Классный час на тему: "Спешите делать добро или поговорим о толерантности ! "
классный час (3 класс) на тему

Содержание классного часа помогает учащимся  осознать такие понятия, как "толерантность","инвалид","дети-инвалиды" и др.,раскрывает проблемы,которые испытывают инвалиды в социуме и призывает:" Спешите делать добро!!!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Классный час на тему:

"Спешите делать добро или поговорим о толерантности  ! "

Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями; формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.

 

                                ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

Вступительное слово:

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые.                                         У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению,  бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две,  но одна рука почти не может двигаться. 
 Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.  

II. Основная часть

1.Групповая дискуссия.

- Кто такие люди- инвалиды?

-Часто ли вы встречаете на улице инвалидов или людей с  ограниченными возможностями?

- Есть ли у вас родственники, знакомые – инвалиды?

- Должно ли людям с ограниченными физическими возможностями быть стыдно за свое положение?

- Обращали ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя в присутствии людей с ограниченными физическими возможностями?

- Как вы думаете, что чувствуют люди с ограниченными физическими возможностями, когда на них обращают внимание, жалеют их?

2. Анкетирование по проблеме классного часа.

И сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Только постарайтесь отвечать честно. Подписывать анкету не нужно.

АНКЕТА

1. Как ты относишься к людям с ограниченными возможностями?

1) С жалостью, сочувствием.                                                                                                                                       2)С неприязнью.                                                                                                                                               3) Безразлично.                                                                                                                           4)Доброжелательно.                                                                                                                                                      5) Другое

2. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будет учиться ребенок-инвалид?

1)Вполне нормально, постараюсь с ним подружиться.                                                                   2)Настороженно, надо будет присмотреться.                                                                               3)Отрицательно, постараюсь его не замечать и не общаться с ним

3. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?

1)Да, конечно. 2)Сперва подумаю. 3)Нет. 4)Затрудняюсь ответить

4.Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется  человек в инвалидной коляске?

1)Постараюсь поменять своё место.                                                                                                    2)Постараюсь не замечать его трудностей, ведь  тебя  это не касается.                                              3)Буду помогать ему,  если только он  попросит тебя об этом.                                                              4)Буду помогать ему при малейшей возможности,  не ожидая просьбы о помощи

5.Твое отношение к инвалидам, занимающимся спортом, участвующих в соревнованиях.

1)Никогда не задумывался об этом.                                                                                                      2)Безразлично, меня это не касается.                                                                                                                  3) Настороженно – не знаю, зачем им это нужно.                                                                              4)Нормально – наверное, это хорошо,  хотя и непривычно.                                                                    5)Очень хорошо, они – молодцы!                                                                                                                                6) Другое

6. Знаешь ли ты о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

1)Да, знаю, что им приходится несладко.                                                                                                      2)Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно.                                                                                3) Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой

7.Как ты относишься к проблеме защиты прав инвалидов?

1) Положительно, их права надо защищать.                                                                                       2)Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт.                                                                                   3) Отрицательно, пускай сами себя защищают

 3. Психотехнические игры.

1) «Поводырь-слепец 

- А сейчас мы с вами поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что может чувствовать человек, лишенный способности видеть                                                                                                      (Формируются пары участников, один из которых « Слепец», ему завязывают глаза, другой-                           « Поводырь», он водит « Слепца», стараясь избежать препятствий).

-Какие чувства вызывает эта игра?

2)   Что слышно?

Детям предлагается в течение 1 минуты обратить внимание на окружающие их звуки, а затем рассказать, что они услышали? 

3) Пойми меня…

Пригласить к доске желающих участвовать в этой игре. Дать каждому ученику большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом  сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______»               Проводя эту игру , ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами.

4.Беседа по результатам игр:

1) Было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
2) Какие рекомендации можно использовать в разговоре с такими людьми?

(Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать?) 

Вывод.

