Технологическая карта урока. Окружающий мир. 3 класс. Тема: « С чего начинается Родина?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Оськина Елена Евгеньевна

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
         Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 

                     Задачи:   - подвести детей к осознанию понятия «Родина», необходимости  в стране государства;

                              - развивать коммуникативные и познавательные умения; развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих  действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

                                      - воспитывать патриотизм, нравственно-этическую ориентацию.

Технологии и методы:    проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, ИКТ технологии, проектная деятельность.

Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа, тесты

 Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Основные понятия урока: Уточнение представлений что такое «Родина», как устроено государство.

  Проблема урока:  « Что для человека означают слова «Родина» и «родина»?»

   Вывод по проблеме:     Родина подразделяется на малую и большую, но у каждого она одна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока     Окружающий ми            3 класс     __________

Учитель начальных классов Оськина Е.Е.

Тема: « С чего начинается Родина?»

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
         Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

                     Задачи:   - подвести детей к осознанию понятия «Родина», необходимости  в стране государства;

                              - развивать коммуникативные и познавательные умения; развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих  действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

                                      - воспитывать патриотизм, нравственно-этическую ориентацию.

Технологии и методы:    проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, ИКТ технологии, проектная деятельность.

Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа, тесты

 Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Основные понятия урока: Уточнение представлений что такое «Родина», как устроено государство.

  Проблема урока:  « Что для человека означают слова «Родина» и «родина»?»

   Вывод по проблеме:     Родина подразделяется на малую и большую, но у каждого она одна.

Планируемые результаты:  

Предметные: Сформировать правильное понимание слова «Родина», характеризовать роль общества,  государства и  приводить примеры государственной власти ,  применять полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.

Метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

 Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.  Самоопределение к деятельности и мотивация.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Лозунг « Учись учиться – станешь успешным!»

- Как вы понимаете это высказывание?

Отвечают

Личностные УУД:

самоопределение;

Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы;

2) Актуализация знаний.   Постановка цели и задач урока.  Фиксация затруднения в деятельности

Прослушать и просмотреть слайд- фильм на текст песни М. Матусовского  «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса

-Какой вопрос прозвучал в песне?

- Как вы думаете, какая у нас тема урока?

-  Откройте учебник на стр. 16.

с помощью текста (диалога) осуществляем постановку проблемы.

-  Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе

-  Что удивило Анюту?  

-  Какое вы заметили противоречие?

-  Какой возникает вопрос?

 

-Из этих вопросов можно сформулировать проблему нашего урока

-Но что бы начать работу по проблеме нам нужно составить план

                    План (примерный)        (Помогаю детям)

  1. Что означает слово Родина?
  2. Государство. (Откройте стр.19 уч. , рассмотрите фото и прочитайте текст над ними какое слово вам показалось самым сложным и непонятным?)
  3. Защита проекта. Завершение работы над проектом.
  4. С чего же начинается Родина?

– Что мы сейчас с вами делали?

 Какое умение формировали?

- На столах каждой группы лежат конверты с заданиями. Откройте их и прочитайте задание

Отвечают:

Сначала папа сказал: «наша Родина – Россия»

А потом,  папа назвал своей родиной -Новгород.

- Получается, что у Анютиного папы две Родины?

Что человек называет своей Родиной?

Что означают слова «Родина» и «родина»?

-Значение этих слов одинаковое или есть разница?

Проблема: Что для человека означают слова «Родина» и «родина»?

Предлагают пункты плана.

Планировали  нашу деятельность.)

Умение организовывать свои дела.

Открывают конверты и читают задание.

Собирают пословицы и объясняют смысл.

Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

Целеполагание; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем.

                 Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

3) Первичное усвоение новых знаний.  Построение проекта выхода из затруднения.

  - Что такое страна?

Я предлагаю вам найти более точные определения. Где мы можем поискать ?

 

-К какому выводу мы пришли?

- Итак, страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

Подвести уч-ся к выводу: Все люди связаны друг с другом. Но где бы не жил человек в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия- страна, где мы родились, живём и трудимся. И все мы – это одно большое ОБЩЕСТВО.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Физминутка

Предположительные ответы

Двое уч-ся работают в паре по учебнику стр.16.

Более сильная уч-ся работает с толковым  словарем.

Отвечают

Читают стр. 18. Формулируют вывод.

             Отвечают: умение пользоваться информацией и формулировать главную мысль.

Познавательные УУД:

Отбор источников информации, находить информацию в тексте, словаре, ставить вопросы и искать ответы, отделять новое от известного,

на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, воспринимать информацию данную в явном и неявном виде, формулировать главную мысль.

