Внеурочное занятие в 1 классе по теме "С чего начинается Родина? (государственные и народные символы России)
план-конспект занятия (1 класс) на тему
на занятии организуется работа в группах. Учащиеся знакомяися с народнями символами России и своей малой Родины - Кубани, а также сами изготавливают эти символы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект внеурочного занятия | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие в 1классе
С чего начинается Родина?
(Государственные
и народные
символы России).
Подготовила:
Шулякова Л.С.
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №19
г. Армавира.
1. Вступительное слово учителя.
- Наше занятие я хочу начать со стихотворения Н. Забила « Наша Родина»
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
- Дети , как называется наша страна? ( Россия)
2. Работа в группах.
Учитель: - Сегодня мы поговорим о нашей стране– России.
Учитель: - Ребята, а что мы Родиной зовем? (ответы детей)
(Каждая группа получает конверт с буквами (пазлы), из которых дети должны составить слова
« Отчизна», « Отечество» , « Родина» «Кубань»)
- Какие слова у вас получились?
- Как вы понимаете их смысл?
( Слова вывешиваются на доску)
- Нашу Россию мы называем ещё Отчизной – это значит Родина , но устаревшее слово,
а Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
- А ещё можно услышать о нашей стране такие слова « матушка Россия»
- Почему?(Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила сво-
ему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов).
3 Определение темы занятия.
- Конечно, вы все догадались о чём пойдёт речь на нашем занятии. Да, о самом дорогом , что
есть у человека- Родине. Сейчас вам предстоит ответить на вопрос : С чего начинается Родина?
А поможет в этом песня « С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова М. Матусовско
го в исполнении Марка Бернеса.
Прослушивание песни « С чего начинается Родина..», просматривание клипа.
4. Беседа после прослушивания песни.
- Слушая песню, какие ассоциации возникли у вас при слове Родина?
А) родной дом, семья, самый близкий и любимый человек на земле – это мама;
Б) родная школа, одноклассники, друзья;
В) родной край, маленький уголок, где мы родились.
(На доске строится схема: )
Родина
малая родина
родной дом, родная школа, родной край,
5Работа по группам.
- Докажите, что любовь к Родине начинается с любви к родному дому, семье и; с любви к школе, одноклассника , с любви к своему родному посёлку.
1-я группа: ( Дети первой группы рассказывают о своих семьях, знакомят с их членами,
1-я группа: дети демонстрируют рисунки и семейные фотографии, рассказывают о семейных традициях и т. д.)
-Родной дом , семья, самый близкий и любимый человек , мама– это исток, начала начал. У каждого он свой. Первую любовь мы получаем в семье.
2-я группа: (Дети второй группы демонстрируют рисунки и фотографии друзей, школы, делятся своими впечатлениями о первом школьном дне в их жизни, что им нравится в школе.)
-Из года в год миллионы мальчишек и девчонок собираются под крышей своего второго дома – родной школы, чтобы продолжить путь к знаниям, которые позволят реализовать в будущем их мечты и планы. Наверное, уже из вас кто-то мечтал, кем он будет, когда вырас-тет? Расскажите, кем вы хотите быть и почему?
Трудно перечислить все то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА! Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
– Как называется то место, где вы родились и выросли?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город,
улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких угол
ков и состоит наша общая, великая РОДИНА. Родина начинается на пороге твоего дома.
Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа.
Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает
силы. Мы любим Родину! А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
3-я группа ( Дети третьей группы читают стихотворение о городе Армавире ) слайды 5-6
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город, для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями. А наша малая родина – город , в котором мы живём. Как он называется? (ответ детей.)
Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём.
1 Может быть не очень, но большой, | 3 Город Армавир, ЖД-вокзал |
2 Город Армавир, возможно есть | 4 Город Армавир, возможно есть |
Чтение стихотворения о малой Родине – Кубани. (слайды 7-8)
5 Дивный Краснодарский край!!! Житница России.
Твои бескрайние поля, пролегли на мили.
Здесь под небом голубым райский сад цветущий,
А в полях твоих стоит вечный хлеб насущный.
6 По Кубани, по реке хутора гнездятся,
Солнца нежные лучи в той реке резвятся.
Рыбаки блесну кидают в плавное теченье,
Солнцем одаренный край!!! Божье сотворенье.
7 Знать, по щедрости Творца природа одарила,
Нивы, реки и моря, всё в одном вместила.
Люди едут отдыхать сюда со всей России.
Ах, какая благодать, край ты сердцу милый.
Есть под небом чудный рай. Это Краснодарский край!!!
4 группа: Чтение стихотворений о Родине. (слайд9)
1-й : Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!
В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила –
Чтобы снова враги не пошли на Россию.
2-й: О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, скажу и врагу:
Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.
3-й Почему мы любим все
Родину-Россию?
Потому что нет нигде
Родины красивей.
Потому что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших.
7 СИМВОЛИКА (слайды 10-11)
Традиционные символы:
Каждое государство имеет свой символ.
– Ребята, что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
Символы – это условные знаки или изображения.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.
«Герб России». У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. | « Флаг России» Три цвета: белый, синий, красный На нашем флаге не напрасно. Цвет чистоты – чудесный белый, Цвет синий – неба символ смелый, Цвет красный – это символ чести, Под этим флагом все мы вместе. В России каждый понимает: Флаг россиян объединяет |
Игра «Собери флаги» (Рссии и Кубани)
- Какого цвета полосы на флаге Кубани и что они обозначают?
