Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."
рабочая программа (3 класс)

Кузнецова Юлия Александровна

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 и приказ № 1241 от 26.11 2010г.);
  • примерной образовательной  программы НОО «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» под редакцией М.К. Антошина;
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» на  2020-2021 учебный год;
  • годового учебного календарного графика на 2020-2021 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  «Луховицкая средняя общеобразовательная школа   №1»

___________     О.С.Вельдяева

Приказ №__________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

3 «г» класс

(общеинтеллектуальное направление)

Учитель: Кузнецова Юлия Александровна,

стаж работы – 6 лет,

первая квалификационная  категория

Срок освоения программы, учебный год: 1 год,  2020-2021уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 и приказ № 1241 от 26.11 2010г.);
  • примерной образовательной  программы НОО «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» под редакцией М.К. Антошина;
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» на  2020-2021 учебный год;
  • годового учебного календарного графика на 2020-2021 г.

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» - формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Основныезадача программы:

  • полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности;
  • воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  •  овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться вкниге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
  • понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1» и годовым календарным учебным графиком школы на изучение курса «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» в 3 классе начальной школы отводится 0,5чв неделю - 16ч в год (1 полугодие).

В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе насамоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов моральногоповедения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
  • следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой иотечественной художественной культурой.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале всотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

В результате изучения учебного предмета обучающиеся  научатся:

  • владеть навыком чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно, сознательно и выразительно;
  • воспринимать содержание текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;
  • отвечать на вопросы в устной и письменной формах;
  • задавать вопросы к прочитанным произведениям;
  • определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера;
  • составлять план текста;
  • пересказывать текст;
  • характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
  • находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

В результате изучения учебного предмета обучающиеся  получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов;
  •  определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.  
  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Содержание курса внеурочной деятельности  

«Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»

(16 часов)

Стихотворение А.Усачёва «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября» (1 час)

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка» (1 час)

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер» (3 часа)

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»(1 час)

Китайская сказка «Олени и пёс». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс» (1 час)

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных» (1 час)

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках» (1 час)

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни» (2 часа)

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни» (1 час)

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» (1 час)

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» (1 час)

Рассказ Н. Носова «Заплатки». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Заплатки» (1 час)

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы» (1 час)

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

игровая

познавательная

досугово-развлекательная

проблемно-ценностное общение

научное общество

конкурс

игра

олимпиада

путешествие

познавательные игры

викторины

индивидуально-групповые консультации

консультации

Учебно-тематический план

 (16 часов, 0,5 часа в неделю)

№ п/п

Название темы (раздела)

Всего часов

1

Работа с художественными текстами

13

2

Работа с научно-познавательными текстами

2

3

Работа с учебными текстами

1

Итого:

16

Календарно-тематическое планирование курса «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю»  

3 класс

(16 часов  в год, 0,5 часа в неделю)

№ п/п

Название темы, раздела

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту/ коррекция

1

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Стихотворение А.Усачёва «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября».

2

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка».

3

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер» (1-3 части). Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

4

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер» (4-6 части). Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

5

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер».

6

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья».

7

Китайская сказка «Олени и пёс». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс».

8

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

9

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

10

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни» (1-2 части).

11

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни» (3-4 части).

12

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа«Любитель песни».

13

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина».

14

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина».

15

Рассказ Н. Носова «Заплатки». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Заплатки».

16

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Читай -ка"

Данная программа предназначена для проведения занятий во  внеурочной деятельности. Программа расчитана на 2 года (1 - 2 класс). Кружок "Читай-ка" способствует расширению читательского пространств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»

Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литерат...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю".

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...

Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса

Рабочая программа логопедической коррекции «Думаю, читаю, понимаю» для 2 класса, детей с ОВЗ...