Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности : "Смысловое чтение, читаю, понимаю, узнаю 2 класс"
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа 2 класс под редакцией Ульяхиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Смысловое чтение | 48.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск»
Утверждена приказом директора
МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск»
№ _____175-од_______от ___27.08.2023_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
Внеурочной деятельности
«Смысловое чтение, читаю, понимаю, узнаю»
для 2 класса
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы: Жукова Е. Н, учитель начальных классов
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 2 -ых классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия « Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» издетельство «Просвещение» Ульяхина Л.Г
Курс учебного в 2 классе рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
1. Полноценное развитие технической и смысловой стороны чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
2. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
3.Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
4. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
5. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
6.Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом учебной деятельности МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск».
Содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Сперва Аз да буки, а там и науки.«Старинные часы на Кремлевской стене».«Загадка скифских даров».Первый алфавит .Путешествие по Москве на трамвае. Алфавитная нумерация. Особенности нумерации в древнерусском алфавите. Хлебу мера, а деньгам счет. История денег.
Кто как дышит? «Водяной скорпион» Условия жизни «Зоологические экскурсии» Б.Е Райков
«Очерки из жизни пресноводных животных», «Серебрянка» Е.Н. Павловский, С.Г. Слепнева
Очерки из жизни пресноводных животных», «Пауки» Е.Н. Павловский, С.Г. Слепнева
Пресноводные брюхоногие маллюски. Прудовик большой. Катушка роговая «Голоса маллюсков»
Маленький шаг в большое путешествие Карта местности. Археологические раскопки в Покровском лугу. Составление маршрутного листа. Чтение маршрутного листа
Путешествие в Археологический парк Путешествие в археологический парк Музей археологии: «Стрелецкое городище»
- Планируемые образовательные результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
• находить книгу в открытом библиотечном фонде;
• выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
• сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
• формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
• книге и героях;
• характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
• заданную тему;
• сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
• слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
• пользоваться аппаратом книги;
• овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
• систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4) Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | |
план | факт | |||
1 | 07.09 | Сперва Аз да буки, а там и науки | Прогнозирование Содержания текста Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. | |
2 | 14.09 | «Старинные часы на Кремлевской стене» | Прогнозирование содержания текста Формирование эмоциональной оценки Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
3 | 21.09 | «Загадка скифских даров» | Анализ содержания текста | |
4 | 28.09 | «Загадка скифских даров» | Творческое задание: придумать свой финал рассказа Установить способы передачи информации | |
5 | 05.10 | Первый алфавит | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре | |
6 | 12.10 | Путешествие по Москве на трамвае. | Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
7 | 19.10 | Алфавитная нумерация | Чтение текста и его анализ | |
8 | 26.10 | Особенности нумерации в древнерусском алфавите. | Восстановление последовательности событий. Логические упражнения | |
9 | 09.11 | Хлебу мера, а деньгам счет | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
10 | 16.11 | История денег | Взаимная оценка. Умение ориентироваться в тексте | |
11 | 23.11 | Виды монет | Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности: описание. | |
12 | 30.11 | Монеты банка России | Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. | |
13 | 07.12 | Чеканка монет в Древней Руси. | Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средств художественной выразительности: описания | |
14 | 14.12 | Чеканка монет в Древней Руси | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
15 | 21.12 | Современные монеты в России | Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка | |
16 | 28.12 | Современные виды монет | Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. | |
17 | 11.01 | Кто как дышит? | Выразительное чтение отрывка из рассказа по ролям. Взаимная оценка | |
18 | 18.01 | «Водяной скорпион» Условия жизни | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. строя речи. | |
19 | 25.01 | Кто как дышит? «Зоологические экскурсии» Б.Е Райков | Анализ содержания рассказа | |
20 | 01.02 | «Очерки из жизни пресноводных животных», «Серебрянка» Е.Н. Павловский, С.Г. Слепнева | Анализ содержания рассказа, составление плана | |
21 | 08.02 | Очерки из жизни пресноводных животных», «Пауки» Е.Н. Павловский, С.Г. Слепнева | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
22 | 15.02 | Персноводные брюхоногие маллюски. Прудовик большой | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
23 | 22.02 | Пресноводные брюхоногие маллюски. Катушка роговая | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. | |
24 | 29.02 | «Голоса маллюсков» | Актуализация знаний содержания рассказа | |
25 | 07.03 | Маленький шаг в большое путешествие | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре | |
26 | 14.03 | Маленький шаг в большое путешествие. Карта местности | Анализ содержания рассказа. Словарная работа. | |
27 | 21.03 | Археологические раскопки в Покровском лугу. | Анализ содержания рассказа | |
28 | 04.04 | Составление маршрутного листа | Работа с текстом, анализ содержания | |
29 | 11.04 | Чтение маршрутного листа | Работа с текстом, анализ | |
30 | 18.04 | Путешествие в Археологический парк | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. | |
31 | 25.04 | Путешествие в археологический парк | Выразительное чтение рассказа по ролям | |
32 33 | 02.05 16.05 | Музей археологии: «Стрелецкое городище» | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре | |
34 | 23.05 | Итоговый урок по теме: «Что узнали, чему научились» | Анализ полученной информации |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное пособие «Смысловое чтение. 2 класс Читаю. Понимаю.Узнаю» Л.Г. Ульяхина
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для 4 класса
Программа «Волшебный мир оригами», как средство дополнительного образования младших школьников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.Данный курс направ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки", 2 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» 2 -4 класс по УМК ПНШ
В содержании любого предметного курса начальной школы легко выделяются несколько относительно самостоятельных линий, одной из которых, традиционно, является линия, связанная с решением учебных задач. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 3-х классов составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)
Программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22...