Кружок русского языка Открытое занятие по теме: «Семья» «Магические слова. Путешествие в страну Грамматику»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Маурина Ольга Анатольевна

Конспект занятия "Семья. Магические слова. Путешествие в страну Грамматику" ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок русского языка

Открытое занятие по теме: «Семья»

«Магические слова. Путешествие в страну Грамматику»

Цели занятия:

  • Сформировать у учащихся представление о семье
  • Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями
  • Формировать собственный взгляд на создание счастливой семьи
  • Воспитывать уважение, доброту, чувство заботы и ответственности к членам своей семьи
  • Развивать речь, внимание, память, творческое воображение
  • Познакомить детей с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства, поведение людей
  • Развивать эмоциональную сферу ребёнка
  • Формировать умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух
  • Обеспечить  тесную связь обучения с жизнью

Оборудование:

      Конспект и презентация к занятию, наглядные пособия ( ромашки, смайлики)

Ход занятия:

  1. Орг. момент
  2. Психологический настрой:

  1. Приветствие детей и их родителей  ( 1 слайд)
  2. На доске смайлики.

-  Ребята, выберите тот смайлик, который больше нравится. ( с улыбкой, хорошее настроение).  Сегодня рассмотрим интересную и важную тему, и я надеюсь вы активно будете работать на занятии и у всех сохранится прекрасное настроение.  А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте удачи. ( 2 слайд)

_ У меня есть мама,  ( 3 слайд)

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

- Что это? ( семья)  

- Угадайте ребус… ( 4 слайд)

-Сегодня наш урок друзья, про удивительных семь « я»!

- Ребята, как по-вашему, что такое семья?  ( ответы детей)  (5 слайд)

-Раньше семьи были всегда большими. А сейчас есть большие и маленькие.

--Семья –это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, они – родные друг другу.    ( 6 слайд)

- Я вам расскажу легенду о том, как появилась семья. Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.  ( 7 слайд)

Когда появилось слово семья?
  Когда-то о нём не слыхала Земля –
  Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
  – Сейчас я тебе семь вопросов задам:
  Кто деток родит мне, богиня моя?
  Ева тихонько ответила: «Я»
  – Кто их воспитает, царица моя?
  Ева покорно ответила: «Я»
  – Кто есть приготовит, о радость моя?
  Ева всё также ответила: «Я»
  – Кто платье сошьёт, постирает бельё,
   Меня приласкает, украсит жильё?
   «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
   Сказала она знаменитых семь «Я»

    Вот так на Земле появилась семья.

   - О семье написано много рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Давайте вместе из слов соберём пословицу.  ( 8 слайд)

- Посоветуйтесь в семьях и объясните смысл этой пословицы.

- Ребята, мамы, папы… какая семья по-вашему счастливая?  ( 9 слайд)

- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

  Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.  

-  Какие эти качества?  ( ответы детей)    ( 9 слайд)

- Давайте прочтём главные качества счастливой семьи на слайде.  ( 10 слайд)

Запомните эту легенду. Если каждый в семье будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

- Дети, назовите каким словом мы называем самого близкого, дорогого, единственного человека на свете? (мама).  Мама, мамочка… Сколько тепла и света хранит это магическое слово.  А вы знаете, что с помощью слова можно творить чудеса!

- Что можно сделать при помощи слова? ( обрадовать, обидеть, рассмешить, огорчить, утешить…) Давайте проверим « волшебство»  слов!

- Например, когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспомните? ( о клоунах- самых весёлых людях на земле)

-А в старину их называли скоморохами. ( 11 слайд)

-Была ещё игрушка по имени…Петрушка.  (12 слайд)

-Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Петрушка»

Эй, Петрушка,

Наш Петрушка,

Развеселая игрушка-

Тонкий голос,

Рыжий волос,

Озорные глазки-

Расскажи

Сказки!

Расскажи,

Насмеши,

Покажи

Сказки!

Где Петрушка-

Там и смех.

Ты, Петрушка,

Лучше всех!

Ты плясун,

Ты певун,

Ты веселый

Говорун!

Всем хорош!

Всем хорош!

Ты тряпичный?

Ну и что ж.

Если весело с тобой-

Значит ты живой!

-Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка.

-Эй, Петрушка, выходи и народ наш рассмеши!

Учитель читает перевёртыши.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон.

Избы убежали из деревни вон!

- Ничего странного в «стишке» Петрушки не заметили?

- Такие весёлые стихи называются перевёртыши.  ( 13 слайд)

-Кто придумывал эти перевёртыши? ( простой русский народ).

- Многим людям нравится слушать перевёртыши. К таким весёлым людям относится и этот писатель.   ( 14 слайд)

- Кто его узнал? ( Чуковский). Кто знает полное имя и отчество? Как пишутся фамилии, имена и отчества людей?  Как называется произведение, где всё перепуталось?

Учитель читает стихотворение «Путаница»

- Бывают в жизни и огорчения. Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните, как провёл свой первый день жизни деревянный мальчик Буратино.

-Что сказал Буратино?...А сверчок?  ( 15 слайд).

- Почему Сверчок не ответил грубостью?  Что он сделал? ( Дал полезный совет)

-Очень трудно бывает человеку исправить допущенную ошибку.  Есть у русского народа такие пословицы:

Чтение пословиц на слайде  ( 16 слайд)

- Когда человек  огорчён, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, то почти всегда на помощь  приходит…  ( мама, друг)    ( 17 слайд)

- Закончите стихотворение:  

 Наша Таня громко плачет,

 Уронила в речку мячик…    (  Тише…)

-Кто автор?  ( А.Л.Барто)   - Перестанет наша Таня плакать?