1) В разговоре с такими людьми можно использовать любой язык знаков, который они могут регулярно применять.

2) Соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ, подождать полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

3) По возможности оказывать моральную поддержку, людям, которые в ней нуждаются.

5. Сообщение Титаренко Полины«Спешите делать добро» (Презентация)

  1)  Спешите делать добро:  история «самого популярного мальчика на земле» Люди в разных уголках планеты скорбят по Ильюше Морозову - 14-летнему мальчику из далёкого посёлка Пермского края. Он был воспитанником детского дома-интернета в поселке Рудничный, в 300 км от Перми, где живут дети с тяжелыми заболеваниями. И год назад в свой день рождения стал самым популярным человеком на земле, хотя большинство наших читателей, возможно, никогда о Илье даже не слышали

           Всю свою сознательную жизнь Ильюша Морозов провёл в доме-интернате для детей-инвалидов. Илья не знал своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Женщина, которая родила его, оставила ещё в роддоме из-за редкого и неизлечимого заболевания амиотрофии Дюшена, которое поочередно убивает все мышцы, пока не добирается до жизненно важных – легких или сердца. Илья знал о своей болезни и знал о том, что он умрёт.

                    Разговаривая с волонтёром Леной он совсем не по-детски говорил: «Не пойму, почему люди боятся смерти? Вот я счастливый человек – все мои желания исполняются! И умирать не страшно… А ты привезешь мне помидоры?».

                  Но у Ильи были друзья – участники проекта «Дедморозим» - которые решили, что в жизни Ильи, который большую часть своей жизни проведет в радиусе 300 метров дома-интерната, обязательно должно быть место празднику. Они обратились в социальных сетях к своим друзьям и друзьям друзей с просьбой отправить Илье послания с поздравлениями со всех концов земного шара. Поздравления пришли из Канады, Японии, Австралии, Парижа, Будапешта и из разных уголков России. Почтовое отделение заброшенного поселка, где находится интернат, получило более 300 открыток для Ильи Морозова. Когда Илья увидел огромный сундук писем и подарков со всего света, он спросил: «Это что, значит, я самый популярный человек на Земле?»

             Сделать маленькое чудо и в ваших силах. Оглянитесь. Теперь Илью знаете и вы. Но ведь, возможно, что рядом есть дети и взрослые, для которых сделать маленькое, но такое важное и нужное для них чудо и в ваших силах.

6.Просмотр социальных роликов «Люди так не делятся» 

1) Ник Вуйчич рассказывает о себе.

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербскихэмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейтесерфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.

Дальше ребята смотрят видеоролик с выступлением Ника.

7.Правила поведения с детьми с ограниченными физическими возможностями их семьей.

( Каждое правило обсудить)

1)Некоторым людям бывает трудно удержаться от любопытного взгляда в сторону

« нетипичного» ребенка. Мы не привыкли воспринимать «иное», отличное от нас самих, и быть терпимыми…

-Помните: нездоровое любопытство больно ранит ребенка и его семью.

2)Порой дети психологически жестоки  с ровесниками с физическими недостатками.

Их жестокость проявляется в том, что они обзывают сверстников, смеются над ними, передразнивают их. Но чаще они просто не принимают их                        в свои игры.

-Как и все дети, дети с ограниченными физическими возможностями могут быть очень хорошими друзьями.

3)Ребенок с ограниченными физическими возможностями не имеет привычных практических навыков здоровых детей, но он обладает другими способностями, которые позволяют им выполнять различную работу лучше, чем другие.

- Давайте будем душевно щедрее друг к другу! Замечать даже незначительные успехи. Это всегда лучше, чем выражать сочувствие и жалеть.

 8.Знакомство с правилами этикета с людьми, имеющими инвалидность

1)Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему…

2) Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку…

3)Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

4)Обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми…

5) Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам не закончит фразу. Не поправляйте, не поторапливайте его. Не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.

