Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жуковская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
Формирование
здоровьесберегающей среды
сельской школы.
Подготовила: Хлынцева Елизавета Васильевна,
учитель начальных классов,
к XIV Республиканской
научно – практической конференции
«Инновации в системе образования
Республики Мордовия».
14 мая 2015 года
с. Жуково
Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы.
Уважаемые участники конференции!
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. No373.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
где один из пунктов гласит - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Многочисленные исследования показывают, что за последние годы наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья российских детей. По данным всеобщей диспансеризации школьников, проведенной в нашей школе 2013 - 2014 году, из 118 детей у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. Лишь 5 % выпускников школы «практически» здоровы.
Поскольку дети проводят в образовательных учреждениях фактически 80% активного времени, неизбежен вывод, что в ряду причин ухудшения здоровья детей организация образования является важнейшей. Поэтому решение проблемы детского здоровья нуждается в новых подходах, прежде всего, в реализации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Формирование воспитательной системы в нашей школе, целью которой стала модель выпускника, ведётся по нескольким направлениям: патриотическое, экологическое, нравственное, эстетическое, трудовое и т. д. Все эти направления неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Но приоритетное внимание всё же уделяется сохранению и укреплению здоровья наших учеников, потому что именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Поэтому, как и во многих других образовательных учреждениях страны, в нашей школе была разработана и принята программа «Здоровье». Деятельность учителей начальных классов в области сохранения и укрепления здоровья младших школьников является основной частью этой программы. Основными задачами в своей работе я считаю:
* сохранение и укрепление здоровья детей;
* защита ребёнка в условиях жизни школьного коллектива;
* пропаганда здорового образа жизни;
* содействие утверждению в жизни младшего школьника идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования.
В связи с этим, работе с младшими школьниками мы уделяем особое внимание, придерживаясь принципа «Внимание учителя – каждому ребёнку» и опираясь на тесный контакт учителей с сельским медицинским работником и родителями.
К сожалению, в нашей школе отсутствует психолого-педагогическая служба, а она сейчас просто необходима.
В ходе анализа различных источников информации и личных наблюдений я выделила 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье детей младшего школьного возраста:
1) профилактика вредных привычек;
2) культура питания;
3) оптимальные физические нагрузки;
4) эмоциональное благополучие;
5) сон, отдых;
6) экология;
7) личная гигиена;
8) своевременная медицинская помощь;
9) социально-экономическая среда;
10) наследственность.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Любой учитель начальных классов знает, что обучение и воспитание младших школьников составляют единое целое, куда входят:
* строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения;
* рациональная организация учебного процесса:
- соответствие программ, методов и средств обучения возрастным особенностям учащихся;
- грамотно составленное расписание уроков в соответствии с нормами СанПин;
- контроль за объёмом и дозировкой домашнего задания;
- урок, построенный с соблюдением здоровьесберегающих аспектов.
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребёнка на протяжении школьного детства. Здоровый ребёнок – это ребёнок, обладающий физическим, психическим, и духовным здоровьем: владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности. С целью привития всех этих качеств в рамках внеурочной деятельности с 2012-2013 учебного года веду курс «Здоровейка». На уроках курса дети в непринуждённой обстановке обсуждают причины возникновения болезней, методы их профилактики, говорят о вредных привычках, о гигиенических навыках, о поведении в школе, от чего зависит хорошее настроение и т.д.
Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса:
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий сопровождается сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие я стараюсь построить так, что оно приносило детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробудило желание прийти на занятие снова.
Всем учащимся 1 – 4 классов нравится эта форма внеурочной деятельности и следующем учебном году она также будет продолжена.
Обучая школьников бережному отношению к своему здоровью в этом учебном году я со своей ученицей 4 класса Суменковой Викторией подготовила проект «Сколько весит здоровье младшего школьника». На четвертой Республиканской научно-практической конференции «Юный исследователь», что прошла на базе Торбеевской СОШ №3 в апреле этого года, Вика заняла призовое место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе....
Доклад на тему:«Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Шатурторф Доклад на МО классных руководителей «Формиров...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....
"Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"
Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....
Формирование здоровьесберегающей среды в школе
Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.
Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью,...
Проект "Воспитательная среда сельской школы".
Воспитательная среда является важной составляющей в жизни растущего ребенка. Она представляет собой основу для его становления личности, оказывает влияние на обучение и развитие, а создается, п...