Разработка классного часа для учащихся начальной школы по теме: "Спешите делать добро!"
классный час (2 класс) по теме
Способствует воспитанию доброжелательного отношению друг к другу, терпимости к окружающим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа для учащихся начальной школы по теме: "Спешите делать добро"
Ларичева Оксана Владимировна, учитель начальных классов
Цели и задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать доброжелательность;
- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Участники: учащиеся 2 класса.
Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, магнитофон, запись песни «Доброта», мультимедиа.
Подготовительная работа:
- рисунки детей о добре и зле;
- сценка «Про Незнайку»;
- выученные пословицы о добре;
- вырезанные на уроке технологии разноцветные цветочки.
Предполагаемый результат:
- уметь различать добрые поступки от злых;
- расширить кругозор детей;
- формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
Ход мероприятия:
Слово учителя: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Ученик: Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема классного часа «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Ученик: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые, совершают только добрые поступки?
Ученик: Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
Дерево первое «Пословицы о добре»
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы)
Добро помни, а |
| пожнёшь |
Что посеешь, то и |
| зло забывай |
За добро |
| добра не делает никому |
Худо тому, кто |
| добром плати |
А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
* Доброе слово лечит, а злое калечит.
* Злой не верит, что есть добрый.
* Добрая слава лежит, а худая бежит.
* Доброго чтут, а злого не жалуют.
* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
* Добра желаешь, добро и делай.
* Добро поощряй, а зло порицай.
* Сделаешь худо, не жди добра.
* Добро творить – себя веселить.
* Делать добро спеши.
* С добрым жить хорошо.
* Добрый человек добру и учит. и т.д.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево.(вывешивается 1-ое дерево)
Дерево второе «Рисунки о добре».
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили второе дерево. (вывешивается второе дерево и рисунки добра и зла).
Дерево третье «Волшебные слова».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
- От кого вы часто слышите добрые слова?
- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия, пожелания, слова в которые входит само слово "добро".
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ДОБРОЕ УТРО!
В ДОБРЫЙ ЧАС! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!
-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами" Почему? (Ответы детей)
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
- Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
- И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.
Физкультминутка:
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед. Дети выполняют упражнение только тогда, когда учитель добавляет вежливое слово!
Дерево четвёртое «Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Сценка.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так, бескорыстно)
Послушайте стихотворение о бескорыстии.
Ученик: Совершая доброе деяние
Не жди добра в ответ.
Сведет такое ожиданье
Добро твое на нет.
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
- Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
- Делать добро для близких, друзей и животных.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить.
- Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!
Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)
Послушайте стихотворение о любви и доброте к животным.
Ученик: Я предал пса. Что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит.
И руку лижет липким языком.
Дерево пятое «Добрые поступки».
Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)
Ученик: Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)
Молодцы! Сажаем следующее дерево.
Дерево шестое «Сказочные герои».
- Скажите. А где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)
А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)
- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?
- Послушаем какие добрые дела можете сделать и вы.
Ученик: Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он:
О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем -
Галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы. Заботы.
"Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать:
Да надо с уборкой возиться опять"
И ты совершаешь великое чудо -
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
1) Думать о родителях.
2) Радоваться неудачам ближнего.
3) Стремиться хорошо учиться.
4) Завидовать.
5) Поиграть с малышами.
6) Помогать ближним.
7) Сделать кормушку.
-Молодцы. Вы справились с этим испытанием и посадили ещё одно дерево нашего сада доброты.
Седьмое дерево «Наши поступки».
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
- Твой друг заболел , не ходит в школу ,как ты поступишь ?
( буду навещать его , расскажу о жизни в школе , принесу задание , объясню , помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )
- Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в классе ?
( Иногда мальчики обижают девочек . Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )
- Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно
поступать)
- Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится такое поведение .Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно , тому , кого оскорбили )
- Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон ?
( Конечно , Антон неправ . В такой же ситуации может оказаться он сам .Думаю , что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )
«Ласковое солнышко».
Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)
Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)
Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень – труд
Обобщение. «Поляна доброты».
Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.
В нашем саду должны расти только добрые цветы, а значит, вы должны сейчас написать на своих цветочках, какие добрые поступки вы должны совершать каждый день и посадить свой цветочек в нашем саду на поляне доброты. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)
Итог занятия
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.
Ученик: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
А теперь давайте подарим нашим гостям песню «Доброта».
«Доброта».
- Доброта нужна всем людям
Пусть побольше добрых будет.
Ну, а злой на что не взглянет,
Всё от злого взгляда вянет.
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день и добрый вечер!»
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье в добрый час.
Припев: Пожелаем всем в удел:
Добрых слов и добрых дел!
Доброта она от века
Украшенье человека.
- Много слов на свете разных
И сердитых, и прекрасных.
Только сказка не нова
Есть волшебные слова.
И слова простые эти
Знают взрослые и дети.
Те волшебные слова
Снимут чары колдовства.
Припев: Пожелаем всем в удел:
Добрых слов и добрых дел!
Доброта она от века
Украшенье человека.
Пожелаем всем в удел:
Добрых слов и добрых дел!
Доброта она от века
Украшенье человека.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 пос. Октябрьского Ларичева Оксана Владимировна 2012г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"
Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальной школы "Кто мы есть?"
Разработка личностно-ориентированного классного часа для учащихся начальных классов "Кто мы есть?"Цели классного часа: • формировать у учащихся представление о характере; •...
Разработка классного часа для учащихся начальной школы по теме: "Кубанское - значит качественное!"
Классный час воспитывает бережное отношение к своему здоровью, употреблению только качественных продуктов....

Классные часы для учащихся начальной школы
Подборка класссных часов для начальной школы, направленные на формирование ЗОЖ, культуры поведения, толерантности....

Методическая разработка открытого классного часа для учащихся начальной школы «Воронеж наш, мы память бережем О подвиге твоем, который вечен!»
Разработка предназначена для внеклассного мероприятия учащихся начальной школы. Мероприятие способствует формированию у молодого поколения чувства патриотизма...

Разработка внеурочного занятия, направленного на развитие регулятивных УУД у учащихся в начальной школе, по теме: «Спешите делать добро».
Разработка внеурочного занятия, направленного на развитие регулятивных УУД у учащихся в начальной школе, по теме:«Спешите делать добро»....

Сценарий классного часа для учащихся начальной школы «Памяти павших будьте достойны!»
Данная методическая разработка поможет при подготовке и проведении классного часа, посвящённого Дню Победы. Сценарий рассчитан на начальное звено общеобразовательной школы (1-4 классы).Классный час пр...