Охрана природы. Зимующие птицы.
классный час по теме

Гайнутдинова Гульшат Рамилевна

Холодно и голодно птицам зимой. Многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx23.43 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 1 классе по теме "Поделитесь с птицами едой"

Ф.И.О. педагога: Гайнутдинова Гульшат Рамилевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогическая цель:

 - создать условия для ознакомления учащихся о многообразии зимующих птиц, их значении для природы;

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц; уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;

2. Личностные:

 - проявляют познавательный интерес к изученному материалу, любовь к природе, бережное и доброе отношение ко всему живому;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

1. Регулятивные:

 - учатся включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивают способы их решения;

2. Познавательные:

 - логические – раскрывают смысл пословицы, загадок.

- общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в стихотворении; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию;

3. Коммуникативные:

 - развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: презентация "Зимующие птицы", запись "Голоса птиц", компьютер; кормушки и корм для птиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Значение птиц зимой.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)

- Покажите ваше настроение. А какое настроение у меня? Как узнали? Давайте улыбнемся,  друг  другу, чтобы нам стало теплее в этот зимний денек! 
Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались 
Наших северных гостей. 
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)

- Как думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей). Слайд 1

- Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Сегодня на уроке мы узнаем, где зимуют птицы?  Как  они выживают  в это трудное время года?   

Можно ли помочь птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края. Они живут у нас всю зиму. Остаются эти птицы, потому что и зимой находят корм.
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.) 
2. Репортаж с лесной опушки.
- Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались ее обитатели.
Звучит запись "Голоса птиц"
Ребята, вы узнали, кто мне дал интервью в лесу? (Клесты, снегири, дятлы, синицы, воробьи)
3. "Узнай птицу".
- А вот, что мне поведали пернатые друзья о себе.
- Давайте попробуем узнать зимующих птиц по описанию. Слушайте внимательно.
Когда дети узнают птицу, учитель показывает фото на компьютере.
Клесты. 
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Единственный корм этих птиц - еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом.

- А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными. (Ответ детей.) Слайд 2
Дятлы.
- В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. (Ответ детей) Слайд 3
Снегири.
- Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. (Ответ детей) Слайд 4
Поползень.
- Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек. (Ответ детей) Слайд 5
Синицы.
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется - "Синичкин день". По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей. (Ответ детей) Слайд 6
Воробьи.
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает. (Ответ детей) Слайд 10
- Все догадались, о ком идет речь? Конечно, о воробьях. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили. Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении "Воробей" пишет о том, как трудно воробью зимой и будьте готовы ответить на вопросы. В стихотворении вам встретятся слова - подвода и поклажа. Подвода - грузовая конная повозка. Поклажа - уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. (Учитель читает стихотворение)
- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.)
- Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? (Ответы детей.)
- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.
4. Беседа: "Забота о зимующих птицах". Слайд 11
- Холодно и голодно птицам зимой. Многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.) И у нас в классе прошёл интересный конкурс, вы все с родителями сделали кормушки для птиц. Все вы активно приняли участие, молодцы!
- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему? (Для птиц страшнее голод, чем холод.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)
- Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу. Кто знает об этой пользе? (Птицы уничтожают насекомых-вредителей.)
- Ребята, я знаю, что вы подготовили индивидуальные сообщения о том, как заботиться о зимующих птицах.
1 ученик: Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву. Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.
2 ученик: Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена, ясеня, липы.
3 ученик: А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.
- А сейчас, ребята, разгадаем загадки. Слушайте внимательно и ответьте.

Я не трону, не робей, эй, пугливый... (воробей). Слайд 12
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха - хорошо птенцам и сухо. 
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (Галка.) Слайд 13
Ей на месте не сидится; все летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: "Тень-тень!"
Угадай-ка, что за птица? То веселая... (синица). Слайд 14
Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья... (снегирю). Слайд 15
- А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: "Воробьи дружно расчирикались - к оттепели"; "Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат"; "Синица к избе - зима на дворе". 
- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? 
(Учащиеся называют народные приметы).
1 ученик: Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат - к ясной погоде, к потеплению.
2 ученик: Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению. 

3 ученик: Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза.
4 ученик: Если ворона купается ранней весной - к теплу.
5 ученик: Если грачи прилетели до 14 марта - быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
6 ученик: Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.
7 ученик: Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
8 ученик: Летом ворона купается - к дождю.
Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи - к ненастью.
9 ученик: Синица пищит - зиму вещает.
10 ученик: Если журавли осенью летают высоко - осень будет продолжительной.
- Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать).
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям. Наш классный час подошёл к концу. Я обращаюсь к вам с просьбой: не забывайте о наших пернатых друзьях, помогите им перенести морозы.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова "Поделитесь с птицами едой!" (Учитель читает стихотворение) Слайд 16

- А сейчас все мы выйдем на улицу и повесим наши кормушки на деревья у школы. Мы их правильно расположим, чтобы птичкам было удобно добывать корм.  И насыплем корм в наши кормушки. Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимующие птицы

Слайд 2

Небольшая лесная птица семейства вьюрковых, имеющая крючковато изогнутый клюв с перекрещивающимися концами. КЛЁСТ

Слайд 5

ДЯТЕЛ

Слайд 6

СНЕГИРЬ

Слайд 8

ПОПОЛЗЕНЬ

Слайд 9

СИНИЦА

Слайд 10

ВОРОБЕЙ

Слайд 11

Синицы на кормушке

Слайд 12

Снегири на кормушке

Слайд 13

воробей

Слайд 14

галка

Слайд 15

синица

Слайд 16

снегирь

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ_охрана природы зимой

Разработка конспекта урока окружающего мира - "Охрана природы зимой"....

Охрана природы зимой

Конспект урока окружающего мира...

Охрана природы зимой.

Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива "Охрана природы зимой"

Конспект урока по окружающему миру по теме  "Охрана природы зимой" + презентация...

план-конспект по окружающему миру 2 класс "Охрана природы зимой" Песпектива

Технологическая карта урока(окружающий мир) Тема урока: Охрана природы зимой.  Цель урока: познакомить детей с правилами охраны природы зимой во время прогулки в зимнем лесу; особенностями ж...

«Охрана природы зимой».

laquo;Охрана природы зимой»....