Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний. Данный урок («Я знаю родной край») является заключительным в разделе «Родной край – часть большой страны». Он непосредственно связан с предыдущими уроками раздела и завершает процесс выявления сущности основных понятий и практического их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 «Б» КЛАССЕ
«Я ЗНАЮ РОДНОЙ КРАЙ»
УЧИТЕЛЬ ЛУПАЧЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА
г.ГАТЧИНА
2011
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели. Образовательные: показать значимость водоёмов, недр, почвы,
растительного и животного мира нашего края в жизни человека;
формировать представления о негативном и позитивном влиянии
деятельности человека на многообразие видов растений и животных
края.
Развивающие: содействовать развитию умения осуществлять самокон-
троль и самооценку учебной деятельности, развивать умение анализи-
ровать, сравнивать, делать выводы, развивать мыслительную деятель-
ность.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к природе родного
края, формировать коллективизм, сплочённость.
Оборудование. У каждого ученика: тесты №1 и №2, экологическая задача, заготовка для терминологического диктанта, конверт с набором представителей растительного и животного мира природных сообществ. Кроссворд, ответы на тест №1 и к заданию «растительные сообщества».
Ход урока.
I. Организация класса. 1 мин.
II. Сообщение темы и целей урока. 2 мин.
- Послушайте стихи девочки Марины Юдзевич и определите их основную мысль.
Вот букет, он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срываем без разбора
Нежные, тугие стебельки.
Зачем мы рвали их – не знаю.
Быстро вянет первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне,
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое.
Ведь не могут же подснежники сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою,
Только очень просим нас не рвать.»
Мнения детей: люди безжалостно губят растения и животных, в том числе занесённых в Красную книгу. Основная мысль: очень просто погубить живое. Нужно наслаждаться красотой природы, а не губить её.
-- На сегодняшнем уроке мы обобщим знания о родном крае, полученные во время изучения раздела «Наш край – часть большой страны», обобщим экологические знания. Урок носит и контрольный характер. Прочитайте план урока.
Запись на доске. 1. Поверхность. Водоёмы.
2. Подземные богатства.
3. Почва.
4. Растительные сообщества.
5. Растениеводство и животноводство.
III.Обобщение.
1.Поверхность и водоёмы. 7 мин.
А.- Ответьте на вопросы теста №1.
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется…
А) балка; Б) холм; В) овраг.
2. Поверхность Ленинградской области в основном имеет характер:
А) равнинный; Б) гористый; В) плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называются…
А) холмы; Б) плоскогорья; В) терриконы.
4. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называется…
А) гора; Б) холм; В) плоскогорье.
5. К естественным водоёмам относятся:
А) пруд, озеро, канал; Б) ручей, море, река; В) пруд, водохранилище, канал
6. Водный поток, имеющий исток и устье, это …
А) озеро; Б) канал; В) река.
7. Какие океаны омывают Россию?
А) Индийский, Тихий, Атлантический;
Б) Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический;
В) Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
8. Какое озеро является одним их крупнейших озёр Ленинградской обл.?
А) Ладожское; Б) Байкал; В) Селигер.
9. Выбери верный ответ. Водоёмы – это…
А) место обитания животных и растений;
Б) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
В) украшение Земли.
10. С водоёмами связана жизнь следующих животных:
А) утки, лебеди, цапли;
Б) трясогузки, совы, кукушки;
В) орлы, аисты, кедровки.
Б.Самопроверка. Ответы предъявляются на доске:
- В 6. В
- А 7. Б
- В 8. А
- Б 9. Б
- А 10. А
Ошибочные ответы корректируются.
Критерий оценки: 5 правильных ответов – «3»
6 – 8 прав. ответов -- «4»
9 –10 прав. ответов -- «5»
В. – Аргументируйте следующую точку зрения: водоёмы нуждаются в охране.
Павел Никулин: водоёмы должны быть чистыми, чтобы животные и растения, которые там живут, не погибли, чтобы люди могли пользоваться водой для питья. Но воду загрязняют стоками заводы и фабрики, туда приносятся ядохимикаты с полей, бензин и другие химические вещества после мойки автомобилей. Нужно запретить такие действия. А ещё нужно запретить людям бросать в воду мусор, чтобы водные животные и люди не поранились.
