Взаимодействие классного руководителя, школьников и их родителей
статья на тему

Грачева Антонина Семёновна

В данной статье я поделилась опытом работы по формированию  взаимодействия между классным  руководителем, детьми и их родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника

(из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ с. Пестравка Грачевой А.С.)

Мы так легко и беззаботно рождаем детей,

но так мало заботимся о создании человека!

Мы всё тоскуем о каком то прекрасном человеке.

Так израсходуем же нашу волю, чтобы он явился скорее, и может быть, мы будем вознаграждены за то счастье, видеть юных предтеч, того о ком так давно тоскует наша душа.

                          Максим Горький

     Необходимость привлечения родителей в учебно-воспитательную деятельность младшего школьника, обусловлена изменениями которые произошли в учебно-воспитательной системе российской школы.

Начало 21 века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогику возвращаются понятия: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность.

     Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью.

      В современной школе, связь школы и семьи не должна иметь только одно направление, когда инициативу указывает школа, приказывая родителям и ученикам. Современный отечественный педагог И.П.Подластый пишет «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания… . Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха. Словом при хорошо организованной совместной деятельности, школа и семья становятся действительно партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.»

     Современная школа и семья должна стать партнерами в воспитании детей.

Понимая необходимость возрождения и утверждения приоритетности семейного воспитания, повышения психолого-педагогической компетентности родителей и  опираясь на  понятие современной школы, я определила выбор ключевой идеи, моей воспитательной работы: взаимодействие семьи и классного руководителя в вопросах обучения, воспитания и развития моих учеников. Целью которой стало создание единого воспитательного пространства, через взаимодействие семьи и классного ученического коллектива, обеспечивающее гармоничное развитие личности моих учеников.

Основными задачами моей работы являются:

  • Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи, как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития личности учащегося  
  • Формирование системы социально- ценностных отношений моих учеников, посредством включения их родителей в активную деятельность.
  • Формирование традиций в классном коллективе.

Решение поставленных задач я осуществляю по следующим принципам:

  • принцип объективности и последовательности: определяется целостностью образовательного процесса, воспитательная работа сочетается с учебной деятельностью, семейное воспитание и воспитательная система класса взаимодействуют и обогащают друг с  другом;
  • принцип субъективности и многосубъективности: все участники  воспитательной деятельности, классный руководитель,  дети, родители участвуют в планировании, разработке, организации в проведении воспитательных мероприятий;
  • принцип толерантности: понимаю и принимаю разнообразие индивидуальностей;

Основными направлениями моей работы являются:

  • Организация деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй.

      Работая в этом направлении, я использую современные средства коммуникаций, такие как электронный журнал - АСУРСО, личный сайт учителя начальных классов, а так же печатные информационные средства.

  • Организация работы коллектива родителей.

  Организуя работу в этом направлении, я обязательно учитываю образ современного родителя: молодой, эмоциональный, энергичный, активный, амбициозный, эти качества позволяют создать актив класса, который готов помогать в организации учебно- воспитательной работы.

  • Психолого- педагогическое образование современного родителя.

Работая в этом направление, я привлекаю специалистов: психологов, логопедов-дефектологов, социального педагога.

    Эффективные формы работы с родителями для создания единого воспитательного пространства.

Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.

  1. «Круглый стол». 
  • Мальчик и девочка в семье. Проблемы и подходы к воспитанию.
  • «Общение в семье. Значение  в развитии младшего школьника»
  • «Способности ребёнка. Путь их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

  1. Тематические дискуссии с приглашением специалистов.
  • «Кризисы взросления младшего школьника. Пути их преодоления.»
  • «Агрессивные дети. Причины и последствия их агрессии»
  •  «Фантазия и творчество младшего школьника»
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
  1. Родительская дискуссия
  • «Как помочь детям стать внимательнее»
  • «Наказания и поощрения в семье»
  • «Кого выбирать в друзья?»
  1. Родительские чтения
  • «Здоровье наших детей»

    Проведение таких родительских собраний помогает  лучше узнать ребенка, приблизиться к пониманию его индивидуальных особенностей, что позволяет мне и родителям сообща выработать верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

     Родителям даёт возможность получить полезную информацию, осознать  собственную позицию  и сравнить её с позицией других родителей. Помогает утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задумываться над тем, что в воспитании ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Появляется желание не только слушать мои лекции, но и изучать литературу самостоятельно. Позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного пространства.

    Одним из нововведений является привлечение родителей для проведения классных часов, творческих мастерских.

1 класс

  • В гостях у Мойдодыра
  • Красный, жёлтый, зелёный

2 класс

  • Поговорим о дружбе
  • Кормушка для птиц

3 класс

  • Урок вежливых наук
  • Мастерская деда Мороза
  • Мы будущие защитники отечества

4 класс

  • След войны в моей семье
  • Наши руки не для скуки
  • Что живёт на наших руках

      Принимая участия в родительских классных часах, родители примеряют на себя новую роль, роль учителя, тем самым ещё больше  поднимаю в глазах ребёнка свой авторитет и одновременно другими глазами, глазами педагога  смотрят на своего ребёнка.

Такие классные часы, творческие мастерские  проходят весело, непринужденно, побуждают к творчеству и поиску новых идей.

    Никакая воспитательная работа не может обойтись  без праздников. Ведь праздник в жизни детей занимает особое место. Им необходима острота восприятия, стремление к самовыражению, самореализации и ответственности перед коллективом.

Традиционными в классном коллективе стали праздники:

  • Посвящение в первоклассники
  • Прощание с Букварем
  • Осенние посиделки
  • Здравствуй, праздник новогодний!
  • Мама, папа , я –дружная семья!
  • 23 + 8
  • Путешествие эрудитов
  • Здравствуй, лето!

       В подготовке и проведении таких праздников участвуют родители и выпускники прошлых лет. Такие мероприятия позволяют  мне и родителям найти нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей как на интересных, творческих людей. Праздник создаёт особую доверительную атмосферу. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей. Опыт показывает, что родители могут решать не только организационные вопросы, но и с удовольствием становятся активными участниками артистами и ведущими, а в 4-ом классе роли ведущих полностью передаются детям.

Одной из эффективных  форм взаимодействия родителей, учителя и детей моей являются совместные походы и поездки. В течении четырёх лет обучения мы посетили несколько музеев в г. Самара, побывали в выставочном центре, посетили  развлекательные центры для детей. Ежегодно совершали походы по родным местам, совершили велопоездку в с. Анютино.     Такая форма работы располагает богатым социально- воспитательным потенциалом и позволяет  осуществлять организованную, познавательную, культурно- досуговую, творческую деятельность.

     Из вышеизложенного следует отметить, что воспитание- это питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения,  взаимопонимания семьи, классного руководителя и ученика. Поэтому ведущим принципом  взаимодействия учителя, ученика и родителя считаю  личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественно- значимой деятельности. Результатом,  которой становится самореализация каждого субъекта взаимодействия, совершенствование взрослых и детей.                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...

Взаимодействие классного руководителя и родителей по созданию портфолио младшего школьника

Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведени...