Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya_i_okruzhayushchego_mira_po_teme.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме
« Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне» 1 класс
Цели урока:
-дать представление о том, как изменяется жизнь диких животных с приходом весны, показать связь этих изменений с изменениями в неживой природе и мире растений;
-познакомить учащихся с художественными текстами описательного характера, их особенностями;
-формировать умение грамотно пользоваться книгой: учить находить в тексте рисующие слова, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
-воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
-вырабатывать внимание и наблюдательность, умение слышать и слушать товарищей.
Оборудование
1. Рисунки детей с изображениями птиц.
2. Магнитофон. Кассета с записью мелодии из передачи «В мире животных».
3. Мультимедийный проектор. Диск CD-R с презентацией
ХОД УРОКА
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
(Звучит музыка из передачи «В мире животных».)
Учитель.
- Добрый день, дорогие участники и гости передачи « Диалоги о природе»! Мы рады видеть вас у нас в студии. Вместе со мной сегодня передачу будет вести Денис Писцов. Слайд 3
( Входит Денис)
- Светлана Владимировна, вы сегодня хорошо выглядите!
-Спасибо, Денис. Весна! И тема нашей передачи тоже связана с этим временем года : « Весенние изменения в природе»
Ведущий ( Денис). Разрешите представить наших участников: эксперты орнитологи . краеведы, художники.
Учитель. Наблюдения за изменениями в природе ведут и наши специальные корреспонденты. С ними мы выйдем на связь чуть позже.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой, улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель. Ребята, как изменилась погода с приходом весны?
( Ярче светит солнце, на небе меньше облаков выше стала температура воздуха)
Давайте прочитаем , как описывают наступление весны русские поэты и писатели.
1.Чтение рассказа И.С. Соколова- Микитова « Весна–красна» и стихотворения А.К. Толстого « Вот уж снег последний в поле тает»
Учитель. О каких весенних приметах рассказывают авторы?
( Солнце светит ярче и жарче)
-А что общего в описании весны у этих авторов? ( Таяние снега) Прочитайте.
Дети: У Толстого А. К.: «Вот уж снег последний в поле тает»
У Соколова-Микитова И.С. « На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля»
Учитель. Какой текст вам больше понравился?
2 Чтение стихотворения учащимися. Поиск слов, рисующих приметы весны. Анализ текста и сопоставление его с картиной А.А. Мухина
« Последний снег».
Учитель. Прочитайте стихотворение. Какие слова рисуют весеннюю картину? Слайд 4
А теперь давайте сравним текст стихотворения и картину А. Мухина. Можно ли этой картиной проиллюстрировать текст?
( Я думаю ,что да. Толстой говорит о последнем снеге. И картина называется «Последний снег») Слайд 5
- А как Толстой описывает землю? ( Он говорит, что « теплый пар восходит от земли». Земля теплая, потому что, когда снег тает, земля становится влажной, а солнышко ее пригревает, и влага испаряется.)
- Ребята, а теперь посмотрите на картину, как художник изобразил на ней теплую землю. Он взял мягкие пастельные тона и нарисовал почву, покрытую прошлогодней травой, сквозь которую пробивается нежная зелень. Вся картина наполнена светом и теплом.
- А теперь снова обратитесь к тексту. Что же вы еще увидели в тексте?
( Первый весенний цветок. Он синий похож на кувшинчик. Слайд 6
В небе тянется клин журавлей. Они курлычут-зовут друг друга. Они радуются весне, приветствуют родные места) Слайд 7
- А теперь прочитайте второе четверостишие. Что вы видите?
( Я вижу « юный лес»,« в зеленый дым одетый»)
- А почему он юный и что за зеленый дым? Слайд 8
- Посмотрите на картину Мухина. Как художник изобразил деревья?
(На них еще нет листьев, но это уже не зимние деревья: набухают и лопаются почки, на некоторых деревьях появляются пуховки и сережки. Художник изобразил это явление в природе нежными мазками, и лес, словно прозрачной зеленой дымкой окутан.)
- А каким чувством проникнуто стихотворение? Из каких слов вы это узнаете?
( Радостным. Об этом говорится в последних строках)
- Как вы думаете, с каким настроением А. Мухин создавал картину? Нравится ему весна?