Дополнительный вопрос: как в водоёмы попадают ядохимикаты и удобрения?
(С дождевой водой).
- Какую помощь взрослым в охране водоёмов можете оказать вы?
(Следить за чистотой ручьёв и родников, расчищать их, не рвать водные растения)
- Молодец, ты дал развёрнутый аргументированный ответ и ответил на дополнительные вопросы. Отметка 5
2. Подземные богатства. 6 мин.
- К какой природе относится вода (к живой или неживой)?
- Назовите другие объекты неживой природы.
- Вы назвали среди объектов неживой природы и камни, полезные ископаемые. Что мы называем полезными ископаемыми?
(Все природные богатства, которые добывают люди.)
- Иванова Таня и Потапов Антон приготовили для вас кроссворд о полезных ископаемых.
Т.Иванова: - Предлагаем разгадать кроссворд. Я задам вопросы о словах, зашифрованных по горизонтали, Антон – по вертикали.
(Задают вопросы по очереди).
По горизонтали:
1. Очень прочен и упруг.
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
5. По трубе течёт,
Пироги печёт.
6. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это?
8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи.
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге, 2. Покрывают им дороги,
То увязнут сильно ноги. Улицы в селениях.
А сделать миску или вазу, А ещё он есть в цементе.
Она понадобится сразу. Сам он – удобрение.
7. Росли на болоте растения, 9. Он несёт в дома тепло,
Стали топливом и удобрением. От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий.
Ответы.
По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
- Таня, почему полезные ископаемые нужно использовать экономно?
(Их нельзя восстановить, потому что они образовывались в недрах Земли много миллионов лет.)
- Антон, как полезные ископаемые, относящиеся к неживой природе, связаны с живой природой?
(Многие из них образовались из остатков живых организмов миллионы лет назад. Поэтому можно сказать, что живая и неживая природа взаимосвязаны.)
- Спасибо за подготовку к уроку. Вы дали правильные ответы.
Две отметки 5.
3. Почва. 9мин.
А.- Послушайте экологическую сказку и ответьте на вопрос: кто кому родственник? (Сказку читает учитель.)
Вздрогнула земля – трах-тара-рах! – полетели камни и скалы кувырком с обрыва… Изо всех сил старался задержаться меньшой камень. Мимо него в клубах пыли промчался старшой брат, по пути его настигла скала-громадина, тяпнула мимоходом по макушке и расколола на куски.
«Да-а, брат… -- подумал меньшой гранит. – Вот тебе и каменный характер. Видно, и вправду быть тебе землёй».
Но в это время что-то толкнуло самого меньшого брата, покатился он вслед за всеми да так крепко приложился внизу, что искры посыпались.
Не скоро пришёл в себя наш камень. Пожалуй, не один миллион лет миновал, пока он очнулся. А очнулся – глядь, лежит он вместе с другими незнакомыми камнями на льду, а от старшего брата и обломков не видать.
Это был огромный ледник, спускавшийся вниз по ущелью длинным языком.
Наверху в горах вьюги наметали толстые пласты снега. Под собственной тяжестью снег оседал и постепенно превращался в лёд, а на него ложились всё новые и новые снежные слои. Такой получился груз, что лёд постепенно стал сползать вниз. Нашёл дорогу и полз по ней, словно тесто из кастрюли. Неспешно полз ледяной язык, и год от года то ущелье становилось всё глубже и шире. А получилось это оттого, что в лёд врастало множество больших и малых камней; ими и пилил ледник свою дорогу, словно гигантской тёркой.
Немало таких ледников съезжало с высоких снежных гор, а доехав до мест потеплее, они таяли и весь свой каменный груз громоздили великими кучами.
Чего только не случалось с меньшим гранитом и во время его ледяного путешествия, и потом, когда он прибыл на новое местожительство! Он лежал себе, кряхтел, да благословлял свой каменный характер. И пуще всего его злило, что вокруг травка зелёная, цветы головками качали, колосья шептались – и все Землю-матушку славили да благодарили.