- Недаром говорят: «Доброе дело лечит, а худое калечит»

- Что же можно сделать при помощи слова?

- Прежде, чем сказать – подумай, не обидишь ли ты человека?  А лучше скажи так, чтоб утешить, а ещё лучше – развеселить.

- Дорогие друзья!  ( 18 слайд)

- Прямо сейчас мы совершим увлекательное путешествие в страну с названием – Грамматика. Вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас  на каждой остановке. И ещё: в путь отправятся лишь те, кто успешно пройдёт испытание на знание букв русской азбуки. Итак, в путь! Вы должны угадать буквы.

В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла-

Превратилась в букву … (А)

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.   (Ж)

Любят узнавать весы

Вес конфет и колбасы.

Чтоб не пачкаться в халве,

Превратились в букву … (В)

Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни.  (ы)

Молодцы! Вы выдержали первое  испытание. Теперь можно отправляться в путь.

Остановка 1- я. «Угадай –ка!»

Вы уже поняли, что надо  что-то  угадать.  Начинаем отгадывать загадки.

Не летает, не  жужжит-

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина)

Висит в прихожей, на грабли похожа. (Вешалка)

Стоит чудесная скамья,  на ней уселись ты да я. (Парта)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

На ноге стоит одной, крутит- вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны. (Глобус)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко  светит,

И не пекарь,  а печет?  (Солнце)

Остановка 2-я. «Всезнайка»

Попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своем месте.

 Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает, в нем.

И едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»   (Звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (Крыша)

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.  (Маки)

У печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.  (У речки)

Загремел весенний гном,

Тучи на небе кругом.  (Гром)

Остановка 3-я. «Физминутка»

Сели – встали, сели – встали.

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто наш упругий мяч.

Снова вышли на парад.

Раз- два, раз- два,

Заниматься нам пора!

Остановка 4-я. «Сказочная»

Теперь наш путь - в сказку. Вы должны назвать сказки, отрывки из которых вы услышите.

- Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает.  «Лиса и Журавль»

- Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.  «Маша и медведь»

- Стоял  в поле теремок. Прилетела муха - горюха и стучится:

-Теремок- теремок! Кто в тереме живет?  (Теремок)

- Печка, печка, скажи,  куда, гуси полетели?

- Съешь моего ржаного пирожка,- скажу.  (Гуси- лебеди)

Остановка 5-я. «Скороговорки»

Дальше бой скороговорок

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Фразу вслух произнесет,

Тот очко своей команде

Непременно принесет.

Пусть жюри  весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Тот, кто меньше ошибется,

Тот в бою и победит!

-  Волки рыщут, пищу ищут.

- Раз дрова, два дрова, три дрова.

- Вы- умы, а мы- увы.

- Вы малину мыли ли?

                                                                         -Мыли, да не мылили.

- На дворе трава, на траве дрова.

На траве двора не коли дрова.

Остановка 6-я. «Блиц – турнир)

- Комната для работы в школе.  (Класс.)

- Коробка для хранения ручек и карандашей. (Пенал.)

- Имя и отчество Пушкина. (Александр Сергеевич.)

- Первый весенний месяц. (Март.)

- Ударный музыкальный инструмент. (Барабан.)

-Труд человека кормит, … (а лень портит.)

- Сделал дело… (гуляй смело.)

    - А вот и последнее задание:    ( 19 слайд)

    - Закончите предложения, ответив на вопросы на слайде

     - С вами рядом  ваши родные , а чьих нет, представьте, что они тоже рядом. Давайте скажем для  них тёплые слова.

     - Ребята, я надеюсь , что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

Учитель читает стихотворение на слайде  ( 20 слайд)

- Цветок ромашка является символом благородства, любви и верности семьи. Говорят, что когда в семье живёт любовь и дружба у всех, кто в ней живёт, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нём растёт бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…

Учитель раздаёт детям цветки ромашки.  ( 21 слайд)

Звучит песня про семью.

- Ребята, радуйте своих близких, доставляйте им больше хороших минут. Я предлагаю всем вам обнять и поцеловать членов вашей семьи.   ( фото на память)

Итог занятия:

- Чем занимались?  О чём говорили?  Что нового узнали? Чему научились?

- Какое у вас настроение?

- Понравилось наше занятие?

                                                       

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему "Самые дорогие слова"

Открытое занятие предназначено для 2 класса коррекционной школы, обучающегося по программе 5 вида (речевые нарушения). Цель - способствовать формированию гражданско-патриотических чувств, нравственно-...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока:« Состав слова.Корень»

Научить  называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней...

ПЛАН открытого занятия по теме «Семья»

Цели занятия:1.     Ознакомление учащихся с новым речевым образцом «I have mother» и лексикой по теме «Семье».2.     Совершенствование навыков монологической ре...

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема урока:« Состав слова. ( Повторение и закрепление изученного материала)»

Цель урока: -ФОРМИРОВАНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.                                    ...

Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».

Занятие по данной  теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....

Конспект открытого занятия на тему: "Сила доброго слова"

Данный материал поможет формированию у детей правильного отношения к словам и их употреблению, представить о значении и силе слова в жизни человека...