и их приспособленности. Задают вопросы, обсуждают в группах ответы, гипотезы и предположения.

Пр. работа №10, с.10

30

Пресноводный водоём

Просматривание отрывков из фильма «Приключения Карика и Вали».

Учатся рисовать обитателей пресноводного водоёма: стрекоз, рыб, жуков. Учатся отличать по внешним признакам разные породы рыб и их приспособленность к выживанию.

31-32

Путешествие под водой

Участвуют в беседе по презентации «Подводные миры». Беседуют о способах погружения под воду. Используя дополнительные источники, находят материал о ракушках-прилипалах, животных- растениях и пр. морских обитателях. Составляют рассказы, обсуждают, задают вопросы учёным-океанологам.

Прослеживают по схемам путь из реки в море, делают сравнение реки(озера) и моря. Проводят опыт по получению солёной воды.

Рисуют объекты подводного мира, отгадывают тематические кроссворды

33

Микромир или Невидимый мир.

Участвуют в исследовании и обсуждении устройства микроскопа, определяют его назначения, изучают приемы работы

 Пр. работа №11, с.11

34

Мир в капле воды

Просмотр и обсуждение фильма «Микромир».  Учатся задавать вопросы по фильму и отвечать на заданные вопросы.

Пр. работа№12, с.12

35-36

Микро- и макромиры.

Какие они вблизи?

Работа со словарями, выяснение значений слов микро- и макро- миры. Обсуждение фрагментов фильма.  Рассматривание и сравнение макрофотографий насекомых, выявление  и обсуждение  особенностей их строения.

Пр. работа №15, с.15

Пр. работиа№16, с.16

37

Путешествия под землёй.

Смотрят видео фильм «Подземный мир». Беседуют о работе спелеолога, и приспособлениях для путешествий под землёй. Готовят в группах рассказ о подземных мирах: пещерах, озёрах, реках

Составляют кроссворд «Пещерный»

38

Что такое гейзер. Кто живёт в гейзерах?

Просмотр видеофильма «Гейзеры», Рисование   схемы работы гейзера, используя дополнительные справочники, знакомятся с видами гейзеров, особенностями и причинами их извержения. Беседуют, задают друг другу вопросы.

Работа в группах по подготовке сообщений о живых организмах, живущих в гейзерах. Рисование понравившихся объектов.

39

Загадки камней.  В  пещере горного короля.

Знакомятся с коллекциями камней и минералов. Смотрят фильм о разнообразии камней, их использовании человеком.

Изучают легенды и мифы о камнях в парах, составляют рассказ, готовят рисунки.

40

Ледяные и коралловые острова.

Используют справочную литературу, изучают способы образования айсбергов и коралловых островов, сравнивают, анализируют их внешний вид, состав, свойства. Обсуждают причины разрушения. Предлагают способы сохранения.

Работа с картой. Нахождение местоположения коралловых островов. Исследование и рисование   живого мира кораллового рифа.

41

Загадки камней. Янтарь- исчезающий камень.

Слушают рассказ, просматривают видеофильм, знакомятся с легендами о янтаре его использовании людьми. Отвечают на вопросы, почему не образуется сейчас янтарь?

Рассматривание янтаря, выявление его свойств и заполнение таблицы. Составление в группах рассказов о янтаре, используя дополнительные источники.

42

Загадки камней. Соляные пещеры. Зачем нужна соль?

Проводят виртуальное путешествие по соляной пещере. Обсуждают, участвуют в беседе, отвечают на вопрос, как можно использовать

Рассматривание образцов кремния, соли, гранита, определение их отличий и свойств.

43-44

Наблюдения и исследования. Волшебные предметы.

Рисование волшебного леса. Знакомство с функциями вещи, её свойствами.  Первичное знакомство с методом проб и ошибок. Обсуждение его преимуществ и недостатков.

Пр. работа №19, с.19

Пр. работа №20. с.20

45-46

Органы чувств и физические приборы.

Получение представления о простых физических приборах и их назначении, учиться извлекать необходимую информацию с их помощью.

Пр. работа №23. с.23

 Использовать справочную литературу, изучать историю изобретения разных приборов, учиться использовать подручные средства для получения простейших приборов.

Пр. работа №24.с.24

47-48

Волшебные предметы в нашей жизни

Учиться пользоваться простейшими приборами, снимать показания, производить измерения секундомером, весами, барометром, тонометром и др.

Пр. работа Изготовление барометра из шишки. Составление рассказа в группах о животных- приборах.

49-50

Естествоиспытатели. Секреты путешественников.

Чтение отрывков из рассказов (Ж. Верн и др.) путешественников, извлечение необходимой информации о изготовлении приборов  из подручных  средств. Распределение работы в группах и обсуждение работы.

Опыты по изготовлению линзы из разных материалов, фильтра из песка, обогревателя из свечи и других приспособлений, необходимых в путешествии для выживания

51-52

Свойства воды. Загадки тепла и холода.