Синий, малиновый, зеленый.
Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, вера. Символизирует
донских казаков.
Малиновый – символизирует запорожских казаков и кубанских
казаков, положивших начало освоению и развитию края.
Зеленый – символ плодородия и богатства Кубанской земли.)
Учитель: - Многие поэты посвящали свои песни Родине.
1 ученик:
Главная торжественная песнь Родины – это гимн. Гимн прославляет народ. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для ее счастья. У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
2 ученик:
-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик:
-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
( Звучит гимн РФ)
Народные символы:
Помимо государственных символов России, есть и народные символы.
Слайд 12 МАТРЕШКА Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Наиболее известным сувениром, который стал олицетворением России является матрешка. Первые матрешки, изготовленные в России, появилась в конце ХІХ века.. В Россию игрушка попала из острова Хонсю. Японцы утверждают, что первую фигурку изготовил неизвестный монах, россиянин по прои-схождению.Деревянную игрушку, которая состояла из нескольких составных частей, назвали матреш
кой. В провинциальной дореволюционной России имя Мотрона, Мотря, Матреша – было очень распространенным, и происходит от латинского "mater" – мать. Это имя ассоциируется с женщиной, которая воспитывает многочисленное семейство «мал мала меньше», имеет крепкое здоровье и дородную фигуру. Поэтому и стала матрешка символом матери.
БЕРЕЗА 8слайды 13-15) Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.
Один из таких символов – белая береза. Нельзя не сказать о белоствольных березках, которые украшают наши парки, скверы и леса. Россия и береза! Эти два слова как бы слиты воедино.
Какое русское, какое очаровательное дерево! Это дерево мы считаем нашим, русским деревом. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна. Слово береза обозначало имя белого де
рева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.
Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке, и в живописи. Удивительная судьба у нашей русской березки! На миру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – воин, символ непобедимой Родины.
МЕДВЕДЬ. (слайд 16)
Учитель: Как вы думаете, какое животное можно назвать символом России?
Мой белый брат во льдах живет,
И рыбу ест морскую.
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
Медведь — ещё один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силён, а могуч, коварен и лют. При кажущейся нескладности и непо-воротливости может быть стремительным и лов-ким. При необходимости медведь способен быс
тро и долго бежать, он прекрасно плавает и ныряет, изумительно ловко и бесшумно лазает по отвесным кручам в поисках добычи. Неуклюжим он лишь кажется, особенно тогда, когда одет в зим-нюю длинную шерсть, а под шкурой при движении перекатываются обильные жи-ровые запасы. Именно таким иностранцы по характеру и представляют русского человека, и именно с этим животным его отождествляют. Медведь — это символ добродушия и ярости, богатыр
ской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлоб-ливости, с другой — в их умении постоять за себя.Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 г., а также одним из символов Олимпиады, которая будет проходить в г. Сочи в феврале 2014г.
Слайд 17 Поворачивает ловко
Он за солнышком головку.
Поле словно в желтых волнах.
Здесь растет цветок…
ПОДСОЛНУХ - символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой,
потому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей. А также подсолнух отражает солнечное тепло - желтый цвет, и щедрость Кубанской земли - зеленый окрас. Подсолнух - удивительный цветок, символ жизненной энергии и силы. Именно поэтому подсолнух всегда ассоциируется с нашей родиной, Кубанью. Краснодарский край засеян подсолнечником на 440 тысячах гектаров земли. Из подсолнечника изготавливают подсолнечное масло, семечки, которые можно также использо
вать для приготовления козинаков, халвы и других вкусных сладостей.
8 РЕФЛЕКСИЯ (работа в группах)
Каждая группа изготавливает один из народных символов страны- один символ от группу.
У каждого ученика на столе имеется индивидуальная раскраска с наролным символом (тот, который изготавливала вся группа). Ребенок раскрашивает картинрнку, выражая свое отношение к занятию.
1) олимпийский мишка – раскрашивают пояс
2) подсолнух - раскрашивают лепестки;
3) береза – раскрашивают листочки;
4) матрешка – раскрашивают платочкек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина". Презентация.
Тема внеклассного занятия: “ С чего начинается Родина”Цель : воспитание гражданина и патриота своей РодиныЗадачи:· сформировать знания о государственных симво...
Методическая разработка внеурочного занятия 2 класс ФГОС; кружок «БУМАГОПЛАСТИКА».Тема: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ТЕМА: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: создать условия для закрепления у учащихся зна...
Разработка внеурочного занятия «Здоровое питание» Тема: Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Цель данного занятия - сформировать у детей представление о пользе каш, познакомить с различными видами круп, рассказать, как сварить кашу, как сделать ее вкуснее...
Классный час ( 2 класс) . Тема : " С чего начинается Родина".
План-конспект классного часа на тему: "С чего начинается Родина"....
Технологическая карта урока. Окружающий мир. 3 класс. Тема: « С чего начинается Родина?»
Цели урока:Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной ...
Конспект внеурочного занятия 2 класс тема "Где найти витамины весной" УМК "Школа России" + презентация
Название кружка: «Разговор о правильном питании» Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное Форма работы: коллективная Тема...
Методическое пособие "Организация внеурочных занятий по окружающему миру в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Методическое пособие, адресовано учителям начальных классов, послужит дополнительным источником знаний, а также поможет преподавателям и студентам педагогического отделения при подготовке к проб...