9.Литературная страничка.

 « Говорят люди с ограниченными физическими возможностями»

( Материалы взяты из журнала» Поле надежды», выпускаемого силами людей с ограниченными возможностями здоровья г. Чебоксары).

1)

« В 17 лет, когда мне стало известно, что никогда не встану на ноги, что отныне мой удел- инвалидная коляска да окно с кусочком неба за ним, я просто сказала себе: « Жизнь все равно прекрасна!»

                                                                                                      Тамара Мурунова

2) «Проезжая по улице в инвалидной коляске, я часто замечаю на себе взгляды сердобольных прохожих. Взгляды, полные жалости и недоумения… Как объяснить людям, что руки и ноги- это еще не человек, ибо даже без них можно быть самим собой. Самое главное в человеке- то, чего не увидишь, глазами и не поймешь разумом, то, что составляет его духовную суть, его мечты, надежды и стремления».

                                                                                                          Александр Ильин

 3)

Заглянув в больничную палату,                                                                                                             Вы поймете, что такое боль.                                                                                                                           Не считайте горе за расплату,                                                                                                      Добавлять не надо в раны соль.                                                                                                               Ведь они обречены с рожденья                                                                                                              Горечь и страданья познавать,                                                                                                                         В их глазах то непокор смиренью,                                                                                                                              То готовность сколько надо ждать.                                                                                                    Сколько в них невысказанной грусти,                                                                                                                 А надежды, веры и любви…                                                                                                                     Жизнь жестокостью своею учит                                                                                                                Бьет в тайник израненной души.                                                                                                                    Где от боли нет живого места,                                                                                                                         И от вкуса счастья нет следа.                                                                                                                   Вы, спускайтесь, люди, с поднебесья                                                                                                            В этот мир, хотя бы иногда                                                                                                            Познавать цену своей же жизни,                                                                                                   Дорожить всем тем, что есть у Вас…                                                                                                             Кто-то ловит солнечные брызги,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Сокращая адской боли час.                                                                                                                 Есть два мира во Вселенной нашей,                                                                                                                                                                                                                                                          Но они порою далеки                                                                                                                                         Друг от Друга..                                                                                                                                        Так как в день вчерашний                                                                                                              Тяжело даются всем шаги.                     

                                   Людмила Андреева

  4)Обращаясь к людям, Виссарион сказал: «Вы призваны быть счастливыми только от одного того, что живете на этой Земле…Вам дана жизнь, значит, дана возможность дарить свое сердце людям. А это уже счастье!»

III  Подведение  итогов

1) «Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и  насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь,  а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!! Спешите делать добро!!!»

2) Просмотр ролика   « Один ребенок из тысячи…»

3) Практическая работа « Листик клевера» с пожеланиями.

Использованные материалы:

1. Ахвердова О.А., Рыженко И.В., Боев И.В. Психокоррекционные группы для родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Ставрополь,2003.

2. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н.,Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.М.,1996.121 с.

3. Марковская И.М. Тренинг  взаимодействия родителей с детьми. С-Пб.,2000.

4. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям. М.: Педагогика, 1988.

 5. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Классный час на тему "Люди так не делятся!"Трофимова В.В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для учащихся начальной школы по теме: "Спешите делать добро!"

Способствует воспитанию доброжелательного отношению друг к другу, терпимости к окружающим....

Классный час на тему "Спешите делать добро"

знакомство детей с  понятием "толерантность", воспитание у первоклассников  желания делать добрые дела, развитие эмоциональноценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта д...

Классный час на тему «Давайте делать добрые дела!»

Классный час на тему «Давайте делать добрые дела!»...

Технологическая карта классного часа на тему: «Спешите делать добро» во 2 классе

Технологическая картаклассного часана тему: «Спешите делать добро»во 2 классе...

Классный час на тему "Спешите делать добро".

Раскрыть понятия «добро» и «зло»....