Получать информацию из дополнительных источников, анализировать, описывать, работая в парах, свойства воды. Строить гипотезы

Пр. работа №25, с.25

Пр. работа №26, с.26

53

Свойства вещества

Учиться наблюдать, выяснять существенные признаки, характеризовать свойства некоторых веществ, работать в парах по описанию. Ознакомиться с использованием  некоторых  веществ  человеком.

Распределяют работу в парах, проводят опыты по технологическим картам.

54

Занимательные опыты

Участвовать в подготовке и проведению демонстрации опытов, используя полученные знания

Пр. работа №27, с.27

55-56

Как у них это получается?

Наблюдают и описывают способы передвижения лягушек, рыб, и др. водоплавающих. Определяют и обсуждают роль органа в движении, сравнивают с другими животными. Участвуют в обсуждении.

Пр. работа №28, с.28

Отвечают на вопросы –задания. Составляют и задают вопросы другим группам по определённым ситуациям.

57-58

Чему животные научили человека?

Знакомятся по дополнительным источникам с изобретениями человека, Анализируют, сопоставляют, отвечают на вопрос, где в природе «подсмотрено» данное изобретение. Выдвигают гипотезы, догадки, доказывают (опровергают) их.

Готовят в группах сообщения об изобретениях, предсказанных  Ж. Верном  в своих произведениях. Придумывают вопросы для других групп.

Готовят в группах сообщения о том, что будет изобретено в скором времени. Участвуют в обсуждении, доказывают, делают рисунки возможных изобретений

59-60

Удивительные невидимки

Читают текст, отвечают на вопросы, придумывают диалоги о странностях какого-либо насекомого. Выстраивают предположения, как можно использовать человеком этих особенностей.

Подготовка сообщений на тему: «Что можно позаимствовать у насекомых», составление слайдов презентации, просмотр и анализ проделанной работы, рисование изобретений.

61-62

Чему научили растения.

Смотрят видео фильм, отвечают на вопросы, анализируют изобретения, подсмотренные у растений. Используя справочную литературу, составляют таблицу изобретений.

Подготовка сообщений  в группах на тему: «Что можно позаимствовать у растений», составление слайдов презентации, просмотр и анализ проделанной работы, рисование изобретений.

63-64

Крылохлопающие  воздухоплаватели.

Просмотр видеофильма о способах полёта птиц, насекомых и сказочных героев. Сравнивание полёта бумажного самолетика и птицы. Работа со справочной литературой, выявление способов полета, значение слов, обсуждение в группах, составление интересных вопросов.

Пр. работа №29, с.29

Выполнение  моделей крылохлопающих из пластилина. Придумывание в группах фантастического крылохлопающего, с описанием способа  его полета.

65-66

Как летают животные?

Просмотр видеофильма, Сравнивают  и анализирую способы полета в воздухе животных, выделяют морфологические особенности животных, помогающим им предвигаться  по воздуху. Используя справочную литературу, ищут объяснение новых слов и понятий.

Работа в группах по заполнению таблицы  «Способы полета животных», подготовка сообщения о каком –либо летающем животном,  Составление кроссворда.

67-68

Полёты стрекоз.

Смотрят отрывок фильма «Приключения  Карика и Вали», замедленной съёмки полёта стрекозы, участвуют в обсуждении способа полёта, придумывают интересные вопросы.

Пр. работа №30, с.30

Превращения.

Рисование стрекоз и схемы её полёта. Изготовление из пластилина стрекозы.

69-70

Чей самолёт лучше?

Работа с технологическими картами, составление плана работы и проведение исследование за бумажными моделями самолётов.  Высказывание предположений о их лётных качествах и проверка правильности предположения в ходе исследования.

Изготовление одинаковых моделей самолета из бумаги разного вида. Проведение эксперимента по исследованию дальности полёты, заполнение таблицы.

Изготовление моделей самолета разных конструкций из бумаги. Исследование дальности их полёта, заполнение сравнительной таблицы.

71-72

Как сделать воздушного змея?

Знакомство с легендами о воздушном змее. Сравнение конструкций змея, выдвижение предположений о их летных качествах, изучение технологической карты по изготовлению воздушного змея.

Изготовление воздушных змеев из разных материалов

Проведение  пробного запуска воздушного змея, наблюдение за его аэродинамическими качествами.

73-74

Рассказы одуванчика

Чтение рассказов об одуванчике. Просмотр презентации, ответы на вопросы, выбор конструкции парашюта, изучение технологической карты.

Изготовление парашютов из разных материалов. Проведение исследования  по выявлению аэродинамических свойств змея, заполнение таблицы.

75-76

Загадки про всё

Рассуждение на тему: «В кого можно обратиться, а в кого превратиться?»

Пр. работа №31, с.31

Нахождение в природе цепочек- превращений. Составление схем превращения ( например,  гусениц в бабочек)и их анализ.

Пр. работа №32, с32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Загадки Тридесятого царства"

Рабочая программа  курса «Загадки Тридесятого царства» относится к научно-познавательному и художественно-эстетическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Основные виды ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по английскому языку для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет ц...

Рабочая программа воспитателя дополнительного образования по опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ для детей 2-7 лет

способствовать развитию у детей познавательной активности , любознательности , стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам экспериментальной деятельности, формировать у детей элем...