Организация самообслуживания в 4 классе
статья (4 класс) на тему

Первушина Людмила Александровна

    Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.       В практику  своей работы я включаю  активные воспитательные дела трудовой направленности. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samoobsluzhivaniya._iz_opyta_raboty.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самообслуживания в 4 классе (из опыта работы учителя начальных классов Первушиной Л.А.)

    Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

   В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.

     Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

     Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

    Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

       Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

     В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка.

                В трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности.

       Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

    Дать школьникам трудовые навыки и умения - это еще не значит подготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

      В практику  своей работы я включаю  активные воспитательные дела трудовой направленности. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: классные часы, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, фабрика Деда Мороза, акт добровольцев, шефская помощь, разведка полезных дел, трудовой десант, работа на пришкольном опытном участке во время летних каникул и др.

    В воспитании потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Я считаю, что эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся в зависимости от их желаний и способностей. На одном из первых классных часов в начале учебного года я провожу аукцион поручений. Дети сами выбирают себе поручение.  Мне кажется, что это позволяет им осознанно и более ответственно подходить к выполнению своего поручения. В классе старосту мы выбираем на все годы учёбы в начальной школе. Обычно, это бывает самый ответственный ученик (или ученица), который является примером во всём: в учёбе, труде, внешнем облике. Староста-это первый помощник учителя, который совершенствуется на протяжении всех лет учёбы. Конечно, большое значение имеет и контроль за выполнением поручений. Если в 1,2 классах этот контроль осуществляю сама, то уже в 3 и 4 классах контролёрами являются главный дежурный и староста класса. Когда оценивают деятельность ученика его же товарищи, (а дети, как правило, более строги и критичны), то никому не хочется «ударить в грязь лицом», и порученное дело выполняется более ответственно и качественно. Конечно, бывают случаи, когда это не срабатывает, и приходится  ученику переделывать работу, а то и менять поручение. Но такие случаи редки.

     Должность главного дежурного тоже очень ответственна и трудна, поэтому на эту должность мы выбираем ученика на целый год. А вот такие поручения, как цветовод, затейник, ответственный за спортивную работу, санитар, более подвижны, мы меняем эти поручения по триместрам.

В этом учебном году нашему классу  приходится дежурить через неделю. Это очень утомляет ребят, у них пропадает желание и интерес к этой работе. Именно поэтому в своей практике мне приходится чаще использовать метод убеждения,  поскольку считаю, что не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников. Не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.   Для убеждения  использую  следующее: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Применяю всё системно и в комплексе с другими методами.

     Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. Таким стимулом является отметка за дежурство по школе, которую выставляю в дневник в конце недели. А в конце  учебного года лучшие дежурные награждаются грамотами,  медалями, сувенирами. На родительских собраниях благодарю родителей за хорошее трудовое воспитание ребёнка в семье и прошу поделиться опытом семейного воспитания, так как считаю, что значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.  Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

    Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.  Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь учащимся начальной школы увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Организация самоуправления в классе

Организация самоуправления в классе...

Рабочая программа по самообслуживанию 3 класс со сложной структурой дефекта

Предмет "Самообслуживание" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей....

Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс

Формировать  навыки самообслуживания у детей с ОВЗ. Индивидуальное обучение на дому....

Организация самообслуживания в 4 классе

  Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.       В практику  своей работы я включаю  активные воспитательные дел...

Календарно - тематическое планирование к адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ по учебному предмету "Самообслуживание". 1 класс.

Календарно - тематическое планирование по предмету самообслуживание для 1 класса школы VIII вида с нагрузкой 1 час в неделю....