-- Чего он её хвалят? – ворчал лежач-камень. – Грязь одна! Летом – пыль, весной – слякоть… То вода эту землю точит, то ветер носит, кто хочет, тот и топчет. А всего хуже, что в неё любая зелень может свои жадные корни запустить.
Ворчал-кряхтел старый камень, а его никто не слушал – все от такого соседа подальше держались. Впрочем, граниту только того и надо было – лишь бы его не тревожили, лишь бы не мешали, а там хоть трава не расти. Одно плохо – растёт всё-таки. Совсем незадолго до конца этой сказки пролетел ветер и промолвил: -- Кто здесь родственников ругает?
-- Что же получается? Неужели эта противная мокрая и чёрная земля мне родственница? – сказал камень.
-- А как же! Почва чёрная…
-- Почему же почва чёрная?
Лякина Анна: Почва чёрная от перегноя. А перегной – это остатки растений и животных.
-- Правильно, Аня. Дослушайте конец сказки. Почва чёрная из-за остатков растений, из-за перегноя (гумуса), а больше всего в ней песчинок да глины. И всё это – дети гранитов и других очень старых камней.
Б.-- Так кто же кому родственник? Сделайте вывод.
Антонова Вика: Гранит и почва – родственники. Почва образовалась из остатков камней, поэтому в ней содержатся песчинки, а ещё в почве содержатся остатки живых организмов.
- Я считаю, что почва нуждается в охране. Права ли я? Докажите.
Лякина Анна: Почву нужно беречь, потому что она образовывается очень медленно: 1см за 300 лет. А повредить её легко. Люди портят землю ядохимикатами, неразумно используют почву при строительстве домов, дорог, при разработке полезных ископаемых не закапывают карьеры, неправильно распахивают почву.)
Дополнительный вопрос: как растения защищают почву?
(Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро смыть почву.)
- Ты правильно ответила на вопросы, но не всегда точно формулировала свои мысли. Отметка 4
В. Решение экологической задачи.
- Возьмите лист с экологической задачей. Решим её. (Поэтапное решение.)
- Подсчитайте, сколько мусора ваша семья накапливает за 1 день. Обозначим эту массу : 1кг.
- Сколько за год выбросит мусора ваша семья?
1* 365= ___________ кг
- Подсчитайте, сколько мусора выкинут за день и за год жильцы вашего дома (примерное количество квартир 60)
1* 60 = ______ кг
365 * 60 = _________ кг
- Рассчитайте количество мусора, которое приходится на 1 человека за год в вашей семье (а – количество членов семьи):
365: а = _________ кг
- Рассчитайте, сколько мусора накапливается в нашей Гатчине с её 100000 жителями:
_______ * 100000 = ____________ кг
- Конечно, эти цифры неточны. Иногда выбрасываются крупные вещи, которые вы не учли. То есть мусора больше, чем вы подсчитали. По подсчётам специалистов, если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной в 5 метров. Утонем в мусоре!
Г. Итог. Чем ещё опасны мусорные свалки?
Донцу Мария: Свалки отравляют почву, воду, воздух – всю окружающую среду.
- Как бороться с этой экологической бедой?
(Как можно меньше заваливать мусорки предметами своего обихода. Стараться давать вторую жизнь вещам. Собирать и сдавать в пункты вторсырья стеклянные бутылки, старую бумагу. Нужно строить заводы по переработке мусора.)
- Вот как красиво, с любовью о земле сказал римский писатель и выдающийся агроном I века нашей эры Колумелла: «Земля – это не устарелая женщина. Нет, – это всегда юная, красивая, всегда свежая, младая, всегда способная быть плодородной, если только уметь лелеять её младость, сохранять, поддерживать её нежную, игривую жизнь».
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1 мин.
5. Растительные сообщества. 6 мин
А. – Чему даёт жизнь почва? (Растениям)
- Какие живые организмы тесно связаны с растениями? (Животные, грибы, черви, бактерии).
