«Я знаю родной край»
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Открытый урок – игра по окружающему миру «Я знаю родной край». Можно использовать на уроках окружающего мира, как региональный компонент, во внеурочной деятельности на занятиях по "Доноведению".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_kray.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок – игра по окружающему миру
«Я знаю родной край»
Черновой Татьяны Анатольевны
Цели: 1. Обобщить и проверить знания детей по изученному разделу «Родной край – часть большой страны».
2. Заинтересовать историей родного края, формировать желание изучать фольклор Тихого Дона.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование: раздаточный материал – тесты, таблички «Зоологи», «Географы», «Ботаники», «Кладовая РО», тема «Я знаю родной край», выставка книг о родном крае «Книжная лавка», карта РО, иллюстрации, музыка Тихого Дона, карточки, дополнительный материал, полезные ископаемые РО, книга «Природа и история родного края».
Ход урока
I Оргмомент.
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу.
И верю, что каждого ждёт свой успех,
Душой болею за вас за всех.
Итак, ребята, сегодня тема нашего урока окружающего мира вам понравится, потому что она очень нравится мне , ведь у нас с вами один на всех общий дом – Донской край.
О чудесном крае будет разговор.
О прекрасном, милом крае,
Где мы все живём.
По этому краю мы с вами отправимся вместе, несмотря на то, что вы разделены на 3 команды – группы.
Каждая группа должна будет отличиться в своей специальности.
Группы такие: «Географы»,
«Ботаники»,
«Зоологи».
Задания тестов вам помогут правильно ответить на вопросы по теме.
Каждая команда должна как можно лучше представить свой вопрос.
Роли распределены –
Познакомьтесь – вот они!
(Ботаники, географы, зоологи.)
II Обобщение.
- Ну, а теперь, счастливого пути по нашему родному краю.
Давайте приступим скорее к работе,
Пусть интересным будет урок. (раздать тесты)
-Время выполнять тесты. Прочитайте утверждение и обведите правильный ответ.
Тест №1 (для географов) .
- Наш край расположен на … нашей страны.
а) севере; б) востоке; в) юге.
Дополнительный вопрос: -Показать РО на карте и с кем граничит.
- Крупные города РО.
а) Москва, Санкт-Петербург, Ярославль;
б) Шахты, Ростов-на-Дону, Сальск;
в) Б.Орловка, Б.Мартыновка, х.Комаров.
Д.в.: Показать крупные города РО.
- Рельеф родного края…
а) горы; б)равнина; в) холмистая равнина.
Д.в.: - Что входит в понятие холмистая равнина?
(Овраги, терриконы, курганы, лиманы, поймы рек).
- Что образовано естественным путём – природой, а что рукотворным?
- Чем отличаются овраги и балки?
- Как раньше в древности называли самую большую реку РО?
а) Танаис, б) Ангара; в) Волга.
Д.в.: - Почему Дон называют «Тихим»? (За медленное течение.)
- Я хочу вам прочитать почему «Дон Ивановичем наречён» - с. 34 «Природа и история родного края». Итак, исток Дона в Тульской области в г. Новомосковск вытекает из Иван – озера.
- Какие водоёмы РО ещё вы знаете?
-Какую живность из реки Маныч раньше поставляли во Францию? (Лягушек).
- Обратите внимание на выставку «Кладовая РО». Вспомните, какие полезные ископаемые добывают в РО?
(Представление полезных ископаемых)
- Работа по карточкам №1,2,3. Определить природную зону. (Тундра, пустыня, степь.)
- В какой природной зоне живём мы с вами? (В степи.)
Таким образом мы переходим к следующей группе специалистов – к ботаникам.
Тест №2 (для ботаников).
- Редкие и охраняемые растения РО
а) пальма, ананас, банан;
б) ковыль, типчак, тюльпан Шренка;
в) верблюжья колючка, полынь, лишайник.
Д.в.: - Дополните редкие растения. (Горицвет весенний, голубая пролеска, ландыш).
- Растительный мир РО
а) кедр, лиственница, саксаул;
б) дуб, сосна, ясень;
в) мхи, лишайники, карликовая берёза.
- На Дону называют «шёлковой травой»…
а) типчак, б) ковыль, в) рожь.
- Ценное лекарственное растение:
а) мох, б) чабрец, в) верблюжья колючка.
