Внеурочная деятельность, методическая разработка занятия "Как понимать друг друга без слов"
методическая разработка (2 класс) на тему
Занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода и в контексте надпредметного курса "Мир деятельности" по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 214.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
1. Ф.И.О. учителя Клюжева Валентина Павловна
2. Класс: 2 В Дата: 25. 03. 2016 г. Предмет: школа вежливых наук № урока по расписанию: пятый
3. Тема занятия: Как понимать друг друга без слов
4. Место занятия в изучаемой теме: первое занятие по данной теме
5. Цель занятия: Сформировать представление о необходимости понимать друг друга без слов в процессе общения.
6. Задачи занятия:
1) Знакомство детей с невербальными средствами общения, необходимыми для эффективной коммуникации.
2) Формирование навыка понимать друг друга без слов.
7. Используемые технологии: технология деятельностного подхода, технология игрового обучения.
8. Тип занятия: открытие новых знаний
Часть 1
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
УУД Личностные метапредметные | |||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Смотрят друг другу в глаза, улыбаются. Хлопают соседа по плечу, показывают сегодняшнее настроение. | - Здравствуйте. Предлагаю посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться. Похлопать соседа по плечу и показать с помощью кисти руки и указательного пальца сегодняшнее настроение. Приём «Создание ситуации успеха в учении» (создание ситуации, которая ведёт к возникновению у обучающегося чувства уверенности в своих силах и лёгкости процесса обучения) | Эмоциональное настраивание на занятие. | Л: Мотивационная основа к учебной деятельности. К: Уметь сотрудничать с другими людьми. | |
2. Самоопределение к деятельности. | Дети отвечают на вопросы учителя. Предполагают цель занятия. Читают тему занятия с доски. | - Можем ли мы сказать, что между нами произошло общение? Почему? -Что выражали наши движения? -Понадобились ли нам для этого слова? - Предположите цель нашего занятия? - А как будет называться тема нашего занятия? Приём «Подводящий диалог» (вопросы для определения цели занятия) | Подводящий диалог, для определения целеполагания, варианты которых фиксируются на доске. | П: Формулировать тему занятия, выделяя её из полученной информации. Р: Определять цель: принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель учебной деятельности с помощью учителя. К: Отвечать на вопросы учителя. | |
3. Изучение нового материала. | Читают эпиграф с доски. Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопросы учителя. Определяют на картинках разные состояния человека. Сравнивают свои предположения с образцом. Делают вывод, о том, что при помощи жестов, мимики и поз происходит общение между людьми. | - А теперь предлагаю прочитать эпиграфы к нашему уроку: «Глаза – зеркало души» «Что в сердце варится, то на лице не утаится». - Как вы понимаете смысл пословиц? - А можно ли общаться с помощью одних только глаз? - Предлагаю поработать в парах. Посмотрите на картинки, которые я вам приготовила, определите, в каких лицах мы увидим удивление, страх, грусть, злость, радость и спокойствие. (слова будут закрыты) -Расскажите, какие эмоции вы увидели на каждой из картинок. – А теперь давайте проверим наши предположения. Совпали ли наши предположения? ( Открываю картинку со словами на обратной стороне доски для самопроверки) - Какой вывод мы можем сделать? - Как называется выражение лица, при котором оно выдаёт свои внутренние ощущения? - Предположите, при помощи чего мы с вами можем общаться? - А ещё? - Позы и жесты человека очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент. Это общение называется невербальным, т.е. общением без слов. Приём «Обобщения» (выделение существенных признаков, их свойств и отношений) | Объяснение смысла пословицы. Работа с картинкой, с целью определения разных состояний человека. | П: Осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи. П: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. П: Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы; вести поиск и выделять необходимую информацию. К: Решать учебные проблемы, возникающие в ходе парной работы. | |
4. Первичное закрепление пройденного. | Играют в игру «Угадай-ка», предположив перед её началом, в чём будет заключаться смысл игры. Затем показывают предложенные учителем фразы. Оценивают себя с помощью смайликов. Отвечают на вопрос учителя. | - А теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». - Предложите свои правила игры, связав их с сегодняшней темой занятия. - Правильно, мы будем угадывать фразы, которые нам будут показывать наши одноклассники. - Кто желает выйти к доске? Приём «Театрализации» (использование средств театра в педагогическом процессе) Вопросы после игры: - Всем ли удалось правильно понять наших одноклассников? - У кого возникло затруднение? В чём оно проявилось? - А у кого всё получилось? - Помогите однокласснику объяснить, как справится с возникшей трудностью. Приём «Дай себе помочь» (ситуация, в которой ученики могут помочь, ошибившемуся однокласснику) - А теперь оцените себя с помощью смайлика, если