- Вспомним о природных сообществах. Какие природные сообщества вы знаете?
(Лес, луг, пресный водоём).
Б. Класс делится на 3 группы. 1 и 4 колонки – знатоки леса,
2 и 5 колонки – знатоки луга,
3 и 6 колонки – знатоки пресного водоёма.
У каждого ученика на парте одинаковый набор растений и животных.
Задание: выбрать из растений и животных представителей данного природного сообщества. Доказать, что это природное сообщество на примере цепи питания.
(Набор растений: сосна, папоротник, бересклет, тимофеевка, мятлик, клевер, камыш, кувшинка, зелёные водоросли).
(Набор животных: белка, кабан, рысь, дятел, кузнечик, коростель, махаон, бобр, цапля, жук-плавунец).
В. Взаимопроверка. Ученики обмениваются работами: 1колонка со 2-й, 3 с
4-й, 5 с 6-й. Ответы вывешиваются на доске.
Критерий оценки: без ошибок – «5»;
1 – 2 ошибки – «4»;
3 ошибки – «3».
Устно (с места) от каждой группы 1 ученик приводит примеры цепочек питания.
Кокарев Владимир: сосна – белка – рысь.
Семикин Иван: клевер – кузнечик – коростель.
Лапин Кирилл: зелёные водоросли – жук-плавунец – цапля.
Г. Итог. – Докажите, что лес, луг, водоём – природные сообщества.
Пасичниченко Никита: в лесу, на лугу, в водоёме растения, животные, микроорганизмы взаимосвязаны. Например, на лугу шмель питается клевером, коростель питается шмелями и другими насекомыми. Когда животные и растения погибают, их остатки постепенно превращаются в перегной под действием червей и бактерий , а из почвы снова вырастают растения).
Вопрос 2 группе: почему луг как природное сообщество может существовать бесконечно долго, о поле надо возделывать каждый год?
Семикин Иван: На лугу всё взаимосвязано, сложилось экологическое равновесие. А поле – результат деятельности человека. Когда поле распахивают, гибнет много червей и личинок насекомых в почве, которые обычно помогают растениям развиваться, рыхлят землю. В поле почва быстро беднеет, культурным растениям на ней расти становится всё труднее, она «захватывается» дикорастущими растениями.
-Ты хорошо работал на уроке, правильно ответил на вопрос и сделал вывод, но с помощью наводящих вопросов. Отметка 4
- Растениеводство. 4 мин.
А. – Как одним словом назвать растения, произрастающие в лесу, на лугу?
Как, в отличие от них, называются растения, которые выращивает человек?
(Культурные растения).
- Какая отрасль сельского хозяйства этим занимается? (Растениеводство).
Б. Словарный и терминологический диктант.
- Запишите растение и отрасль растениеводства, которая его выращивает.
(Детям, которые затруднялись с отгадкой, давалась подсказка).
1.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
2.На сучках висят шары,
Посинели от жары.
3.Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
4. Полевое растение, из зёрен которого получают белую муку.
5. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября. В переводе его название звучит как «звезда».
6. Представьте себе: мы на картофельном поле, ярко светит солнце, зеленеет ботва. Мы наклоняемся и видим маленького жёлтого жука, спинка которого украшена десятью чёрными полосками. Он очень прожорлив. О ком идёт речь?
7. Червивое яблоко попадалось каждому. В него забралась гусеница этой вредной бабочки. Гусеницы вгрызаются в яблоки и поедают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое
8. Кто эти красавицы? Лёгкие, нежные, с кружевными голубовато-зелёными крыльями, они похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце. У личинок огромные по сравнению с их тельцем челюсти. С их помощью личинки поедают тлей.
Ответы: 1. Морковь. Овощеводство.
2. Слива. Плодоводство.
3. Подсолнечник. Полеводство.
4. Пшеница. Полеводство.
5. Астра. Цветоводство.
6. Колорадский жук.
7. Яблонная плодожорка.
8. Златоглазка.
7. Проверочный тест №2. 7 мин.
- Выбери лишнее слово.
