Конспект открытого клубного часа во 2 «б» классе. Тема: «В гостях у тетушки Алёны».
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Данный конспект клубного часа разработан для детей, обучающихся во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_alene.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 1451
специальное (коррекционное) отделение
Конспект
открытого клубного часа во 2 «б» классе.
Тема: «В гостях у тетушки Алёны».
Воспитатель ГПД
Вакула Лариса Александровна
Москва
05.02.2016.
Цель: познакомить детей с жилищем русских людей в старину.
Задачи:
Образовательные:
1.Датьпредставление о предметах быта.
2. Продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости.
3. Приобщать детей к русской национальной культуре.
4. Закреплять умение использовать средства выразительности.
5.Совершенствовать умение правильно строить предложения.
6.Развивать логическое мышление.
Коррекционно - развивающие:
1.Развивать устную речь учащихся.
2. Развивать творческие способности, память, воображение.
3. Расширять кругозор детей.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5.Развивать умение анализировать.
6.Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Воспитательные:
1. Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.
2. Воспитывать умение слушать и слышать, выполнять инструкции.
Здоровьесберегающие:
1.Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
2. Снятия умственного и физического напряжения посредством чередования статических и динамических заданий.
Предварительная подготовка: рассматривание иллюстраций русской утвари, чтение книг о том, как жили люди в старину
Оборудование: картинки русской избы, хлеб, солонка, иллюстрации старинной русской утвари.
Словарь: изба, кочерга, ухват, красный угол, сундук, чугун, рушник, рукомойник, доброжелательный, гостеприимный, почетание
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1.Организационный момент. 2. Ориентировочный момент. Сообщение темы занятия. 3.Беседа. 4. Продолжение беседы. 5. Продолжение беседы. 6. Музыкальная пауза 7."Зарядка для ума" ( отгадывание загадок) 6. Беседа с демонстрацией предметов. 7. Итог занятия. | Ребята, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по русской старине. - Слава нашей стране, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли. Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Какая обстановка здесь? Вот печь. Как говорили о ней в старину? -Что стоит у печи? -Зачем они? -Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие? -А вот сундук. Что в нем хранят? -В каждой избе обязательно есть красный угол. Что означало в старину слово «Красный»? - В красный угол сажали гостей. Всякий гость входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. - А вы знаете как здоровались в старину? Говорили "здраве буде" Что это означает, как вы думаете? Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.
«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - с поклоном приглашает хозяйка. Что необходимо сделать перед едой? Ребята, кто знает как мыли руки в старину? Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так Называется? Русские люди очень гостеприимны и доброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта. «Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину. Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу. Нежданному гостю соль не предлагали . Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши ». В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед , попробует и скажет что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из – за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!» Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Вывод: старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали , если человек состарился, должен доживать свой век спокойно в ласке и любви. Вот так жили наши предки. Ребята, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня? У меня есть для вас загадка. Сама не ем, а людей кормлю. Вот мы сейчас поиграем на ложках. А чтобы их вспомнить, давайте я загадаю вам загадки: 1. Летом спит, Зимой горит, Пасть открывает, Что дают, глотает. (печь) 2. Стоит бела гора, Зимой всем мила, А как лето наступает – Про гору забывают. ( печь ) 3. На стене висит, болтается, Всяк за него хватается. (рушник) 4. Говорит дорожка – Два вышитых конца: - Помойся хоть немножко, Сажу смой с лица! Иначе ты в полдня Испачкаешь меня. (рушник) 5. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдает, Сам в угол идет. (ухват) 6. Черный конь скачет в огонь. (кочерга) 7. Под крышей – четыре ножки, А на крыше – чугун да ложки.(стол) 8. Стоит толстячок Подбоченивши бочок, Шипит и кипит Всем пить чай велит.(самовар) 9. Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем.(бублики) Ну что милые, гостюшки мои дорогие! Посидели рядком да поговорили ладком. О том, как жили люди русские. А что еще происходило, в старину расскажу в следующий раз. До свидания и спасибо за внимания.
| Дети приветствуют гостей и садятся на места. Дети рассматривают иллюстрации «Печь всему голова» Голова - значит самая главная Она и поилица, и кормилица , и телосогревательница. Кочерга, ухват На них сидят во время обеда, а ночью спят Сундук- ящик, с крышкою на навесках, обычно с замком Одежду Красный, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. Ответы детей. Будьте здоровы, здравствуйте. рушник -это вышитое полотенце. Вымыть руки. На улице, из рукомоя, рукомойника. рушник для рук. Дети вспоминают пословицы о хлебе. Объясняют, как они её понимают. "Хлеб - всему голова" "Хлеба ни куска и в горле тоска" "Будет хлеб - будет и обед" "Без хлеба куска и в горле тоска" "Хлеб -батюшка, вода- матушка." Хлебушко- калачу дедушка." Слушались дедушку, потому, что он был старший в доме. В старину нужно было слушать старших. Родителей слушались и почитали. Ложка. Дети играют русскую народную мелодию "Во поле берёза стояла." Печь массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Печь Рушник. полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян. Рушник. Ухват. приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Кочерга. инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Стол. Самовар. устройство для кипячения воды и приготовления чая. Бублики. Кулинарное изделие из пшеничного теста, скатанное кольцом, сваренное в воде, а затем запечённое. Бублики являются традиционным изделием русской кухни. | Сконцентрировать внимание учащихся. Подготовить учащихся к восприятию заданий. Привлечь внимание к поэтическому слову. Развитие логического мышления. Обогащение словарного запаса. Расширять кругозор детей. Работать дружно, не перебивая друг друга. Подготовить учащихся к восприятию заданий. Воспитывать умение слушать и слышать, выполнять инструкции. Обогащение словаря. Обогащение словаря. Обогащать словарный запас и развивать связную речь. Развивать умение анализировать. Воспитывать умение слушать и слышать. Совершенствовать умение правильно строить предложения. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать логическое мышление. Развивать умение анализировать. . Воспитывать умение слышать и слушать Снятие психоэмоционального напряжения. Уточнять назначение предметов. Обогащать словарь. Расширять кругозор детей. Развивать творческие способности, память, воображение.
Воспитывать умение слышать и слушать Настроить детей на следующее занятие и заинтересовать их |
Используемая литература:
1. Каюкова, Л. Русские народные загадки / Л. Каюкова. – М. : Детская литература, 1989.
2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Лаврентьева Л.С Смирнов Ю.И Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. С-Пб,"Паритет",2007
4.Терещенко А.В История культуры русского народа.М.Эксмо.2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С ПУШКИНА"
Данное занятие разработано для учеников 4 класса, имеющих тяжелые нарушения речи....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С ПУШКИНА"
Данное занятие разработано для учеников 4 класса, имеющих тяжелые нарушения речи....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В 1 "Б" КЛАССЕ ТЕМА: ""Этот день Победы"
Данный конспект клубного часа разработан для детей, обучающихся в 1 классе....
Конспект открытого клубного часа в 2 «б» классе Тема: "Путешествие по экологической тропе."
Данный конспект клубного часа разработан для детей обучающихся во 2 классе....
Конспект клубного часа во 2 классе. Тема: "А ну-ка, девочки!"
Данный конспект клубного часа был разработан для детей обучающихся во 2 классе....
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...