- Верно. И художник, и поэт передают в своих картинах радостное настроение, они любуются природой.
Учитель. Сейчас мы вынуждены прерваться к нам на связь вышел специальный корреспондент. Слайд 9
Кор-т: Ребята, я сейчас нахожусь в березовой аллее у школы, все здесь наполнено дыханием весны. У меня к вам вопрос: « А какие изменения происходят в жизни деревьев весной?
(Набухают и лопаются почки, на некоторых деревьях появляются пуховки и сережки) Слайд 10
3 Изучение изменений в живой природе
Ведущий (Денис) Ребята, а какие загадки, пословицы и поговорки о весне вы знаете?
Весна днем красна (т. е. не сплошь).
Весна красна, на все пошла.
Весна красная, а лето страдное.
Как не злись метелица, всё весной повевает.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Весною день упустишь, годом не вернешь. Слайд 11
Ведущий ( Денис). А я знаю вот какую поговорку: « Прилетел скворец , и зиме конец». Слайд 12
Учитель. Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной из теплых стран?
( Перелетные)
- А почему птицы осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются?
На этот вопрос я попрошу ответить наших экспертов орнитологов.
Выступление детей
( С наступлением холодов птицам не хватает еды, и, чтобы не умереть от голода, они улетают в теплые края, а с наступлением весны земля оттаивает, появляется много насекомых и другой пищи. Птицы возвращаются)
Расскажите, где строят гнезда перелетные птицы? Слайд 13
Какие важные изменения происходят весной в жизни птиц?
Почему именно весной птицы выводят птенцов?
( Тепло и много корма)
Физминутка
В традициях разных народов много обычаев связано с птицами.
Об этом мы попросим рассказать наших краеведов.
( Выступление детей)
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны. А.С. Пушкин
Краевед: На Руси было принято выпускать на волю птиц, пойманных осенью. В старые времена отопление было печное, и часто были случаи отравления угарным газом. Птицы быстро реагируют на угарный газ и оповещают своих хозяев об опасности. Весной печи переставали топить и птиц выпускали.
Девушек и женщин на Руси называли «лебедушками», « павами» сравнивая их с красивыми величавыми птицами.
Учитель. У нас опять прямое включение. Слайд 14
Корреспондент: Ребята, угадайте, кого я встретила в лесу?
Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ...
(Белка.) Слайд 15
Вопрос
Какие изменения происходят весной в жизни животных?
Учитель: Какие животные меняют окраску? Слайд 16
( Зайцы и белки меняют окраску)
Учитель : Какие пробуждаются от зимней спячки?
( Медведи, ежи, еноты) Слайд 17
Дети: Весной у всех животных появляется потомство.
4.Подведение итогов Слайд 18
Учитель: К сожалению, наша передача подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Какие изменения происходят весной в неживой природе? Чем вызваны эти изменения?
-Какие произведения о весне прочитали?
- Какие изменения происходят весной в живой природе?
- Почему весной запрещена охота на зверей и птиц?
- Почему у большинства зверей именно весной появляются детёныши?
(С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.)
5.Домашнее задание
На этом наша передача закончена. Ждем ваши рисунки с изображением диких животных и их детенышей, также рассказы о них. Слайд 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...
Весенние изменения в природе. Урок по окружающему и литературному чтению во 2 классе.
Подробный конспект урока с использованием современных образовательных технологий....
Презентация "Весенние изменения в природе"
Цель презентации "Весенние изменения в природе"познакомить учащихся с весенними изменениями в природе нашего края....
Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".
ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...
Урок окружающего мира во втором классе по теме "Весенние изменения в природе. Весенние месяцы. Признаки весны"
урок окружающего мира в школе 2 вида для учащихся с нарушением слуха...
Открытое занятие: Развитие творческой речевой активности через актуализацию знаний по теме: «Весна, весенние изменения в природе, признаки весны, весенние приметы в загадках описаниях и произведениях изобразительного искусства!"
Воспитательский час в детском доме. Тема: Весна, весенние изменения через картины художников....
Конспект урока по окружающему миру «В гости к весне. Весенние изменения в природе» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «В гости к весне. Весенние изменения в природе»Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе.Планируемые результаты:...