Конспект урока ОМ_охрана природы зимой
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Рогозина Екатерина Алексеевна

Разработка конспекта урока окружающего мира - "Охрана природы зимой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_om.docx54.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс

Тема: Охрана природы зимой

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока – создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.

Планируемые результаты:

1) Предметные

  • формирование представлений об изменении условий жизни растений и животных зимой
  • формирование представлений о правилах охраны природы зимой и ее необходимости
  • формирование представлений о животных, охраняемых Красной книгой (филин, тигр, белый медведь)
  • развитие кругозора  за счет раскрытия таких терминов, как наст, гололед, гололедица, оседлый образ жизни, кочёвки; при сообщении дополнительных сведений об охране природы зимой

2) Метапредметные

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между поведением и деятельностью человека и состоянием природы, между изменениями и условий жизни растений и животных зимой и необходимостью охранять природу
  • развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации)
  • развитие умения обобщения, умения делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала

3) Личностные

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через раскрытие ее многообразия и необходимости ее зашиты

Оборудование

Для учителя

Для учащихся

  1. Компьютер, проектор
  2. Презентация
  3. Видео «Как правильно подкармливать птиц»
  4. Карточки с правилами охраны природы зимой
  5. Учебник, рабочая тетрадь

1. Учебник, рабочая тетрадь

2. Письменные принадлежности

Этап

Время

1.

Организационное начало

1 мин

2.

Постановка учебной задачи

2 мин

3.

Знакомство с новым материалом

3.1.

Правила охраны природы зимой

18 мин

3.2.

Животные Красной книги

12 мин

4.

Закрепление знаний

10 мин

5.

Итог урока и домашнее задание

2 мин

Ход урока:

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1. Организационное начало

Приготовьтесь к уроку окружающего мира. Здравствуйте,  меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Учащиеся готовятся к уроку окружающего мира, проверяют наличие учебника, рабочей тетради и письменных принадлежностей.

2. Постановка учебной задачи

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома!

Зовут меня …

Это время года вы сейчас изучаете?

Вы уже знаете, как называются зимние месяцы, что происходит зимой в неживой и живой природе, какие праздники отмечают зимой разные народы мира, как зимней порой люди трудятся, как заботятся о своем здоровье. Поэтому вы, наверное, с легкостью ответите мне, какие сложности возникают у растений и животных с приходом зимы.

 

А вы уверены, что зимой растения и животные живы? Что это доказывает?

Действительно, зимой растениям и животным приходится трудно, но они приспосабливаются к этим условиям. И, знаете, что интересно, что мы с вами можем в этом им помочь.

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?

Да, сегодня на уроке мы узнаем правила охраны природы зимой.

Зима

Да

Зимой становится холодно, выпадает много осадков в виде снега, животным становится трудно найти себе корм.

Животные оставляют следы на снегу, а если срезать веточку дерева, и поставить ее в воду, то вскоре начнут распускаться почки.

Как помочь растениям и животным зимой.

3. Знакомство с новым материалом

3.1. Правила охраны природы зимой

Есть несколько способов, как мы с вами можем сохранить природу и помочь ей, смотрите сами.

Посмотрите на экран, перед вами рисунки, в которых зашифрованы правила охраны природы зимой.

Давайте попробуем их сформулировать.

Что изображено на первом рисунке? Красив зимний лес? А что именно делает его таким привлекательным?

Любите зимой покататься на лыжах, поиграть в снежки?

 Скажите, а снег зимой помогает растениям, как? Правильно.

А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему?

А чем грозит зима деревьям?

Но не бойтесь, деревья и к этому приспособились, их ветви покрыты специальным защитным слоем, который предохраняет их от высыхания в морозы.

Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.

А вот представьте, зима, только что прошел снегопад, и много-много снега налипло на ветвях дерева, каково ему?

Да, правда, для растений снег и помощник, но в больших объемах он может навредить деревьям.

Веточки стряхивают от снега, чтобы помочь деревьям. Также многие деревья укрывают, чтобы спасти их от ветра и снега.

Мы узнали, как влияет снег на растения, а животным он помогает, как вы думаете?

А когда на снегу образовывается наст, знаете, что такое наст? Он помогает животным?

А как он влияет на птиц, которые ночуют под снегом? (глухарь, тетерев)

Вот видите, что красота снежного убора может быть обманчива, и снег как помогает, так и вредит многим растениям и животным.

А когда приходим в парк, что обычно делаем? А чем это может грозить? Как нам нужно себя вести?

Так какое же правило будет нашим первым правилом охраны природы?

Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился, поэтому нужно помочь и не нарушать их покой.

Посмотрите на 2 рисунок. Что он может означать? Как нам нужно вести себя на природе?

Почему нельзя оставлять мусор?

Предсталяете,

-Бумага не сгнивает 2 года.

-Целлофан не сгнивает 200 лет.

-Консервная банка может поранить ногу и через 30 лет.

Зимой может быть мусор и не заметен, так как находится под снегом, но весной все тайное станет явным.

А чем посыпают гололедицу на улице? Это опасно?

А как на это реагируют домашние животные? Как человек их защищает?

Посмотрите на картинку, каким будет наше второе правило?

Обратите внимание на 3 рисунок. Что на нем изображено? Что это может значить? А почему нельзя вырубать ели, ведь все же так делают? Вспомните, с кем «дружит» ель.  

 А как же обойтись в Новый год без ели?  

Кто изображен на 4 рисунке?  От чего птицы страдают зимой, почему? Как мы можем им помочь?