А) сад; Б) поле; В) луг; Г) огород; Д) цветник.
- Выбери лишнее слово.
А) златоглазка; Б) жужелица; В) полёвка; Г) пустельга.
- Выбери лишнее слово.
А) малина; Б) брусника; В) смородина; Г) крыжовник.
- Выбери лишнее слово.
А) картофель; Б) крахмал; В) мука.
- Выбери лишнее слово.
А) тля; Б) колорадский жук; В) божья коровка; Г) яблонная плодожорка.
- Какая профессия относится к сельскому хозяйству?
А) агроном; Б) ткач; В) геолог.
- Какая культура относится к зерновым?
А) томат; Б) овёс; В) капуста; В) вишня.
- Какая культура относится к овощным?
А) ячмень; Б) гречиха; В) персик; Г) кабачок.
- Гусениц яблонной плодожорки уничтожают …
А) златоглазки; Б) жужелицы; В) тли; Г) скворцы.
- От мышей и полёвок урожай защищают …
А) дрозды; Б) совы; В) синицы; Г) колорадские жуки.
IY. Итог урока. 2 мин.
- Наш урок подошёл к концу.Вы поработали продуктивно, правильно отвечали на устные и письменные вопросы. Отметки за терминологический диктант и проверочный тест я скажу вам на следующем уроке. За все письменные работы будет выставлены комплексные отметки.
- Как вы думаете, что на уроке было главным?
(Экологические проблемы).
- Какие объекты природы Ленинградской области нуждаются в защите?
(Растения, животные, почва, полезные ископаемые, водоёмы).
- Для чего необходимо всё это защищать?
(Чтобы не нарушилось экологическое равновесие в природе).
- Можем ли мы сказать о себе, что знаем родной край (обращение к названию урока)?
(Можем сказать, что знаем достаточно, но далеко не всё. Свой край можно изучать всю жизнь).
- В заключение послушайте стихотворение Юлии Головань и задумайтесь над ним.
Я пройду по земле, как сквозь пламень костров,
Где когда-то дышала отрада.
Каждой каплей воды, каждой веткой лесов
Она шепчет тревожно: «Не надо!»
Опускаясь на дно, возносясь в высоту
Вьются корни: смертельное семя.
Пожирая лазурь, унося чистоту,
Пробирается тихо сквозь время.
По сожжённым степям, по пустыням болот,
Сквозь мазута цветные разливы,
В сером мраке дождей ядовитых кислот
Зачернеют коптящие гривы.
И от смерти на шаг, задыхаясь в дыму,
Разносящем поточища смрада,
Пронесётся глухое «Зачем!?», «Почему!?»
И забытое всеми «Не надо!»
Y. Домашнее задание.
Нарисовать мини-плакат экологического содержания на любую из затронутых на уроке тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса
Тема:«Птицы. Что мы знаем о птицах». Цель:1)познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;2) учить выделять существенные признаки природных объектов;3) продолжить обучение...
Презентация к уроку окружающего мира "Что я знаю о себе"
Данная презентация поможет учителю познакомить учащихся со своим здоровьем и правильному отношению к нему. Она сделает урок интересным и познавательным....
Презентация к урокам окружающего мира "Что мы знаем о Москве?""
Материал может быть использован на уроках и во внеурочной работе....
Урок окружающего мира "Что мы знаем о воде"
Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 21 века"...
Презентация к уроку окружающего мира "Что мы знаем о нашей Родине". 1 класс. УМК "Школа России"
Презентация создана для урока окружающего мира "Что мызнаем о нашей Родине". 1 класс. УМК "Школа России". Автор учебника А.А. Плешаков...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ»Цель урока: Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно - н...
Конспект урока окружающего мира «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» Цели деятельности учителя: формирование представлений о свойствах воды и ее важности в жизни живых организмов. Планируемые результаты Пред...
Комментарии
Урок окружающего мира в 4
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний. Данный урок («Я знаю родной край») является заключительным в разделе «Родной край – часть большой страны». Он непосредственно связан с предыдущими уроками раздела и завершает процесс выявления сущности основных понятий и практического их применения.