Урок "Весенние изменения в природе". (1 класс) УМК «Планета знаний»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Плаксина Нина Александровна
Цель урока:    Углубить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.

Задачи урока:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной
  2. Показать связь этих изменений с неживой природой
  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
  4. Воспитывать чувство гордости за родной край
  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры
  6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

8.      Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, ( Г. Г. Ивченкова,  И.В. Потапов)
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1,)
  3. карточка с заданием для групповой работы (№ 2),
  4. результаты опыта с ветками деревьев,
  5. компьютер,
  6. экран,
  7. диск с презентацией к уроку,
  8. электронный учебник 1 класс, окружающий мир

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

                                 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Весенние изменения в природе. (1 класс)

УМК «Планета знаний»

Цель урока:                                                                                                                             Углубить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.

Задачи урока:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной
  2. Показать связь этих изменений с неживой природой
  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
  4. Воспитывать чувство гордости за родной край
  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры
  6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
  8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, ( Г. Г. Ивченкова,  И.В. Потапов)
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1,)
  3. карточка с заданием для групповой работы (№ 2),
  4. результаты опыта с ветками деревьев,
  5. компьютер,
  6. экран,
  7. диск с презентацией к уроку,
  8. электронный учебник 1 класс, окружающий мир

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

                                 

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением. На уроке у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение соседу по парте. Я  ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ НА УРОКЕ.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

- Какой будет тема нашего урока?  («Весна»)

 - Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать, какой же будет цель нашего урока?( будем говорить о весне, будем учиться выделять признаки весны в природе, говорить отом, как весна влияет на все живое).

Цель урока:  узнать, какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе.

  1. Планирование.

- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока)

План урока.

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

4. Итог урока.

  1. Изучение нового материала.

- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель ,май)

Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них? Давайте послушаем ребят, они расскажут нам про них.

Март – протальник                                                                               Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы - подснежники. И месяц получил имя - Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.

Про март в народе говорят так:

"Март сшибает рог зиме"

"Рано март весну затягивает - ненадежное тепло "

"Февраль силен метелью, а март - капелью"

"В марте и курица из лужи напьется"

"Март — не весна, а предвесенье"

Апрель-снегогон,  водолей                                                                      Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонит снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и "снегогоном" прозвали. Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.

Про апрель в народе так говорят:

"Ручьи в апреле землю пробуждают "

"Земля в апреле теплеет, воды разливаются "

"Апрель с водою - май с травою "

"Апрельской воды никто не уймет "

Май-Травень                                                                                    Весна одевает природу в новые чистые одежки. Радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней и лес не узнать - шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и назвали - Травень.

Вот как про май в народе говорят:

"Май лес наряжает, лето в гости поджидает "

"Весь май холодный - зато год плодородный "

"И сухой и мокрый май - будет каша и каравай "

"Майская роса коням лучше овса"

Когда цветет черемуха, всегда живет холод.

Физическая минутка.

Капли звонко капали, (прыжки)

Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)

Солнце светит ярко,  ( руки вверх, потягиваемся)

Нам, сосулькам , жарко. (обмахиваемся)

С нас течёт уже вода,  (наклон вниз)

Мы растаем навсегда.

Работа по учебнику. Откройте учебник. Давайте рассмотрим рисунок на странице  учебника 120.

- Какое время года изображено на иллюстрации? (Весна)

- Как изменилась природа с приходом весны? (Растаял снег, на деревьях появились листочки, солнышко светит ярче и поднялось выше, заяц поменял свою окраску, запели птицы).

-Какие изменения не назвали?( Просыпаются звери, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, день увеличился, стало теплее, появились проталины).

-  Какое основное главное изменение в природе весной?

- Какие есть предположения? Почему? Как доказать?

- Почему прилетают птицы? ( стало теплее)

- Почему просыпаются звери? ( стало теплее)

 - Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

 (стало теплее)

- Какое самое главное изменение в природе весной?  (потепление) 

- Как влияет солнце на продолжительность светового дня? (день становится длиннее)

Работа в парах.

- Как вы считаете, вы все изменения перечислили?
На столах у вас лежат карточки.  Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

- Возьмите карточки. Поработайте в парах, помните правила работы в парах. (Дети работают по карточкам в парах)

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                    Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                        Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.                                            Распускаются первоцветы.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?  

- Давайте перечислим все признаки, которые остались. ( проверка по слайду).

Работа в тетради.

- Отметьте эти признаки в тетради на стр.52.?

(проверка фронтально или под лампой с линеечками успеха)                              (Грач строит гнездо, набухли почки, появилась мать-и-мачеха, появились проталины, медведица  проснулась от зимней спячки, с медвежатами, т.к. рождаются они зимой, а весной выползают из берлоги.)

- Кто не допустил ошибок поднимите руки. Молодцы.

ПЕРВОЦВЕТЫ

– Какие растения появляются самые первые? (Цветы)

– Как их называют? (Первоцветы)

-  Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья)

-У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Показать по электронному учебнику все первоцветы  назвать их и прокомментировать некоторые из них.

Медуница   Это растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик» Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Сон-трава

Дальний лес стоит стеной

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова:

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Помогает уснуть при бессоннице, обладает усыпляющим  свойством.

Хохлатка   Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.  

-Мать-и-мачеха.   Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Подснежник

Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает?

Также подснежник называют «галантус». Они бывают синие и белые.

-Какие из этих растений ты уже видел на экскурсии или на прогулке?(Крокусы, подснежники, белоцветник, пролеска ит.д.)

Опыт.

