Реализация дополнительной общеобразовательной программы по плаванию в условиях малого бассейна для детей с ПОДА
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Реализация дополнительной общеобразовательной программы по плаванию в условиях малого бассейна для детей с ПОДА
Авторы
Рафалович Павел Александрович
(педагог доп.образования школы 616 « Динамика»)
Пелина Елена Юрьевна
(педагог доп.образования школы 616 « Динамика»)
Гидрореабилитация — педагогическое специфическое явление, сущность которого заключается в обучении и воспитании человека в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физической и общественной активности человека с отклонением в состоянии здоровья (Мосунов Д. Ф., 1998).
Педагогическая гидрореабилитация — это передача и усвоение знаний и умений в условиях водной среды, с учетом дидактических принцыпов, вытекающих из явлений, свойств и закономерностей взаимоотношений человека с водой, ее физическими, химическими и биологическими соединениями (Мосунова М.Д., 2011).
Актуальность создания и реализации программы по обучению плаванию детей с ПОДА заключается в том, что на современном этапе развития общества умение плавать - становится важной составляющей жизнедеятельности человека, отвечает запросам учащихся c ОВЗ и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности.
Главными особенностями актуальности является:
- потребностью детей с ОВЗ, владеть навыками и умениями в области плавания – удержания тела в воде, правильного дыхания, обучение плавания различными видами.
- определением и выбором учащимися с ОВЗ дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных навыков и специальностей ( как спортсмена или тренера)
- более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни и в социуме.
Занятия по программе дополнительного образования проходят как в зале ( в начале обучения основным исходным положениям и дыханию), так и в бассейне ( обучениям непосредственно в водной среде)
На каждый год обучения в бассейне ставятся определенные задачи, которые соответствуют уровню физической подготовленности занимающихся и их возрасту. Примерные задачи на первый год обучения по плаванию в условиях малого бассейна:
Обучающие (предметные)
-научить простейшим передвижениям в воде, погружению в воду ,выдохам в воду
- обучить основам плавания способом кроль на спине
- ознакомить с правилами поведения в плавательном бассейне
Развивающие (метапредметные):
-сформировать активную внутреннюю позицию личности по отношению к занятиям физической культурой
-развить общую активность занимающихся
Воспитательные (личностные):
-создать условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности;
-сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
Так же на каждый год планируются свои результаты.
Личностные:
—активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные:
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, паралимпийских видах спорта.
Предметные:
— представлять занятия в объединении как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека с ОВЗ;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Пример планирования дополнительной общеобразовательной программы по плаванию в условиях малого бассейна для детей с ПОДА в условиях школы 616 « Динамика»
Задачи на 1-ый год обучения
Обучающие:
- обучить технике основных И.П (стрелочка на груди, на спине)
- обучить технике дыхательных упражнений
- ознакомить с техникой гребковых движений на спине / животе
Развивающие:
- сформировать активную внутреннюю позицию личности по отношению к занятиям физической культурой
- развитие общей двигательной активности занимающихся
- способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к инвентарю
- воспитывать положительное отношение к занятия физической культурой
Ожидаемые результаты 1 –ого года обучения
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в плавательном бассейне
- основы техники основных исходных положений
- основы техники гребковых движений на спине / животе
Учащиеся должны уметь:
- передвигаться в воде способом кроль на спине
- погружаться в воду, делать выдохи в воду
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы плавательной подготовки, теоретические знания, Упражнения на суше и в воде | 6 | 2 | 4 | Входная диагностика |
2 | Упражнения на суше и в воде (вода), Передвижения в воде» | 4 | 0 | 4 | текущий |
3 | Упражнения на суше и в воде (вода) , Передвижения в воде, Игры в воде | 22 | 5 | 17 | текущий |
4 | «Упражнения на суше и в воде (суша)», «Основы плавательной подготовки ,теоретические знания» | 2 | 1 | 1 | текущий |
5 | Выездные мероприятия | 2 | 0 | 2 | текущий |
Итого: | 36 | 8 | 28 |
Пример календарно – тематического планирования:
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. . Инструктаж по ТБ. Инструктаж по ТБ на уроках по плаванию. Правила поведения в плавательном бассейне, ознакомление учащихся с бассейном | 1 | 1 | |
2. | Проведение мастер-классов по программе для родителей и учащихся | 1 | 1 | |
3. | Санитарно – гигиенические требования на уроках по плаванию Водные виды спорта | 1 | 1 | |
4 | Имитационные упражнения: обучение основным И.П.(стрелочка на груди, на спине) Дыхательные упражнения. | 2 | 1 | 1 |
5 | Имитационные упражнения на суше: обучение гребковым движениям ногами как при плавании кролем. Дыхательные упражнения | 1 | 1 |
Выводы
Обучение основам плавания и передвижения в условиях водной среды имеет огромное значение, как в физическом, так и социальном и психологическом развитии занимающихся.
Умением удерживать себя на поверхности воды ( плавать) является жизненно – важным навыком, которым должны владеть все дети, особенно с ПОДА.
Социализация, физическое развитие, достижение спортивных – самые важные задачи, которые ставятся в дополнительной общеобразовательной программе по обучению плаванию в условиях малого бассейна.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Аикина, Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организационного отдыха / Л.И. Аикина // Сборник материалов ежегодной конференции «Малаховские чтения».–Москва:Книжный мир, 2009
- Велитченко, В.К. Как научиться плавать/ В.К. Велитченко. – Москва:Терра-Спорт, 2000
- Евсеев, С.П. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов : учебник : Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев ; Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – Москва :Советский спорт, 2007
- Костюнин, С. А. Плавание против ДЦП. Из опыта работы по плаванию / С.А. Костюнин, В.А. Кашкаров // Адаптивная физическая культура. – 2004
- Мосунов, Д.Ф. Гидрореабелитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича :учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, С.Л. Шпак ; Под ред. проф. Д.Ф. Мосунова ; С.- Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург :[б.и.], 2007
- Мосунов, Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов / Д.Ф. Мосунов // Теория и практика физической культуры. – 1998
- Мосунова, М.Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии): дис.… канд. пед. наук / М.Д. Мосунова ; С.-Петерб. гос. ун-тфиз. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург :[б.и.],2006
- Фирсов, З.П. Оздоровительное плавание для всех / З.П. Фирсов. –Москва : Физкультура и спорт, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение основам техники кролем на груди и на спине в условиях малого бассейна.
Укрепление здоровья детей является важнейшей задачей педагогов и родителей. По данным медицинских специалистов, у 50 процентов школьников наблюдается отклонение в здоровье, нарушение осанки и опорно-д...
Доклад "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ".
Использование сетевых форм, вмды взаимодействия и общая информация о них. Как и с кем осуществляет сетевое взаимодействие детский центре "Кристалл"...
Методическая разработка урока по дополнительному образованию в условиях малого бассейна
План-конспект урока по плаванию (Гидрореабилитации). Группы начальной подготовки. Цель:1. Содействовать приобретению двигательного опыта детей по плаванию, повышению уровн...
Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ
Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...
Методическая разработка к адаптированной программе по плаванию для учащихся с ПОДА (средняя, тяжелая форма ДЦП) в условиях малого бассейна.
Краткое содержание рабочей программы для дальнейшего планирования процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей (двигательных возможностей) учащихся....
Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей
Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...