во время игры вам было всё понятно, покажите «улыбающийся смайлик», а у кого остались сомнения по поводу того, всё ли было понятно, то возьмите «удивленный смайлик», если вам было трудно угадывать фразы одноклассников – выберите «грустный смайлик». - Приведите примеры ситуаций, когда приходится использовать только невербальные средства общения? Приём «Оцени себя» (оценивание себя на промежуточном этапе занятия) | Игра «Угадай-ка» (Показать фразы: «Позвони мне!» (с помощью жестов) «Я обиделся!» (с помощью мимики), «Я сплю!» (с помощью позы) «Можно к доске!» (с помощью жестов и позы) «Пойдём, погуляем!» (с помощью жестов) « Я получил пятёрку!» (с помощью мимики и жестов) Оценивание себя с помощью смайликов. | Р: Определять последовательность действий, перед началом выполнения задания. Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. П: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Л: Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. | |
5.Контроль. Групповая работа. | Работают в группах вспоминают правила работы в группах, затем придумывают и рисуют жесты – знаки. Затем показывают свои работу, прикрепляя их на доску. | - А сейчас предлагаю поработать в группах и придумать жесты-знаки, которые могут пригодиться нам на уроке тогда, когда разговаривать нельзя. - Но перед этим, напомните, пожалуйста, правила работы в группе: Один говорит, другие слушают Работать должен каждый на общий результат. В группе должен быть ответственный. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. - Нарисуйте, опознавательные жесты-знаки, которыми мы могли бы пользоваться на наших уроках. (После выполнения работы) -Предлагаю представить свои работы. Приём «Практической значимости» (выполнение заданий, направленных на закрепление материала) | Придумывают и рисуют жесты-знаки, которые могут пригодиться им на уроке (« Я выполнил задание», «У меня возник вопрос», «Затрудняюсь ответить», «Поработаем в парах») Представление своих рисунков. | Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. П: Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы. К: Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. К: Предотвращать и преодолевать конфликты. К: Вырабатывать и принимать коллективные решения. | |
6. Рефлексия деятельности на занятии. | Возвращаются к вариантам целеполагания занятия. Выясняют, совпали ли предположения. Составляют мнение о занятии с помощью данных фраз. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя с помощью смайликов. | - А теперь вернёмся к нашим предположениям, целей нашего занятия. Совпали ли наши предположения? - А сейчас мне бы хотелось выслушать ваше мнение о занятии с помощью фраз: - Мне было интересно … - Мне было трудно… - Мне бы ещё хотелось узнать… Приём «Закончи предложение» (ученики оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности) - Расскажите, о каких средствах общения и понимания мы сегодня говорили на занятии? - Для чего нужно владеть разными этими средствами? - Где эти знания нам могут пригодиться? Приём «Практической значимости» (выполнение заданий, направленных на закрепление материала) - А сейчас предлагаю оценить свою работу с помощью смайликов: «улыбающийся смайлик», означает, что вы поняли сегодня на занятии, как можно общаться друг с другом без слов. У кого же остались сомнения по поводу того, как можно вести такое общение, возьмите «удивленный смайлик», если вы затрудняетесь ответить, всё ли поняли на сегодняшнем занятии, то выберите «грустный смайлик». И прикрепите эти смайлики на доску. - Спасибо за работу на занятии. Надеюсь, что и в повседневной жизни, вы будете использовать невербальные средства общения. Приём «Смайлики» (ученики сигнализируют о своем усвоении полученного материала на занятии) Приём «Рефлексии» (самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности или взаимодействия) | Возвращение к началу занятия, вспоминание предположений цели занятия. Продолжение фраз для составления мнения о занятии. Оценивание себя с помощью смайликов. | Р: самоконтроль и самооценка. Л: Формировать умение проводить рефлексию занятия. К: Выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия № 9 по внеурочной деятельности «Первые шаги. Уроки развития» "Мой друг школьный портфель"
Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о прав...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 3-х классов составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Мой друг компьютер" 3-4 класс
Программа внеурочной деятельности "Мой друг компьютер" для детей с ОВЗ рассчитана на 2 года. Она предназначена для детей 3-4 классов....
Занятие по внеурочной деятельности по теме «Про репку и другие корнеплоды»
Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по теме «Про репку и другие корнеплоды»...
Методическая разработка библиотечного урока «Сказку, друг мой, назови!»
Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту, честность и целеустремленность. Урок-игра «Сказку, друг мой, назови!» направлен на развитие у ребенка образного и логического мышления, вни...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности : "Смысловое чтение, читаю, понимаю, узнаю 2 класс"
Рабочая программа 2 класс под редакцией Ульяхиной...