Посмотрим на 5 рисунок. Что перед нами? Для чего это сено, как вы думаете? Для каких животных? Где можно увидеть диких животных? Кто подкармливает их?

Кто же изображен на последнем рисунке? А как мы можем помочь белкам?

Скажите, а подкармливать можно чем угодно?

Молодцы, вот мы и сформулировали все правила охраны природы зимой.

Давайте, повторим, что каждый из нас сможет сделать, чтобы сохранить природу зимой. Нам это трудно сделать?

Давайте же следовать этим простым правилам и тогда природа будет радовать нас своим богатством и красотой.

Изображен зимний лес. Да, благодаря снегу.

Снег укрывает их от холода.

Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.

Мороз иссушит влагу, засохнет веточка и погибнет.

Дереву становится тяжело держать столько снега на своих ветвях. Под тяжестью снега одни деревья наклоняются и затем падают на землю, другие ломаются.

Животным трудно найти корм под снегом и еще они проваливаются в снег, когда бегут за добычей.

Он позволяет животным не проваливаться в снег при охоте.

Им трудно выбраться из-под снега, и они могут погибнуть.

Веселимся, бегаем, играем в снежки, падаем в сугробы, катаемся на лыжах. Снежный покров сохраняет тепло и, нарушив его, мы вредим не только растениям, но и можем потревожить животных. Кататься на лыжах нужно в специально отведенных местах, потому что также можно нарушить снежный покров и навредить растениям.

1. Не нарушать покой природы

Нельзя оставлять мусор, потому что он разрушает почву и мешает появиться растениям

Песком, солью, химикатами. Вместе с талой водой, это проникает в почву и разрушает ее, вредит растениям

Он надевает специальные ботиночки на лапы животным,  потому химикаты разъедают их

2. Не оставлять мусор

Изображены деревья, их нельзя срубать, потому что нарушаются связи, и гибель одного, ведет к гибели другого.

Можно наряжать искусственную ель или ветки ели.

Птицы у кормушки, от голода. Мы можем делать кормушки и подкармливать их.

Сено, которым подкармливают диких зверей в заповедниках. Сотрудники заповедников, лесники.

Белка. Можем покормить их.

Нет, нужно предлагать только то, что животные могут встретить в естественных условиях.

1. Не нарушать покой природы

2. Не оставлять мусор

3. Не срубать деревья

4. Заботиться о животных

3.2. Животные Красной книги

А как вы думаете, животным, занесенным в Красную книгу, живется лучше зимой? почему?

Откройте учебник на стр. 54, давайте прочтем о животных, охраняемых Красной книгой. Кто представлен?

О каких еще животных красной книги вы узнали ранее?

Давайте прочитаем о филине, что интересного узнали? какие трудности он испытывает зимой?

о тигре? о белом медведе? Почему человек истребляет тигров и белых медведей?

Как вы думаете, какие меры охраны нужно предпринять, чтобы защитить этих животных?

Браконьеры охотятся за ценными шкурами этих животных.

строже наказывать браконьеров и создавать больше заповедников.

4. Закрепление знаний

Давайте закрепим наши знания и выполним несколько упражнений. Начнем с упражнений в рабочей тетради. Откройте ее на стр. 28. Посмотрите в задании 2, есть изображения птиц, Каких птиц вы видели зимой?

Как мы можем им помочь?

Выполните задание 3.

А теперь проверим, правильно ли вы выполнили это упражнение, для этого посмотрим видео.

Поиграем в игру «Правильно-неправильно».

Я буду называть вам действие, а вы будете один раз хлопать, если я правильно делаю, и один раз топать, если неправильно.

1. Перед походом в парк и сквер я приготовлю семена, перловую крупу, крошки белого хлеба для птиц, орехи для белок.

2. буду кормить птиц солеными орешками и чипсами.

3. оставлю на память все фантики от съеденных конфет в парке

4. буду  кататься на лыжах в разрешенных местах

5. я буду весело бегать, громко кричать и распугивать всех обитателей парка

6.в новый год буду наряжать искусственную ель

Молодцы, вы были очень внимательными.

Да, всех, эти птицы являются зимующими.

Мы можем создавать кормушки и подкармливать их семечками, просо, несоленым салом.

5. Итог урока и домашнее задание

Что мы сегодня с вами изучали?

Какие правила обсуждали?

Какие выводы сделали?

Прочитайте вывод на стр. 55. Согласны с ним? Будем помогать растениям и животным зимой?

Спасибо всем за урок.

Дома выполните, пожалуйста, задания в рабочей тетради на стр.28-29 Доделайте невыполненные задания. Необходимо нарисовать или приклеить фотографию скворечника для птиц, примеры мы видели в презентации, также необходимо раскрасить животных Красной книги, посмотрите, эти животные представлены в учебнике, вы можете посмотреть иллюстрации там, чтобы ваш рисунок соответствовал реальности.

Как охранять природу зимой.

1. не нарушать покой природы.

2. Не оставлять мусор.

3.Не срубать деревья.

4. Заботиться о животных

Нужно охранять природу зимой, потому что зима очень суровое время для жизни растений и животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива "Охрана природы зимой"

Конспект урока по окружающему миру по теме  "Охрана природы зимой" + презентация...

план-конспект по окружающему миру 2 класс "Охрана природы зимой" Песпектива

Технологическая карта урока(окружающий мир) Тема урока: Охрана природы зимой.  Цель урока: познакомить детей с правилами охраны природы зимой во время прогулки в зимнем лесу; особенностями ж...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: "Охрана природы зимой" )УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с правилами охраны зимой в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц.Планируемые результатыПредметные:знать правила охраны природы во врем...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"...