4) Первичная проверка понимания  Первичное закрепление.

Самостоятельное применение знаний. Закрепление.

-У каждой страны есть свои границы.

- А как называется наша страна?

 (Показ по карте)

И главный город.

-Как называют главный город?

- Назовите столицу нашей страны.

Кто покажет на карте?

- Ребята, а где территория на которой проживаем мы? Покажите.

Итак, наша страна РФ – это наша Родина, наш большой общий дом. Для того, что бы в доме был порядок у нас в России и в других странах мира существует ГОСУДАРСТВО.

Сегодня мне приснился удивительный  сон: как будто попала  я в страну, где всем всё можно: ходи, где хочешь, делай что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Все весёлые, довольные, ведь никто никого не воспитывает и не наказывает. Там нет ни правительства, ни полиции, никаких тебе правил поведения!

-Ребята вы хотели бы пожить в такой стране? Стране удовольствий?

Взгляните на рисунок стр.20 учебник.

Объясните что происходит? 

Продолжите формулировку вывода: Если не будет государства в стране… Сравните свой ответ с ответом папы Илюши. Учебник стр.20..

Составляю схему на доске, дети помогают.

Государство: правительство, армия, полиция, законы.

-Ребята, какие умения мы с вами сейчас формировали?

– Выполните  задание №1  из рабочей тетради (Н) (индивидуально) 

№1 (П) (индивидуально) 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) Что делали? Какое умение формировали? 

№2 (работа в группе) при проверке этого задания:

-В чём отличие нашей схемы на доске и в рабочей тетради?

Проверка

Самооценка (ставится в тетради за каждое задание)

Гимнастика для глаз.

-Ребята,  какие пункты плана у нас остались не выполненными?

Отвечают. Называют. Показывают.

На первом рисунке полицейский использует свою власть данную ему государством.

На втором мы видим беспорядок.

В обществе начнётся беспорядок.

Умение пользоваться информацией

Выполняют задание в рабочей тетради

Проверка по эталону на доске.

В раб.тетр.: Государственная власть.

А на доске: определения для всех органов власти.

 Ответ: оценивали  работу. Формировали умение оценивать.  

Выполняют задание в рабочей тетради, обсуждают

Отвечают обращаясь к плану урока.

3, 4. Защищают проект №1

Отвечают обращаясь к плану урока.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, выполнять различные роли в группе, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Личностные УУД: уважать мнение одноклассников, называть свои результаты

Регулятивные УУД:

Работая по плану сверять свои действия с целью, в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех, понимать причины своего успеха или неуспеха.

Познавательные УУД: представлять информацию в схемы, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, воспринимать информацию данную в явном и неявном виде, формулировать главную мысль.

Личностные УУД: уважать мнение одноклассников, называть свои результаты

Регулятивные УУД:

Работая по плану сверять свои действия с целью, в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех, понимать причины своего успеха или неуспеха.

5) Итог урока. Рефлексия

Ребята, и последний пункт нашего плана – это:   С чего же начинается Родина?

Обратите внимание вот на это дерево.

Работу на нашем уроке можно отразить на нём.., т.е. завершить наш проект.

-С какого вопроса мы начали урок?

- В ходе урока мы называли понятия, они перед вами, разместите их на разных сторонах от ствола.

-Какая проблема перед нами  стояла?

 Ребята, вы согласны с тем какое утверждение стоит у нас в названии проекта?

Кто  справлялся легко со всеми заданиями и вопросами?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили за весь урок?

завершают работу над проектом №2.

Проблема: Что для человека означают слова «Родина» и «родина»?

Каждый делает вывод по работе.

Сверяют свои выводы с авторским в учебнике (стр.21)

Да.  Родина – это место, где мне хорошо.

Оценивают свою работу

Коммуникативные УУД: объяснять смысл слов, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы, понимать причины своего успеха или неуспеха.

Личностные УУД: осознавать свою связь с историей всей страны.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Чтение текста темы 3, вопросы стр.21. из оставшихся заданий в рабочей тетради 2 на выбор. Быть готовыми к защите проекта.

Получают на листочках, читают, задают вопросы, если не понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "С чего начинается Родина?"

Урок окружающего мира по теме "С чего начинается Родина?" проводится по 2 части учебника "Окружающий мир" (Моё Отечество) 3 класс ОС "Школа 2100" . Возможно использовать ...

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о государственных границах России на карте, умения читать карту;расширение знаний о государственной символике.З...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Карта - наш экскурсовод" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о физической карте, условных обозначениях.Планируемые результаты:Предметные:1.Формировать умения работать с физической картой;2.Тренировать умения, связан...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...