- Давайте проверим. Учитель подходит  к окну и берет вазу с веточками. Вспомните, мы с вами 2 недели назад начали проводить опыт с ветками деревьев. Что мы делали? (Мы поставили ветки в воду на подоконник)  

- Что же произошло? (Листочки распустились )

- Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода).

- Ой, ребята, смотрите ,какая красивая полянка получилась, какие красивые цветы, так хочется сорвать их. А вот идет девочка, наверное за цветами…(девочка выходит и читает стих)

Первоцветы рвать не стану!

Пусть растут по всей поляне,

Пусть растут , красуются,

Ясным днём любуются!

-Ребята, почему девочка не стала рвать цветок?

(Экологический момент – если все будут рвать цветы, то природа погибнет, неслучайно первоцветы занесены в красную книгу.)

ПТИЦЫ

- Не только растения реагируют на потепление.

Как вы думаете, кто появляется наряду с первоцветами? ( насекомые)

- А почему? ( насекомых привлекает запахи первоцветов)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

-Давайте посмотрим в учебник на стр.121, мы увидим птиц. Назовите их.

- Эти птицы возвращаются к нам из теплых стран. Как их называют? (Перелетные).

- А какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых)

- А почему  весной в лесу надо соблюдать тишину? Это время гнездования птиц.

- Как люди заботятся о птицах? (Строят скворечники)

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? ( не брать его в руки , не разорять)

Показать по электронному учебнику перелетных птиц и назвать их.

Физическая минутка.

На зарядке первый класс,

Мы присядем 10 раз.

Высоко поднимем руки,

Повернемся вправо влево,

Вновь работать будем смело.

Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу (к цели ) урока: 

Какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе?

  - Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах. ( не забывайте правила работы в группах)

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану:

Карточка № 2.

Группа 1.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,

Групп 2.

  1. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  2. Охрана раннецветущих растений.

Группа 3.

  1. Какие птицы прилетают к нам весной?
  2. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  3. Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.

Ваше задание:

Группа 4.

(Детям даются картинки природы разных времен года)

-Найдите  картинки на которых  изображена ВЕСНА.

Группа 5.

(Детям даются картинки первоцветов)

- Найдите среди картинок  цветы-первоцветы.

Группа 6.

(Детям даются картинки птиц)

-Среди  картинок найдите перелётных птиц, которые прилетают к нам весной из теплых стран.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана. Ребята из других групп показывают картинки, Две группы выступают одновременно 1-4, 2-5, 3-6).

6.Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Узнали какие изменения произошли с приходом весны в живой и неживой природе? Какие?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

-Давайте вернёмся к нашему плану и посмотрим, все мы пункты плана разобрали на уроке?  ( Да, перечислить их)

7. Рефлексия

Отметить в своих дневниках своё настроение.

зелёный цвет – на уроке было всё понятно и комфортно

жёлтый цвет – всё понятно, но немного затруднялся

красный цвет – на уроке ничего не понял, было трудно

(Встаньте те у кого красный кружок, теперь у кого желтый и зеленый).

Вы сегодня все молодцы, работали старательно и закончим наш урок стихотворением.


Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях бежит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна : пробуждение природы . МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Слайд 2

Стало холоднее Стало теплее Образовались проталины Земля покрылась снегом День уменьшается День увеличивается Река замерзает Лёд на реке тает Листья распускаются Листья желтеют Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга Тает снег и лёд


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.Изменения в

неживой природе.

2.Изменения в живой природе.

3.Взаимосвязь неживой

 живой.

    между природой и

4.Итог урока.



Предварительный просмотр:

Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                         Стало теплее.

Образовались проталины.                         Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                   День увеличивается.

Река замерзает.                                       Лед на реке тает.

Листья распускаются.                           Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                          Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.                                       Распускаются первоцветы.

Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                         Стало теплее.

Образовались проталины.                         Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                   День увеличивается.

Река замерзает.                                       Лед на реке тает.

Листья распускаются.                           Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                          Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.                                       Распускаются первоцветы.

Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

Стало холоднее.                                         Стало теплее.

Образовались проталины.                         Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                   День увеличивается.

Река замерзает.                                       Лед на реке тает.

Листья распускаются.                           Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                          Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.                                       Распускаются первоцветы.



Предварительный просмотр:

Группа 1.

Составьте  рассказ о пробуждении природы весной по плану:

1.Весна приходит к нам сразу после _________________.

2.Весенние месяцы – это ___________________________.                        

3. Весну можно узнать по таким признакам ____________.

Групп 2.

Составьте  рассказ о пробуждении природы весной по плану:

1.Какие раннецветущие растения появляются весной?

2.Охрана раннецветущих растений.

Группа 3.

Составьте  рассказ о пробуждении природы весной по плану:

1.Какие птицы прилетают к нам весной?

2.Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

3.Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.

Группа 4.

Найдите  картинки на которых  изображена ВЕСНА.

Группа 5.

 Найдите среди картинок  цветы-первоцветы.

Группа 6.

Среди  картинок найдите перелётных птиц, которые прилетают к нам весной из теплых стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Береги природу, человек. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний».

Урок окружающего мира. 1 класс УМК «Планета знаний». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Проверочная работа по русскому языку "Формы изменения и правописание глаголов" . 4 класс УМК " Планета Знаний" .

Данная  проверочная  работа   проводится  в  4 классе   по окончанию  изучения  темы " Правописание безударных   личных окончаний глагола"  по УМК ...

урок окружающего мира по теме "Четыре царства живой природы" 3 класс УМС "Планета знаний"

Технологическая карта урока оружающего мира 3 класс УМС "Планета знаний" по теме "Четыре царства живой природы"  с применением системно-деятельностного подхода....

Русский язык . 3 класс. УМК: «Планета знаний» Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.Задачи:- обучающие: повторит...