Д.в.: - О каком растении Дона пишет поэт А. Сафронов?
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета.
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром. (о бессмертнике)
- Это самое могучее дерево на Дону, его называют «великаном лесов», о нём писал А.С.Пушкин, когда был в Таганроге. (дуб)
- Какой цветок на Дону называют лазоревым? (степной тюльпан)
- По крепости древесина этого дерева может заменить дуб, по крепости – ясень, по красоте в изделиях – клён. Что это за дерево? (Вяз.)
Теперь настало время зоологов.
Тест №3 (для зоологов).
- Самое крупное животное лесов Дона…
а) лось; б) кабан; в) байбак.
2. Хатку себе строит в реке из камыша…
а) лягушка озёрная; б) ондатра; в) беркут.
3. Редкие и охраняемые насекомые РО
а) пчела, комар, муха;
б) колорадский жук, жужелица, божья коровка;
в) стрекоза, жук – олень, шмель.
4. Редкие и охраняемые животные и птицы степи.
а) дрофа, журавль – красавка, орёл степной;
б) ворона, воробей, сорока;
в) дятел, синица, голубь.
Д.в.: - Какую донскую птицу подавали к царскому столу? (Фазан.)
- Эти животные ведут ночной образ жизни, они слепы, но хорошо летают, спят вниз головой. (Летучая мышь.)
- Мы говорим редкие, охраняемые животные, растения. Откуда мы узнаём, что они охраняются? ( Из Красной книги).
- А знаете как полностью называется Красная книга? (Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.)
А теперь все вместе поиграем. Игра называется «Да – нет».
- Южнее зоны лесов расположена зона степей. (Да.)
- В зоне степей нашей РО холодное, дождливое лето. (нет) – А какое оно? (тёплое, засушливое).
- Почвы в нашем Донском крае плодородные. (да).
- Тюльпаны цветут в разгар лета. (нет).
- Очень часто встречается самая маленькая птица – дрофа.(нет)
Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
Теперь открывайте глаза и представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна, растения быстро вырастают. Жарко, солнце так и жжёт землю (дети показывают, как им плохо). Подул ветер – всё сильнее, сильнее, и началась пыльная буря. Вдруг всё стихло (дети садятся).
Ребята, а как называются люди, которые изучают животный мир, природу, связи между ними, учат охранять нас животных и растения. (Экологи).
А сейчас хотелось бы узнать,
У скольких экологов класса знания на «5»?
- Назовите экологическую проблему степей РО
- Распашка степей. Степей почти не осталось.
- Большие стада вытаптывают степь, если пасутся на одном месте.
- Браконьерство.
Все – все на свете, на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд,
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем – то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Сейчас мы с вами решим задачу. Она о хищнике, который живёт в степи, и тоже всё – равно нужен.
Скорость волка в случае опасности – 55 км/ч. Сколько км может пробежать волк с такой скоростью за 2часа? (110 км)
Дополнительный материал. Загадки.
- Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растенья.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворенья. (жаворонок, природная зона – степь.)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Викторина.
- Детёныши лягушки. (Головастики.)
- Санитары водоёма. (Раки, беззубки.)
- Враги колорадского жука. (Жужелицы.)
- Овраги, заросшие травой. (Балки.)
- Самые плодородные почвы. (Чернозём.)
- Растения, плавающие на поверхности воды.(Ряска.)
- Водяной строитель.(Бобр.)
- А сейчас, ребята, представьте себя в роли историков. Ответьте на вопросы.
- Кто такие казаки? (Беглые крестьяне из России). С. 54 «История…»
- Почему Дон Ивановичем зовут? (с.33)
- Как называются жилища казаков? (Показ куреня.)
Загадки о полезных ископаемых с. 162
- кто прославил Донской край литературными произведениями? (Шолохов. Он очень любил свою землю, он знал историю, любил природу, фольклор. Его и вы успели полюбить.)
«Музыкальная карусель»
III Подведение итогов.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов
Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...
Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».
Раздел III. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»....
Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний. Данный урок («Я знаю родной край») является заключительным в разделе «Родной к...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».
Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска. Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов....
Презентация к занятию внеурочной деятельности "Люби и знай родной край"
Презентация к занятию "Люби и знай родной край" представлена в виде викторины "Знатоки микрорайона" для учащихся 2-3 классов. Цель этой презентации-создать условия для расширения з...